Наталья Владимировна Титова
Консультация на тему «Значение возрастных особенностей в формировании чувства времени у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №1
Значение возрастных особенностей в формировании чувства времени у детей дошкольного возраста
Слайд №2
Формирование системы восприятия информации.
Дети и взрослые воспринимают информацию с помощью :
- зрения (визуальная)
- слуха (аудиальная)
- обоняния (обонятельная)
- осязания (осязательная)
- вкуса (вкусовая)
Слайд №3
Публикация «Консультация на тему „Значение возрастных особенностей в формировании чувства времени у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Как проходит процесс восприятия информации? Сигналы, воспринимаемые через органы чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание) попадают в сферу абстрактного мышления (логическая обработка). Возникают чувственные образы (суждение и умозаключение).
Слайд №4
На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в формировании внутреннего образа внешнего мира:
- в 3-4 года еще сохраняется тесное взаимодействие зрительного восприятия и двигательных действий. Практические манипуляции с объектом (схватывание, ощупывание, присущие младенческому возрасту, являются необходимым фактором зрительного опознания.
- к 5-6 годам повышается успешность обнаружения различных модификаций объекта (Модификация — преобразование, видоизменение чего-либо с приобретением новых свойств). При предъявлении в качестве изменяющихся стимулов рисунков людей и предметов обнаружено, что количество незамеченных изменений в 5-6 лет по сравнению с 3-4-летними детьми уменьшается вдвое.
- в 6 лет опознание основано на выделении сложного признака, оно требует большего времени и зависит от количества различаемых на его основе изображений. В ходе тренировки это время сокращается и перестает зависеть от количества стимулов в наборе. Это свидетельствует о значительно возрастающих в течение дошкольного возраста возможностях ознакомления ребенка с внешним миром, о переходе механизмов, лежащих в основе информационных процессов, на качественно иной уровень.
- к 6-7 годам происходят существенные изменения в системной организации зрительного восприятия
- к концу дошкольного возраста зрительное и осязательное обследование предмета становится более организованным и систематичным. Выделяемые признаки соотносятся между собой и целостным представлением объекта.
Слайд №5
Мы хотим вам представить некоторые методы исследования восприятия:
- тест «Кубики Коса»
Тест «Кубики Коса» предполагает только индивидуальное тестирование. Для его
проведения требуются следующие материалы:
- набор из 9-ти одинаковых кубиков, стороны которых окрашены в белый и красный цвета.
Две стороны кубика — белые, две другие — красные, и оставшиеся две — красно-белые
по диагонали. Длина ребра кубика составляет 25 мм;
- 10 карточек с изображениями фигур (существуют детский и взрослый наборы, которые ребенок должен воспроизвести путем подбора и соединения соответствующих кубиков;
В процессе тестирования ребенок предлагается собрать из имеющихся кубиков
фигуру, изображенную на карточке.
Общие положения
- Тестирование начинается лишь после того, как воспитатель убедится, что у ребенка сформирована положительная мотивация на работу.
- Сам тест должен быть похож на игру.
- Правильное выполнение заданий надо поощрять («Правильно», «Молодец» и т. п., а
неудачные попытки обязательно «амортизировать» («Это не имеет значения»,
«Займемся чем-нибудь другим» и т. п.).
- Методика «Зашумленные изображения» (А. Р. Лурия)
Стимульный материал: картинки с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов, наложенных друг на друга.
Ход исследования: ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку предъявляют поочередно картинки и просят последовательно назвать очертания всех «спрятанных» предметов.
- Почтовый ящик
Материал: коробка с прорезями и набор объемных вкладок по форме прорезей (основания их соответствуют форме прорезей).
Ход выполнения задания: ребенку предъявляются объемные вставки так, чтобы их основание оказалось вверху коробки. Воспитатель берет одну из фигур, бросает ее в ящик и жестом предлагает ребенку продолжить работу.
Виды помощи:
демонстрация способа примеривания вставки к прорези;
подача вставки ребенку в ракурсе, не требующем пространственной переориентации,
разъяснение порядка действий ребенку (сначала посмотри на фигурку, потом посмотри на отверстие, примеряя фигуру к отверстию, попробуй ее повернуть, примерь к другому отверстию).
Диапазон применения: детям с 3-х до 7-ми лет.
- Набор предметных картинок разрезанных на 4-8 частей
"Разрезные картинки" - это картинки, разрезанная по прямым линиям на разное количество частей.
Ребенку не надо думать о форме частей, и он может сосредоточиться только на изображении.
Их всегда можно сделать своими руками - распечатать, заламинировать или обклеить скотчем и разрезать на нужное количество частей.
Лучше распечатать сразу 2 картинки. Одна - целая - как пример, вторая - разрезанная.
Для малышей 2 - 3 лет желательно давать картинки, разделённые на 2 части (по вертикали, горизонтали или по вертикали).
Для детей с 3 лет можно увеличить количество - делим картинки на 3, 4 части.
- Картинки для определения правой, левой стороны, понятия вверх, низ, посередине
Слайд №6
Развитие цветового восприятия:
Младшая группа – различение и называние основных цветов спектра, соотнесение сенсорных эталонов с цветом реальных предметов («Подбери по цвету», «Соедини шары с соответствующими по цвету ниточками», «Составь цветной коврик», «Сравни и назови цвет», «Собери цветы», «Найди все красные предметы».
Средняя группа – закреплять знание основных цветов спектра, умение узнавать и называть цвет реальных предметов. («Подбери по цвету», «Составь узор», «Цветной коврик», «Собери цветы», «Найди свой домик», «Что у нас красное, синее, зеленое?», «Раскрась предмет», «Нарисуй радугу», «Окрась воду», «Цветной волчок», «Подбери все зеленые предметы», «Закончи узор», «Разноцветные сарафаны», «Оденем куклу».
Слайд №7
Упражнения на развития зрительного восприятия
Слайд №8
Развитие зрительного восприятия, узнавание цвета, формы, величины
Слайд №9
Коррекционные упражнения, способствующие развитию восприятия
Слайд №10
Формирование внимания.
С формированием сенсорной функции тесно связано развитие внимания. Созревание сенсорных систем и совершенствование воспринимающей функции мозга определяют возможность привлечения внимания к более сложным признакам объекта, а это в свою очередь способствует более глубокому и полному описанию и опознанию.
Слайд №11
Характерной особенностью внимания ребенка дошкольника является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям. Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Следовательно оно является непроизвольным. Появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. В 5-7 летнем возрасте, когда процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения, развивается произвольное внимание.
Слайд №12
1. В младшей группе:
- уточняют представление детей о таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь. Части суток малыши различают по изменению содержания их деятельности, а также деятельности окружающих их взрослых в эти отрезки времени.
- точный распорядок дня, строго установленное время подъема детей, утренней гимнастики, завтрака, занятий создают реальные условия для формирования представления о частях суток. Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей : «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, например: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?» С детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.
- ориентировка во времени развивается у детей в основном в повседневной жизни. Важно, чтобы она базировалась на прочной чувственной основе.
- педагог уточняет представление детей о частях суток, связывая их названия с тем, что делают дети и близкие им взрослые утром, днем, вечером, ночью. Ведется беседа с детьми с целью уточнения их представления о сутках. Разговор может быть построен примерно так: сначала воспитатель просит детей рассказать, что они делали до того, как пришли в детский сад, что утром делали в детском саду, что делают днем в детском саду. Он уточняет и обобщает, что дети делают в каждый из периодов суток. А в заключение говорит о том, что утро, день, вечер и ночь — это части суток.
- временные понятия «сегодня», «завтра», «вчера» носят относительный характер; детям трудно их усвоить. Поэтому необходимо как можно чаще пользоваться словами сегодня, завтра, вчера и побуждать детей к этому. Воспитатель постоянно обращается к детям с вопросами: «Когда мы рисовали? Что мы видели сегодня (вчера? Куда пойдем завтра?»
- значение слов быстро - медленно раскрывают на конкретных примерах. Воспитатель обращает внимание детей на степень быстроты их движений в играх («Поезд идет медленно, затем все быстрее и быстрее»). Во время одевания он хвалит тех, кто быстрее одевается, порицает медлительных; на прогулках сравнивает скорость движения пешехода и велосипедиста, автомобиля и поезда, гусеницы и жука.
Слайд №13
2. В возрасте 4 лет :
- отмечается всплеск интереса ребенка к новому, активный поиск новизны, проявляющийся в бесконечных «почему». Специфика этого периода состоит в том, что к имевшемуся в раннем возрасте предпочтению новизны добавляется и стремление к разнообразию, что можно предположительно связать с активным вовлечением в мозговую систему ключевой структуры лимбического мозга - гиппокампа.
Слайд №14
3. У детей старшей группы :
- закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь. Названия частей суток связывают не только с конкретным содержанием деятельности детей и окружающих их взрослых, но и с более объективными показателями времени - явлениями природы (утро - встает солнце, становится все светлее и светлее). Воспитатель беседует с детьми о том, что, когда и в какой последовательности они и окружающие их взрослые делают в течение дня, о впечатлениях раннего утра, полудня, вечера. Он читает детям стихотворения и рассказы соответствующего содержания.
Слайд №15
4. В подготовительной к школе группе:
- закрепляют знания о таких периодах времени, как утро, день, вечер, ночь, неделя, дают представление о месяцах, ребята запоминают их названия. Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствуют осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними.
- ориентировка во времени должна базироваться на прочной чувственной основе, переживании длительности времени в связи с осуществлением разнообразной деятельности, по-разному эмоционально окрашенной, а также наблюдениями за явлениями природы, событиями общественной жизни. Большое значение имеет то, насколько часто дети используют в речи названия периодов времени, мер времени. Продолжают закреплять знания о частях суток и их продолжительности. В начале учебного года необходимо уточнить, что, когда и в какой последовательности дети и окружающие их взрослые делают в течение дня.
- закрепляют и представление детей о том, что сутки, которые люди обычно называют словом день, сменяются одни другими и имеют свои названия, 7 суток составляют неделю. Последовательность дней каждой недели всегда одна и та же: понедельник, вторник. Ежедневно утром дети называют текущий день, а также предыдущий и последующий. Важно, как можно чаще побуждать детей к установлению временных отношений, к использованию слов завтра, сегодня, вчера, сначала, потом, до, после, перед, до этого, после этого. При составлении рассказов из опыта, пересказа воспитатель следит за точной передачей последовательности событий, разъясняет смысл временных отношений. Это имеет существенное значение для понимания как логики временных отношений, так и самих событий, которые дети наблюдают или о которых рассказывают.
- еще большее значение имеет использование словесных игровых упражнений «Дни недели», «Продолжай!», «Наоборот». Дети дополняют начатую педагогом фразу, подбирают слова противоположного значения (утро — вечер, сначала — потом, быстро — медленно, определяют, что дольше: день или неделя, неделя или месяц, месяц или год.
- детей подготовительной группы знакомят с названием текущего месяца, Они постепенно запоминают названия месяцев, порядок их следования. Быстрому запоминанию содействует чтение книги С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» .
- важно воспитать у детей чувство времени, развить восприятие длительности временных отрезков, понимание необратимости времени. Только на этой основе, возможно, научить детей ценить и беречь время : регулировать свою деятельность во времени, ускорять и замедлять темп работы, вовремя заканчивать работу или игру. В связи с этим детям надо накопить опыт восприятия длительности временных отрезков. Воспитатель должен помочь им представить, что конкретно можно сделать за тот или иной временной отрезок, и, наконец, учить все делать вовремя.
- педагог постоянно сосредоточивает внимание ребят на том, сколько времени дают на то или иное дело, например, сколько времени они могут одеваться или раздеваться, рисовать, играть, сколько минут осталось до конца занятия. Каждый раз указывают, когда время истекло, поощряют тех, кто вовремя закончил работу.
Слайд №16
Развитое чувство времени помогает детям стать более организованными, дисциплинированными.