Приложение МААМ

Консультация Нравственно-патриотическое воспитание через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие»

Ирина Алексеева
Консультация Нравственно-патриотическое воспитание через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Нравственно-патриотическое воспитание через образовательную область

«Социально-коммуникативное развитие»

Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений воспитания личности. Человек, который является патриотом и имеет высокие нравственные ценности, способен улучшать мир вокруг себя, помогать людям, ценить свою историю и страну, вносить свой вклад в развитие государства и общества. Вот почему нравственно-патриотическое воспитание является столь важным.

Публикация «Консультация Нравственно-патриотическое воспитание через образовательную область „Социально-коммуникативное развитие“» размещена в разделах

В целях воспитания граждан, любящих свою Родину, в нашей стране действует государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ.

Начинать нравственно-патриотическое воспитание необходимо с детства – с дошкольного возраста. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что социально-коммуникативное развитие, среди прочего, направлено на усвоение моральных и нравственных ценностей, а познавательное развитие включает в себя формирование представлений о малой родине и Отечестве.

На наш взгляд, нравственно-патриотическое воспитание детей будет успешным, если направлять педагогические усилия на формирование трех компонентов: знание, ценность и действие. Знание – это представления детей о своей семье, улице, городе, стране, истории государства. Ценность – это осознание значения семьи и страны, искреннее принятие ребенком нравственных ценностей и готовность руководствовать ими в своей жизни. Действие – это посильные усилия детей в претворении в жизнь нравственно-патриотических ценностей, то есть нравственно-патриотическое поведение детей. Оно выражается в помощи близким людям, сохранении памяти о Великой Отечественной войне, стремлении узнать больше о своей Родине.

Нравственно-патриотическое воспитание детей должно осуществляться комплексно. Приведем некоторые формы работы с детьми, которые можно применять воспитателю дошкольного образовательного учреждения с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Одной из форм нравственно-патриотического воспитания могут быть беседы воспитателя с детьми. Такую беседу, на наш взгляд, не следует превращать в монолог воспитателя, а нужно построить диалог с детьми. Прежде всего, нужно выяснить уровень представлений детей о патриотизме и нравственности, а для этого можно задать детям вопросы: «Что такое патриотизм, как вы думаете?», «Вы любите свою Родину?», «Как необходимо вести себя по отношению к своей семье, своему городу, своей стране?». Пусть дети ответят на эти вопросы так, как он считают нужным, а воспитатель будет задавать уточняющие вопросы и подводить детей к правильному пониманию патриотизма.

Другой формой, которая может стать дополнительной, является организация просмотра детьми коротких фильмов о городе, о России, а также обучающих фильмов и даже мультфильмов для детей патриотической направленности. При этом очень важно соблюдать нормативы по просмотру, чтобы дети не уставали, не нарушалось зрение, и просмотр не был в ущерб другим видам деятельности детей.

Значительным потенциалом для нравственно-патриотического развития детей дошкольного возраста обладает художественная литература. Существуют небольшие рассказы и стихи, написанные знаменитыми писателями и поэтами специально для детей. Ценность художественной литературы заключается в том, что она не просто дает новые знания, а создает эмоциональный отклик у детей, художественные выразительные средства и сюжет способствуют нравственно-патриотическому воспитанию детей.

На наш взгляд, эффективность нравственно-патриотического воспитания детей может быть выше, если учитывать в работе значимые праздники, которые усиливают эффект от воспитания – День Победы, День города, Новый год и другие. Педагогическая ценность состоит в том, что в дни таких праздников по всему городу и стране проводятся мероприятия, много информационных материалов, создается атмосфера праздника в городе и в семье, поэтому мероприятия в детском саду накладываются на этот фон и становятся еще более эффективными. Приведем соответствующие примеры.

День Победы – один из самых главных праздников в нашей стране. Дети дошкольного возраста должны знать, что это за праздник, какие традиции существуют в этот день, принимать активное участие в возложении цветов к Вечному огню, проявлять интерес к истории войны и ее героям. Но все это должно исходить из нравственной потребности детей, а это уже педагогическая работа воспитателей и родителей. В преддверии Дня победы (уже за месяц) можно провести комплекс мероприятий с детьми. Например, провести с детьми беседу о войне, поручить узнать о своих предках, которые принимали участие на войне на фронте и в тылу, организовать создание стенгазеты и детских рисунков. За несколько дней до Дня Победы можно организовать экскурсию детей к Вечному огню, а после его посещения провести беседу с детьми.

Нравственно-патриотическому воспитанию детей также могут способствовать мероприятия, которые можно провести ко Дню города. Начинать мероприятия необходимо с формирования знаний, а завершать – действиями детей. Целесообразно провести с детьми беседу об истории города, его роли в судьбе страны, показать фотографии значимых мест города. Одной из форм работы может стать приглашение в группу детского сада известных людей города, которые внесли большой вклад в его развитие: педагогов, агрономов, архитекторов, художников и других. Будет хорошо, если дети не только будут слушать, но и задавать вопросы, что будет способствовать их социально-коммуникативному развитию. Важно, чтобы нравственно-патриотическое воспитание в связи с Днем города завершалось действием – составлением рассказа о своем городе, созданием рисунков, совместной посадкой кустарников и деревьев на территории города или детского сада.

Другим значимым праздником в нашей стране является Новый год, что может стать поводом для сплочения семьи детей как компонента нравственного воспитания. Новый год – традиционный семейный праздник. Поэтому в преддверии этого праздника следует в детском саду не только создавать сказочную атмосферу в ожидании Деда Мороза и Снегурочки, но также рассказать детям о ценности семьи и традициях.

Следует отметить, что взаимосвязь детей с семьей является очень важной, именно через осознание ценности семьи и начинается нравственно-патриотическое воспитание детей в целом.

В научной педагогической литературе приводятся следующие основные средства нравственно-патриотического воспитания детей, которые можно применять на практике. Это целевые прогулки и экскурсии; наблюдения, которые позволяют увидеть изменения в облике города; рассказ и объяснение воспитателя; применение художественных произведений патриотической направленности; разучивание песен, стихов. Кроме того, это знакомство детей с народным искусством, привлечение к посильному общественно полезному труду, личный пример воспитателя.

Безусловно, можно применять и новые формы нравственно-патриотического воспитания, в том числе посредством информационных технологий (показ презентаций, интерактивных игр). Однако наиболее главным для нравственно-патриотического воспитания являются три принципа. Во-первых, нравственное поведение самого педагога. Во-вторых, наличие живого общения, диалога воспитателя и детей. В-третьих, непрерывность и системность в процессе нравственно-патриотического воспитания.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является необходимым компонентом педагогической работы, а патриотизм – важной характеристикой нравственно здоровой личности. Поэтому следует применять комплекс форм работы с детьми для их нравственно-патриотического воспитания именно в дошкольном возрасте, когда формируются нравственные основы личности.

Публикации по теме:

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Патриотизм, как мы знаем, это ничто другое, как любовь к Родине. Без этого ни одна страна существовать не может, она просто растворится,.

Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание детей» О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта «С чего начинается Родина» Актуальность проекта: Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому.

Обобщение опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через чувственное отношение к Родине» Цель моего опыта работы: воспитание гуманной, духовно -нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие Тема: Зайка «Ушастик» в гостях у ребят Образовательные область социально-коммуникативное развитие. Задачи: -Развивать игровой опыт каждого ребенка. - Формировать желание участвовать.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

Семинар-практикум для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через любовь к родному краю» Семинар-практикум для педагогов ДОУ: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через любовь к родному краю». Подготовила:.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников через театрализованную деятельность. Социально-коммуникативное развитие дошкольников через театрализованную деятельность (из опыта работы). 2 слайд Дошкольный возраст – яркая,.

Современные подходы к ранней профориентации старших дошкольников через социально-коммуникативное развитие Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания — формирование духовности и культуры, инициативности,.

Учебный план по реализации программы. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» Тема Кол. Час. Дата Содержание Литература Осень (1-я – 4-я недели сентября).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация Нравственно-патриотическое воспитание через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие»
Опубликовано: 28 марта 2019 в 21:01
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация Нравственно-патриотическое воспитание через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Алексеева (УИ 1753525) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД