Назарова Светлана Валентиновна
Консультация «Развитие речи дошкольников 6–7 лет через речевые игры и упражнения»
«Развитие речи дошкольников 6-7 лет через речевые игры и упражнения»
Цель: Систематизация знаний педагогов об использовании речевых игр и упражнений для развития речи дошкольников 6-7 лет.
Задачи:
1. Систематизировать работу педагогов по использованию речевых игр и упражнений для развития речи дошкольников 6-7 лет.
Публикация «Консультация „Развитие речи дошкольников 6–7 лет через речевые игры и упражнения“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
2. Расширить знания педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по использованию речевых игр и упражнений.
3. Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации развития речи дошкольников.
Целевая аудитория: педагоги ДОУ.
Ожидаемый результат:
1. Повышение компетентности педагогов ДОУ в данном вопросе.
2. Систематизация работы по использованиюречевых игр и упражнений для развития речи дошкольников 6-7 лет.
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка психики и дальнейшего правильного её развития. Речь, во всем её многообразии, является необходимым компонентом общения. Именно в процессе общения она и формируется.
Цель занятий по развитию речи в детском саду – помочь ребенку овладеть родным языком. Это очень непростая задача, т. к. ребенок дошкольного возраста – это не ученик, которому можно изложить и объяснить правила склонения или спряжения, структуру простых и сложных предложений. Развитие речи у детей также тесно связано с формированием мышления и воображения ребенка.
Основными задачами развития речи в детском саду являются:
- воспитание звуковой культуры речи,
- обогащение и активизация словаря,
- формирование грамматического строя речи,
- развитие связной речи.
Необходимо формировать качественную сторону речевой деятельности в процессе общения. Крайне важно создать в работе эмоционально благоприятную ситуацию, которая способствовала бы возникновению желания у ребенка активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создавать такие ситуации, в которых даже самые стеснительные и необщительные детираскрываются.
Писатель Джанни Родари говорил, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку».
Игра и речь ребёнка тесно связаны между собой. С одной стороны, в игре развивается и совершенствуется речь ребёнка, а с другой — игра становится интереснее и разнообразнее, когда ребёнок овладевает речевыми навыками.
Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, учится общаться совзрослыми и сверстниками, старается говорить и мыслить в нужномнаправлении.
В своей работе по развитию речи дошкольников я использую речевые игры и упражнения.
Речевые игры — это метод повышения мотивации в развитии речевых умений и навыков, эмоционально окрашенный, вызывающий живой интерес к деятельности детей. Именно игры помогают выработать умение правильно произносить звуки, слова, усваивать грамматические формы родного языка, преодолевая при этом определенные трудности.
Играть в речевые игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В результате возникающего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие.
Чем полезны речевые игры?
• стимулируют познавательную активность ребёнка;
• активизируют мышление;
• обогащают словарный запас;
• закрепляют правильное произношение звуков;
• развивают внимание и память;
• улучшают коммуникативные навыки.
В 6-7 лет речь ребёнка становится более связной и грамматически правильной, но большинство детей всё ещё затрудняются правильно употреблять союзы и предлоги, а также согласовывать слова.
Речевые игры для будущих первоклассников должны способствовать развитию словарного запаса ребёнка, различению звуков и букв, а также усвоению правильных грамматических конструкций.
Разделяют следующие виды речевых игр и упражнений :
1. Игры для развития словарного запаса
Например, «Подбери словечко». Воспитатель кидает мяч и называет ребёнку любое прилагательное. Ребёнок ловит мяч и, кидая его взрослому, называет подходящее существительное. (Синее море, синяя бабочка)
2. Звуковые игры
Например, «Замени звук». Воспитательназывает слово, а ребёнок должен заменить в нём первый звук на другой и назвать получившееся слово. (Чашка – кашка)
3. Игры на грамматику
Например, «Скажи наоборот». Воспитатель начинает предложение, а ребёнок должен его закончить, используя слово-антоним. (Слон большой, а бабочка маленькая)
4. Игры на развитие связной речи
Например, «История по картинкам». Воспитатель раскладывает перед ребёнком сюжетные картинки в хаотичном порядке и просит их разложить так, чтобы получилась история. Затем ребёнок по картинкам рассказывает, что у него получилось.
При работе по формированию речи с использованием игры, для наиболее эффективного проведения такого вида работы, используются определенные методы и приемы, а так же определенные требования, вот некоторые из них:
- наглядные методы, путем показа реальных предметов, картинок, муляжей, действий с целью закрепления прочных связей и ассоциаций между восприятием слова и предмета или действия.
- эмоционально-смысловой комментарий, который вносит определенный смысл, расставляет положительные «эмоциональные акценты» и связан с опытом ребенка.
- очень эффективный, универсальный и удобный в работе практический материал – предметные и сюжетные картинки. Помимо постоянного проговаривания, говорения, рассматривая картинки разного содержания, с изображением известных и неизвестных детям предметов и действий мы обогащаем опыт ребенка, знакомим с окружающей действительностью.
В работе по развитию языковой способности нужно придерживаться правил дидактики:
- демонстрировать образцы предметных, коммуникативных, игровых действий;
- комментировать события, предметы, картинки, действия;
- четко, без искажений, правильно ставя ударение произносить слова. Все свои действия педагог сопровождает четкой грамматически правильно оформленной и понятной ребенку речью. Непонятные, незнакомые слова нужно обязательно прокомментировать, объяснить их смысловое значение.
В процессе игры развивается не только речь, но и формируется характер ребёнка, происходит становление его личности. Не забывайте активно использовать в вашей повседневной деятельности речевые игры, и тогда ваши дети быстрее научатся грамотно и чётко выражать свои мысли и будет радовать вас красивой и благозвучной речью.
В завершении своего выступления я хочу подарить вам картотеку речевых игр и упражнения для дошкольников 6 – 7 лет по развитию речи. Спасибо за внимание!
Список используемой литературы:
1. Алексеева М. М. Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. — М. : Академия, 1999. — 159с.
2. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 7. — С. 66-70.
3. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. — М. : Просвещение, 1996.
4. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. — М. : Просвещение, 1995.
5. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. — М. : Просвещение, 1990.
6. Ушакова О. С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 1. — С. 59-66.
7. Швайко Г. С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербовой. — М. : Просвещение, 1991.