Папки-передвижки

Консультация «Народные игры как средство духовно — нравственного воспитания дошкольников»

Ирина Борисова
Консультация «Народные игры как средство духовно — нравственного воспитания дошкольников»

Консультация

«Народные игры как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников»

«Народная игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности"- отмечал В. А. Сухомлинский.

Публикация «Консультация „Народные игры как средство духовно — нравственного воспитания дошкольников“» размещена в разделах

Народную игру недаром называют "ведущей" - именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, нравственного самоопределения и становления самосознания. Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной игры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка. Воспитание на основе народных игр формирует взаимоотношения человека с миром природы.

Ни для кого не секрет, что народные игры, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность дошкольника. Поэтому народные игры необходимо использовать, во всех видах деятельности с дошкольниками. Они позволяют детям не только почувствовать себя частью своего народа, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе.

Цель: Формировать начально представление у детей о народной игре, истории русского и бурятского народа.

Задачи:

Формировать у детей основы духовно-нравственных традиций, культуры, уклада жизни русского и бурятского народа.

Использовать все виды фольклора с учетом регионального компонента (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.);

Расширять представления детей о народных праздниках, включая народные игры

Педагоги детского сада широко используют народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях.

Классификация народных игр

Игры детей были очень разнообразны, классифицировать их довольно сложно. Обычно выделяют игры пальчиковые, драматические, состязательные, хороводные и орнаментальные.

В пальчиковых играх движения пальцев ребёнка соединяются с короткими ритмичными стихами.

В основе драматических игр лежало действие, развивающееся в диалоге персонажей. Это маленькие, разыгрываемые детьми пьески, персонажами их могут быть люди, животные, птицы, причё м все они сохраняют свои природные качества: силу, храбрость, ум, хитрость, трусливость. Игра сопровождается пением песенок.

Отличительной особенностью состязательных игр является установка на победу, утверждение превосходства. По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т. д.).

Орнаментальные и хороводные игры представляют собой коллективное песенно-хореографическое действо. (Орнаментальные - это хороводные игры сопровождающиеся текстом).

Проведение народных игр немыслимо без использования закличек, считалок, скороговорок, песенок, пословиц и поговорок, которые развивают устную речь, слух и память ребёнка, активно влияют на его духовное развитие и фантазию. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время.

Педагогам детского сада необходимо использовать народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях также используются народные игры. К ребятам приходят различные персонажи из сказок, которые играют с ними в подражательные игры - «Петя-петушок», «Вышла курочка гулять; хороводные – «Заинька», «Коза»; игры-забавы – «Бабка-ежка»; для детей старших и подготовительных групп игры-состязания – перетягивание каната, и т. д. В повседневной жизни, особенно на прогулке, наши воспитанники любят играть в так называемые дворовые игры : «Салочки», «Море волнуется», «Мой веселый звонкий мяч». Использование народных игр в работе с детьми позволяет воспитателю донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к народной культуре, к ее традициям.

Для младшего возраста можно выбрать наиболее простые игры, которые привлекали своей напевностью, эмоциональностью. Это игры с песенным и стихотворным сопровождением, хороводы. «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «У медведя во бору». С детьми старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русской народной подвижной игрой, можно развивать интерес к истории родной страны, народной культуре, фольклору (познакомить с пословицами, поговорками, приметами, а также с календарными народными играми. На Новый год можно провести следующие игры - «Бабка Ежка», «Жмурки»; «Дедушка - рожок», «Слепой козел», «Звонарь» Масленица: - «Горелки», «Гори, гори ясно», «Лапти», «Пятнашки с мячом», «Колечко», «Салки», Пасха – «Солнышко», «Береза», «Бой яйцами», «Катание яиц с горки», «Цепи кованые».

Таким образом, народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка. На современном этапе народные игры являются таким же важным и сильным фактором воздействия на личность ребенка, как воспитание и развитие детей в национальной традиционной культуре, являются важнейшим средством всестороннего развития ребенка и важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных способностей, правил поведения, этических ценностей общества. Народные игры не должны быть забыты.

Они дадут положительные результаты, тогда когда исполнять свое главное назначение – доставить детям удовольствие и радость, они будут учебным занятием. Поэтому для нас, педагогов, важен девиз: «Ни дня без игры».

Публикации по теме:

Консультация «Музыка, как средство нравственного воспитания дошкольников» Обобщение педагогического опыта Тема: "Музыка как средство нравственного воспитания дошкольников" Одна из самых актуальных и «больших» проблем,.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Не бойся сказок, бойся лжи. Сказка? Сказка не обманет. Ребёнку сказку расскажи – На свете правды больше станет. Сказка входит в жизнь ребенка.

Театральная деятельность как средство художественного и духовно-нравственного воспитания дошкольников КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Театральная деятельность, как средство художественного и духовно-нравственного воспитания дошкольников» «Введите.

Консультация «Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания детей «Тот,.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные праздники как средство физического, нравственного и эстетического воспитания в детском саду МАДОУ детский сад «Шатлык» с. Ташбулатово Народные праздники как средство физического, нравственного и эстетического воспитания в.

Семинар-консультация «Сказка в жизни ребенка и как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Семинар - консультация для воспитателей «Сказка в жизни ребенка. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Сказкотерапия как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека,.

Татарские народные подвижные игры в рамках духовно нравственного воспитания старших дошкольников КАРТОТЕКА НАРОДНЫХ ТАТАРСКИХ ПОДВИЖНЫХ ИГР Подготовила: Инструктор по физической культуре Орел Мария Витальевна Продаём горшки (Чулмакуены).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Народные игры как средство духовно — нравственного воспитания дошкольников»
Опубликовано: 25 апреля 2019 в 08:58
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД