Лучший педагог года

Консультация «Ролевая игра в развитии детей дошкольного возраста»

Евгения домникова
Консультация «Ролевая игра в развитии детей дошкольного возраста»

Ролевая игра охватывает все стороны развития детей, возникая на грани раннего детства и дошкольного возраста. На втором году жизни деятельность ребёнка ещё не отделяется от деятельности воспитывающих его взрослых, всё делается совместно с взрослыми, с их помощью. Поэтому взрослый является центром всякой ситуации, в которой действует ребёнок, ещё не отделяющий своих действий от действий взрослого.

Публикация «Консультация „Ролевая игра в развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

На третьем году жизни, по мере того как ребёнок постепенно овладевает умением употреблять предметы, действовать с ними развивается самостоятельная деятельность. Бурное развитие самостоятельной деятельности приводит к возникновению новых отношений между ребёнком и взрослым, новому типу деятельности.

В отличие от раннего детства теперь это стремление не только к взрослому, с которым ребёнок был связан общей жизнью и деятельностью, но и к взрослым вообще и к осуществляемой ими деятельности с предметами.

Противоречие между тенденцией к самостоятельной деятельности, к некоторой независимости от взрослых и стремлением к общей с взрослыми жизни разрешается в возникновении ролевой игры.

Ролевая игра – это с одной стороны, самостоятельная деятельность ребёнка, осуществляемая без непосредственного участия взрослых, а с другой – это деятельность, общая с взрослыми, та же, какую осуществляют взрослые. Деятельность взрослых отражается в содержании игры, в воспроизводимых ребёнком действиях взрослых с предметами и отношениях друг с другом. В ролевой игре реализуется стремление ребёнка к общей жизни со взрослыми, поэтому она не может быть не чем иным, как воспроизведением этой жизни.

Причины, вызывающие ролевую игру к жизни, имеют социальную природу. Игра возникает не потому, что развиваются инстинкты, а потому, что ребёнок развивается как член общества, хотя ещё маленький, неравноправный, но всё же член общества.

Действительность, в которой живёт и с которой сталкивается ребёнок, можно условно разделить на две связанные, но вместе с тем различные сферы. Первая – предметы, вторая - деятельность людей с предметами, труд людей, их отношения в процессе деятельности.

Знакомство детей с действительностью может происходить так, что основным его содержанием будут или предметы, или человек и его деятельность.

При ознакомлении детей с действительностью посредством предметов игра не развёртывается, хотя, при этом, дети могут очень эмоционально рассказать о предметах, и довольно точно изобразить их в рисунках.

При ознакомлении с действительностью, в которой в центре стоял человек, его деятельность, отношения с другими людьми, игра возникает сразу, без всяких стараний взрослого.

Наблюдения убеждают, что ролевая игра особенно чувствительна к человеческой деятельности и отношениям между людьми. Так же на игры детей оказывают большое влияние такие произведения детской художественной литературы, в которых даны яркие, эмоционально захватывающие образы людей, их поступки и отношения. Художественное произведение во много раз усиливает воздействие, которое оказывает на игры детей действительность при стихийном ознакомлении с ней, действует в том же направлении, что и сама действительность; сила же воздействия определяется мерой его художественности и доступности для детей.

В игре ребёнок живёт не только как член узкого семейного коллектива, но как член общества, устанавливая связи с широкими сферами его жизни. В игре происходит формирование ребёнка, прежде всего как члена общества. Чем деятельнее жизнь ребёнка в игре, тем глубже его проникновение в социальную сущьность деятельности и отношений взрослых людей.

Лишить ребёнка возможности играть – это значит лишить его возможности жить в широкой сфере общественных отношений и нанести ущерб процессу формирования его личности.

Согласно утверждению Н. К Крупской и А. С. Макаренко, игра – это первоначальная школа труда. Конечно, в игре ребёнок не научается быть врачом, капитаном или продавцом, т. е. не приобретает профессиональных умений, присущих ролям, выполняемым им игре, но в игре лучше и глубже, чем в какой- либо другой деятельности, ребёнок проникает сознанием того что все люди трудятся друг для друга.

Известно, что в игре одни предметы могут заменять другие. Такое замещение отвлекает от предметно-технической стороны человеческой деятельности и приводит к выделению на первый план её общественного смысла, связанного с отношениями между людьми (доктор- больной, шофёр-пассажир и т. д.).Если свести до минимума замещение в игре одних предметов другими, вносить много разнообразных настоящих предметов, то действия с ними, зачастую могут заслонять для ребёнка смысл деятельности, которую он по ходу игры воспроизводит. Отношения с другими играющими могут при этом отступать на второй план. Такая игра выполняет уже не свою прямую воспитательную функцию, а побочную функцию-оперативно-техническую сторону действий (например,счётная операция в магазине,и используется в дидактических целях. Это относится ко всяким включениям в ролевую игру. Будь то постройки для последующей игры, или изготовление предметов необходимых для задуманной игры. Такие включения являются видами творческой деятельности связанными с ролевой игрой. Строительство, конструирование может происходить в форме ролевой игры, если при этом дети выполняют взятые на себя роли взрослых в процессе труда.

Практическое проникновение в общественный смысл человеческой деятельности, осуществляемое в игре, приводит к формированию новых мотивов деятельности самого ребёнка и к усвоению нравственных норм отношений между людьми. В этом – главное воспитательное значение игры, которое не могут заменить никакие другие виды деятельности.

Не менее существенной стороной выполнения ребёнком роли в игре является подчинение непосредственных импульсов и желаний мотивам более высокого порядка. Такое подчинение – постоянный элемент почти всякой ролевой игры. По ходу игры и исполнения той или иной роли у ребёнка часто возникает желание выйти из игры, и заняться каким – либо заинтересовавшим его предметом, игрушкой, принять участие в привлёкшей его деятельности товарищей или взять на себя в игре другую, более привлекательную роль.

Отказ от этих мимолётных желаний, с тем чтобы продолжать взятую на себя роль, - это результат борьбы, заканчивающихся подчинением появившихся желаний. Такое подчинение, продиктованное общественными мотивами, приводит к формированию волевых поступков.

Для того чтобы эти воспитательные задачи могли решаться в игре наиболее полно, необходимо соответствующим образом направлять руководство ею.

Во -первых, при ознакомлении детей с окружающей действительностью особое внимание должно быть обращено на человека, его деятельность и его отношения с другими людьми. Это ознакомление должно быть построено так, чтобы детей эмоционально захватывала и привлекала деятельность взрослых, чтобы у них возникало желание участвовать в ней.

Во- вторых, руководство игрой и создание игровых условий должны быть направлены на то, чтобы дети возможно более эмоционально входили во взятые на себя роли и чтобы смысл их деятельности по ходу игры выдвигался на первый план и не заслонялся чисто техническими моментами выполняемых действий. Для этого руководя игрой, детям надо помочь наиболее близко к реальности воспроизводить отношения между взрослыми в процессе их деятельности.

В третьих, важно своевременно помогать играющим в борьбе с мимолётными желаниями, возникающими по ходу игры; содействовать контролю самого ребёнка и его товарищей по игре за исполнением ролей.

Беря на себя роль, ребёнок подчиняется правилам, требуемым этой ролью, значительно легче и успешнее, чем этим же правилам, но данным им вне роли. Выполнение правил зависит не только от внутренних побуждений, связанных с взятой на себя ролью. Но и от контроля со стороны коллектива. Лишь постепенно внешний контроль отпадает, и правила начинают выполняться только под влиянием внутренних побуждений. В игре происходит превращение внешних правил во внутренние правила – обязательства, и в связи с этим формируется возможность регулировать своё поведение на основе этого правила.

Играющие дети представляют собой коллектив, осуществляющий единый замысел. Соподчинение членов этого коллектива осуществляется не только в силу взятых на себя ролей, но и в силу отношений между играющими. В игре осуществляются реальные взаимоотношения между детьми как товарищами по игре, а не только взаимоотношения, строящиеся на основе замысла игры и выполняемых ролей. Коллективистические отношения, формирующиеся в процессе игры, переносятся детьми в другие сферы их жизни и деятельности, становятся привычными формами поведения.

Естественно, что через ролевую игру должны осуществляться задачи воспитания дружного детского коллектива и навыки коллективистического поведения. В руках опытного педагога ролевая игра может являться мощным средством перевоспитания детей, у которых в результате сложившихся ранее взаимоотношений с окружающими образовались неправильные формы социального поведения и даже начали формироваться такие формы асоциального поведения, как агрессивность, замкнутость, эгоизм и эгоцентризм, повышенная или наоборот, чрезмерно пониженная самооценка, отсутствие навыков коллективной деятельности.

Детей, чьё поведение нуждается в исправлении, педагог должен привлекать к таким ролям, которые упражняли бы их в правильном поведении, при этом при исполнении этих ролей дети должны получать удовольствие.

Ролевая игра только в том случае может оказать положительное влияние на развитие личности ребёнка, если он будет участвовать в самых различных ролях, находясь в разнообразных отношениях с другими детьми. Важно следить, чтобы каждый ребёнок был и в положении приказывающего, и в положении подчиняющегося, в положении опекаемого и опекающего, заботящегося о других, и того, о ком заботятся другие, контролирующего действия других и подвергающегося контролю, исполняющего и существенную и подсобную роль. Важно,чтобы руководство педагога не ограничивало самостоятельности и инициативы детей.

Публикации по теме:

«Космическое путешествие». Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста Образовательные задачи: – расширить представления о профессии космонавтов, об их основных трудовых действиях; – способствовать расширению.

Конспект родительского собрания «Сюжетно-ролевая игра в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста»Конспект родительского собрания «Сюжетно-ролевая игра в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста» Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста. Задачи: Формировать.

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка» Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка Влияние семьи на развитие личности ребенка огромно. Семья для дошкольника – жизненно необходимая.

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель Казимирова.

Консультация для родителей «Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей: "Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста" В дошкольном возрасте.

Консультация для воспитателей «Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста» Сергута Гульнара Тимербаевна Веселые подвижные игры.

Ролевая игра-ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста Реферат на тему: Ролевая игра - ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста. Содержание 1. Введение 2. Предпосылки возникновения.

Ролевая игра — ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в.

Сюжетно — ролевая игра для детей среднего дошкольного возраста «На границе».Сюжетно — ролевая игра для детей среднего дошкольного возраста «На границе». Игра рассчитана примерно на 10 человек. Материал: Игрушечные автоматы (2шт, колокольчик, игрушечный большой автомобиль, палочки для костра,.

Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста.Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра «Кафе-Шоколад». Игра как основной вид деятельность детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Ролевая игра в развитии детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 14 мая 2017 в 14:02
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД