Консультация «Народная игрушка»

Шитова Ирина Сергеевна
Консультация «Народная игрушка»

Народные куклы

С давних времен считалось, что игрушки - это воспитатели, учителя и наставники. Погремушки, пирамидки, матрешки, кубики знакомят малышей с понятием формы, цвета, величины и числа, развивают движение и слух. Спортивные игрушки развивают координацию, силу, ловкость, глазомер. Конструкторы, головоломки – интеллект, воображение и т. д.

Но всегда была и остается традиционной игрушкой русского народа - тряпичная кукла.

Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков, пустынь, кукла — неизменный его спутник.

Человек соединен с куклой более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физиологически, психологически и мировоззренческими взглядами.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Но самые вдохновенные творцы кукол — дети. Кукла — зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых — это единственная возможность вернуться в мир детства. Кукла некий проводник между нашим сознанием и нашим бессознательным

Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Да она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

В каждой семье её делали по-своему. Такие игрушки несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. В игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

Игра в куклы всегда поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, дети находились под присмотром и непроизвольно учились вести хозяйство, шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания, обретали образ семьи. Играли в куклы все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т. е. без души) не может поселиться нечистая сила.

Так же куклам приписывались различные волшебные свойства, считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю, или служить известием о добрых вестях.

Сейчас известно более 90 видов кукол. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые. Но все эти три группы очень тесно связанны между собой.

1 группа это куклы – обереги.

Оберег - амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различныхопасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

К ним относили таких кукол как: Божье Око, Ангелочек, Берегиня, День и ночь, "12 лихорадок", Кукла Колокольчик, Кукла Бессонница, Желанница, Кукла Параскева, Крестец, Симеон Столпник, Толстушка-Костромушка (оберег от одиночества) и многие другиеНа пример кукол Куваток, делали для того чтобы отгонять злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу - оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Таким образом, считалось, что кукла имеет магическое значение и обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм, как правило, таких кукол делали разных цветов, это развивало зрение младенца.

2 группа это игровые куклы

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

К ним относили таких кукол как: зайчика на пальчик, кукла барыня, кукла "полено'', малышок – голышек, кукла "на выхвалку, птичка.

В некоторых местностях эти куклы имели своё название: кукла – простоволосая, кукла с косой, молодуха, и последняя, но не по значению кукла нарядная, она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности.

Ещё один "перевёртыш" назывался Девка-баба.

В народе еще называют ее Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому, что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.

Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.

Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.

Куклы хороводницы и кулачники. Их делали на палочках, дети крутили кукол, тем самым развивалась мелкая моторика. Например когда мальчик в возрасте 5 лет приходил к отцу, чтобы помочь в его деле и у него что-то не получалось то ему говорили «тебе еще в куклы играть». А девочек такие куклы учили обращаться с веретеном. Такие куклы делались сразу в две руки, т. к. хоровод водить одной не интересно, да и сбивать шапку с себя тоже не очень удобно, такая игра напоминала всем нам известную традицию игру «Стенка, на стенку».

3 группа это обрядовые куклы

Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Некоторые обрядовые куклы были лечебные, т. к. делались из трав.

К ним относили таких кукол как: кукла Покосница, Кукла Купавка, Коляда, Кострома, Веснянка (Авдотья-весновка, зерновушку или крупеничка, Масленица, Домашняя Масленица, Мартинички, Кукла Рябинка, Спиридон-солнцеворот, Кукла Московка, Коза, Зольная кукла, Неразлучники, Мирового дерева, Козьма и Демьян, Кубышка-травница, Обряд "похороны кукушки", Вепсская кукла (или по-другому капуста, рванка).

На пример традиционная народная кукла Десятиручка, Десятиручка имеет много-много рук, чтобы все успевать, тогда в доме всегда будет порядок и достаток. Такую народную русскую куклу часто дарили, как своеобразную помощницу для домашних дел.

Еще одна причина, почему куклу делали, безлика, служило то, что дети сами придумывали кукле настроение грустное или веселое, печальное или злое и это зависело от их внутреннего ощущения от их внутреннего состояния.

Да в русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность. Простые художественно-выразительные средства куклы позволяют в детских играх с достаточной достоверностью отображать мир взрослых. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Хотя сегодня полки современных магазинов радуют взор нескончаемым совершенством разнообразной кукольной продукции. Такими куклами любуются, украшают интерьеры квартир, их коллекционируют. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. Пусть в ней не будет безукоризненно симметричных линий и четко вырисованных черт многократно тиражированного лица, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем душой.

Публикации по теме:

Музейно-образовательный проект «Народная игрушка» Музейно-образовательный проект «Народная игрушка» Большое значение в развитии и воспитании детей имеет игрушка, без которой игра ребенка.

Проект «Народная игрушка» Краткая аннотация проекта: Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего.

Фотоотчет о занятии «Народная игрушка»Фотоотчет о занятии «Народная игрушка» Цель: Развитие умения в совместной деятельности мастерить куклу-самоделку Задачи: Художественное творчество: Вызвать желание изготовить.

Пластилинография «Русская народная игрушка матрешка»Пластилинография «Русская народная игрушка матрешка» Добрый вечер, уважаемые коллеги! Почему же, всеми любимую русскую куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Изначально, у этой куклы не было.

Консультация для родителей «Русская народная игрушка «Матрёшка» в жизни ребёнка» Консультация для родителей. Русская народная игрушка «Матрёшка» в жизни ребёнка. «Кто не знает своего прошлого — тот не имеет будущего».

Лепбук «Русская народная роспись и игрушка»Лепбук «Русская народная роспись и игрушка» В настоящее время дети мало знакомы с декоративно-прикладным творчеством, поэтому я решила сделать лэпбук, для наиболее интересного.

Мини-музей «Русская народная Игрушка»Мини-музей «Русская народная Игрушка» Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Конспекты занятий «Народная игрушка» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №198» Конспект ОД на тему: «Знакомство с народной игрушкой».

Народная игрушка, народная педагогика и её влияние на нравственно-патриотическое становление личности ребёнка «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», — писал Константин Дмитриевич Ушинский. Великий.

План работы кружка «Народная игрушка»План работы кружка «Народная игрушка» Программа занятий кружка «Народная игрушка» в средней группе «Горошинки» на 2017 -2018г. г. Занятия кружка проводятся один раз в неделю.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Консультация «Народная игрушка»
Опубликовано: 27 августа 2018 в 17:35
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
МААМ снова онлайн

Сегодня МААМ был недоступен 6 часов. Причиной тому стали неполадки в дата-центре, где размещён сервер МААМ. На данный момент работоспособность восстановлена. Приносим огромные извинения.

24 сентября. Смотр уголков дежурных на МААМ

С чего начинается трудовое воспитание маленьких детей? Разумеется, с самообслуживания. Именно через самообслуживание ребёнок впервые выстраивает гармоничные отношения с окружающими людьми, осознаёт свои...

Проект «Осенняя пора» во второй младшей группе
Информационная карта проекта Название проекта: «Осенняя пора». Автор проекта: воспитатель Левина Т. Ю. Продолжительность проекта: среднесрочный ( сентябрь...
Родительское собрание в подготовительной группе. Круглый стол «Подготовка ребенка к...
Родительское собрание в подготовительной группе. Круглый стол "ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ШКОЛЕ» Воспитатель: Кузнецова Е. В. Цели: расширение контакта между...
Фотоотчет по пластилинографии во 2 младшей группе «Разноцветные мухоморы»
Уважаемые коллеги! Сегодня с малышами мы рассматривали и играли с грибочками - деревянным счетным материалом. Как это интересно - увидеть из чего состоит...