МААМ-картинки

Консультация «Средства ознакомления детей с основами безопасности»

Другова Алёна Николаевна
Консультация «Средства ознакомления детей с основами безопасности»

Средства ознакомления детей с основами безопасности

Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека: хозяйственной, трудовой, нравственной, экологической и другими сферами жизни, везде где могут подстерегать опасности.

Формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой для педагогического сообщества, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников ДОУ. В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирование основ безопасного поведения.

Публикация «Консультация „Средства ознакомления детей с основами безопасности“» размещена в разделах

Содержание образовательной деятельности «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» направлена на обогащение представлений о разнообразии источников и причин опасности в быту, на улице, в природе, о типичных ошибках, в ситуациях, опасных для жизни и здоровья (пожар, мороз, гроза, жаркое солнце, купание в незнакомом водоеме, переход по льду, контакты с бездомными животными и пр.). Представления о последствиях неосторожных действий (ушиб, обморожение, ожог, укус и пр.). Освоение правил поведения на улице, при переходе проезжей части дороги. Знание сигналов светофора, указателей перехода улицы, остановок транспорта. Правила поведения с незнакомыми людьми: вступать в общение только в присутствии и с разрешения родителей, не принимать угощения, подарки от незнакомых людей без согласия родителей, не открывать дверь чужим людям и пр.

Задачами образовательной деятельности «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» являются:

1. Формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе и способах безопасного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

2. Формировать умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил.

дети безопасный поведение быт

Средства ознакомления детей с основами безопасности

Самым важным средством ознакомления ребенка с основами безопасности, служит сама социальная действительность. Она воздействует на ребенка, и задача взрослого, находящегося рядом с малышом, помочь накопить социальный опыт, показать социальный мир "изнутри", помочь найти свое место в нем, быть активным участником.

Другим, не менее важным средством являются предметы окружающие ребенка, созданные руками человека. Они разнообразны по свойствам, качествам и функциям. И задача педагога, привлечь внимание ребенка к ним, создать условия безопасного взаимодействия с предметом, и только тогда, предмет, для каждого отдельного ребенка станет средством познания мира. важно добиваться от каждого ребенка понимания им принципов работы того или иного прибора, безопасности его для окружающих, отсюда и проблемно-поисковая активность: для чего и почему? Со временем ребенок самостоятельно выделяет опасность в окружающем.

Еще одним средством ознакомления с основами безопасности является художественная литература. Она одновременно является источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействия с окружающим. Для этого используются произведения различных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. (Е. Хоринский «Спичка-невеличка», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; С. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон") Книжные иллюстрации также являются средством приобщения детей к основам безопасности.

Методы ознакомления детей с основами безопасности

Метод сравнения. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию.

Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

Метод повторения. В непосредственно образовательной деятельности он выступает как ведущий метод или методический приём. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Экспериментирование и опыты. Экспериментальная деятельность дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.

Обучение навыкам безопасного поведения дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни можно разделить на два периода. Первый — это дети 3—5 лет (младшая и средняя группа, второй — дети 5—7 лет (старшая и подготовительная группа). Первый период — это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. Осуществление работы с детьми данного возрастного периода должно быть направлено на накопление первичных знаний об опасностях и поведения в них. Ребёнок 4—5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко и точно сообщить необходимую информацию. Работа, направленная на освоение ребенком правил безопасного поведения должна осуществляться ступенчато: сначала важно заинтересовать детей вопросами безопасности; затем необходимо постепенно вводить правила безопасности в жизнь детей, показать разнообразие их применения в жизненных ситуациях; упражнять дошкольников в умении применять эти правила. Говоря о втором периоде, то есть о детях 5—7 лет, следует сказать об изменении психологической позиции детей в этом возрасте : они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду, а это в свою очередь свидетельствует о том, что такие дети уже могут осознано отвечать за свои поступки, контролировать своё поведение, а также других детей и людей в целом. Работа с такими детьми должна быть направлена на закрепление и систематизацию полученных знаний во время первого возрастного периода, а так же применение этих знаний в повседневной жизни. Дети дошкольного возраста должны быть не только максимально ограничены от основных источников опасности, но и сами осознавать степень той или иной угрозы.

Основные постулаты безопасности детей дошкольного возраста:

• Правила устанавливает взрослый. Первый и важный шаг к безопасности детей дошкольного возраста заключается в том, что они должны понять, что правила устанавливают родители. Когда ребенок вырастет, то он сможет сам устанавливать правила своего поведения, но пока он подчиняется своим родителям;

• Родители всегда помогут своему ребенку, но он не должен от них ничего скрывать. Родители всегда должны быть на стороне своего ребенка. Если ребенок будет что-то держать в тайне, то родители не смогут помочь;

• Дошкольник должен знать, что далеко не все взрослые хорошие. И что на улице нельзя разговаривать с незнакомцами, нельзя с ними никуда идти или брать от них подарки. Ребенок должен уметь сказать «нет, мне не разрешают» чужим людям;

• Дошкольник должен знать об основных опасностях на улице, в том числе о больших собаках, едущих машинах, висящих сосульках, лежащих шприцах и т. д.

• Ребенок должен знать правила пожарной безопасности и телефон пожарной службы. Вы должны убедиться, что ребенок правильно набирает номер телефона и знает что сказать;

• Дошкольник должен знать правила поведения дома, поведение с газом, электричеством, водой, острыми, режущими предметами, бытовой химией и лекарствами.

• Дошкольник должен знать правила безопасного поведения в детском саду. Поведение в коллективе с детьми, передвижение по садику, выход на улицу, игры, правила обращения с предметами, которые могут представлять опасность для окружающих.

• Ребенок должен усвоить основные опасности, которые его могут подстерегать и правила поведения в этих ситуациях. Это опасности техногенного характера (пожары, поражения электрическим током, отравления газом из плиты и т. д, опасности природного характера, (землетрясения, удары молний, ураганы и т. д.) — особенный акцент надо сделать на явлениях, присущих данной местности.

• Ребенок должен знать базовые правила дорожного движения и основные знаки ПДД, например, «подземный переход», «наземный переход», «наземный переход», «пешеходная дорожка» и т. д.

При формировании основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста можно выделить следующие педагогические условия:

– разработка и внедрение комплекса мероприятий с использованием художественной литературы по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста;

– создание развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

- Разработка и внедрение комплекса мероприятий с использованием художественной литературы по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

Особую роль в формировании суждений и оценок у детей играет художественная литература.

Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности

• Воспитательная среда : необходимо создание атмосферы душевного тепла и эмоционального благополучия, и в которой ребенок будет чувствовать себя уверенным, устойчивым к стрессам.

• Предметная среда : В первую очередь это безопасная среда, в которой имеется место, для ознакомления ребенка с основами безопасности (альбомы, дидактические игры, книги, макеты, различные виды театра, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и пр.). Игровое пространство необходимо обогатить элементами, стимулирующими познавательную активность дошкольника. Необходима интеграция с другими образовательными областями, что способствует формированию у детей интеллектуальный потенциал, формирует такие жизненно важные качества, как, как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию, уверенность в своих действиях, развитие эмпатии.

Согласно требованиям к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС ДО, в группе должны быть созданы условия, благоприятные для развития детей в соответствии с их возрастными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения - неотъемлемая часть целостной образовательной среды и является системой материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его развития в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Развивающая предметно-пространственная среда в группе должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Поэтому центры безопасности должны быть оснащены разнообразными игровыми пособиями: - универсальными (многотемными) макетами, позволяющих реализовать широкий спектр игровых интересов: макеты «Дорога», «Перекресток», «Пожарная часть», «Заправочная станция» и т. д - атрибутами для организации и проведения сюжетно-ролевых игр по формированию основ безопасности : куклы, отображающие профессии спасателя-пожарного, полицейского, врача, жилеты-символы, каски, пожарные «рукава», модели одежды юных спасателей-пожарных и т. п. Также в центрах безопасности должны быть представлены: - разрезные картинки, пазлы и дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Назови причины пожара», «Хорошо-плохо», «Сложи картинку», лото «Дорожные знаки» и т. п. ; - настольно-печатные игры: «Опасные ситуации в доме», и т. д

- альбомы для рассматривания «Виды транспорта», «Улицы нашего города», «Моя безопасность», «Прогулки по лесу», ребусы «Знатоки ПДД», алгоритм перехода улицы «Безопасный переход», кроссворды «Дорога», «Безопасность» и т. п. Центр художественной литературы необходимо пополнить детскими книгами и познавательными детскими журналами по теме, энциклопедии «Если хочешь быть здоров», «Личная безопасность», «Я и мое тело»; книгами для самостоятельного чтения по безопасности, Развивающая среда должна регулярно пополняться новыми атрибутами, сделанными своими руками и совместно с родителями. Развивающая предметно-пространственная среда в центре двигательной активности должна быть представлена разнообразным спортивным оборудованием: мячи разных размеров, скакалки, кегли, обручи, мешочки с песком, массажные дорожки, спортивные игры с правилами на ловкость, развитие моторики и комплекты мягких модулей и т. п.

Таким образом, развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает успешное освоение детьми основ безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, способствует формированию навыков их практического применения.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знания общепринятых человеком норм поведения.

Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.

В-третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Работа с детьми по формированию основ безопасного поведения должна проводиться систематически, весь учебный год, при гибком распределении программного материала в течение недели.

Говоря о создании условий, имеется в виду организация безопасной среды с точки зрения физической, психической и социальной безопасности.

* Строгое соблюдение санитарно - гигиенических норм, обеспечение

* Создание благоприятной возможности для самореализации в интеллектуальной и познавательной деятельности; охрана нервной системы детей и их психики; организация рационального гибкого режима дня; оптимальное количество новой учебной информации; внедрение современных здоровьесберегающих форм обучения; обеспечение условий для оптимальной двигательной деятельности детей (самостоятельной и организованной); достаточное время пребывания на свежем воздухе - все это обеспечивает психическую безопасность ребенка.

* Формирование устойчивого детского сообщества и невмешательство в него, нормализация жизнедеятельности, отход от авторитарного стиля руководства детской деятельностью и общения с детьми, организация атмосферы эмоционального благополучия - непременные условия социальной безопасности ребенка.

Формы организации учебно-воспитательного процесса и методы работы с детьми:

-занятия, игры- занятия;

- праздники, развлечения, досуги;

- беседы;

- тренинги;

- дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры;

- наблюдения, экскурсии, целевые прогулки,

- заучивание стихов по ОБЖ, стихотворения;

- отгадывание загадок, кроссвордов;

- чтение художественной литературы,

- рассматривание иллюстраций по теме, альбомов;

- сбор фотоматериалов, просмотр видео фильмов;

- театрализованные представления,

- обыгрывание ситуаций (правильного и не правильного поведения)

- встреча с интересными людьми (сотрудниками ГИБДД, МЧС,

- участие в конкурсах разного уровня прямых и дистанционных, как детей, так и педагогов,

- мультимедийные презентации (когда нельзя рассказать, а только показать) ;

-работа над проектами.

Принципы работы с детьми по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности. К ним относятся: • не заучивать с детьми правила дорожного движения, а обучать их правилам безопасного поведения на улицах; • чаще использовать наблюдения в реальной обстановке; • применять разные формы работы (викторины, конкурсы, использовать кружковую и театральную деятельность применение методов проекта, моделирования; • работа должна проводиться во взаимодействии с семьями, так как именно родители являются авторитетом для ребёнка.

Проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей. Эффективности в работе с детьми можно достигнуть только совместными усилиями ДОУ и семьи, поэтому важную роль надо уделять работе с родителями.

Публикации по теме:

Консультация «Азбука пожарной безопасности для детей и взрослых»Консультация «Азбука пожарной безопасности для детей и взрослых» В последнее время, к сожалению, выявляется закономерность роста такого стихийного бедствия, как пожар. Существует много причин возникновения.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Консультация для родителей «Азбука безопасности для детей»Консультация для родителей «Азбука безопасности для детей» Соблюдение родителями правил безопасности, поможет ребенку на их примере обезопасить свою жизнь. Правила безопасности можно расположить.

Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Уважаемые родители! Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным.

Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром»Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром» Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе.

Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей с национальным орнаментом»Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей с национальным орнаментом» Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей среднего дошкольного возраста с национальным орнаментом».

Консультация «Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ» Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность.

Плакат «Средства тушения пожара и подборка загадок по пожарной безопасности для дошкольников»Плакат «Средства тушения пожара и подборка загадок по пожарной безопасности для дошкольников» 1. В Москве ли, в Заполярье Пожар всегда потушит, Спасёт людей (пожарный). 2. Всех на свете я сильнее, Всех на свете я смелее, Никого.

Презентация «Работа с детьми младшего дошкольного возраста по ознакомлению с основами безопасности жизнедеятельности»Презентация «Работа с детьми младшего дошкольного возраста по ознакомлению с основами безопасности жизнедеятельности» 2 слайд[i] Целью: моей работы является формирование и систематизация детей младшего дошкольного возраста по ознакомлению с основами безопасности.

Проект по ознакомлению детей с основами безопасного поведения на дороге, на улице, в транспорте «Счастливого пути!»Проект по ознакомлению детей с основами безопасного поведения на дороге, на улице, в транспорте «Счастливого пути!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Проект по ознакомлению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Средства ознакомления детей с основами безопасности»
Опубликовано: 20 сентября 2020 в 11:36
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД