МААМ-картинки

Консультация «Нужна ли детям специальная подготовка к школе?»

Ольга Колчина
Консультация «Нужна ли детям специальная подготовка к школе?»

«Нужна ли детям

специальная подготовка к школе

Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого не волновало бы, как его ребенок будет обучаться в школе, какие взаимоотношения сложатся у него с учителями сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным.

Задолго до первого сентября начинаются семейные советы:

«Надо начать усиленную подготовку сына к школе, он медленно читает, плохо считает, - говорит папа и намечает программу действий – каждый вечер надо заниматься».

Публикация «Консультация „Нужна ли детям специальная подготовка к школе?“» размещена в разделах

«Он совсем еще маленький» - вздыхает бабушка и уже знает, что будет носить портфель внука.

«В первом классе очень трудно учиться, надо во всем помогать сыну», - добавляет мама.

Нередко, рассуждая таким образом, родители не помогают ребенку стать школьником, а мешают ему приготовиться к сложному труду – учению.

Что же могут и должны сделать и родители и воспитатели, чтобы вступление детей в новую пору жизни было не только безболезненным для всех, но и радостным и результативным?

В каждой семье, где подрастает будущий первоклассник, часто возникают разговоры о школе, о том, как лучше подготовить ребенка, чтобы он хорошо учился. Родители чаще всего решают этот вопрос односторонне, заботясь лишь о том, чтобы малыш научился читать и усвоил элементарные математические знания. Нередко бывает, когда родители, подготавливая ребенка к школе, просто проходят с ним часть программы первого класса. Вот этого, как раз, и не следует делать! В первую очередь необходимо позаботиться о нравственной и психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Так нужна ли детям специальная подготовка к школе?

Педагоги, психологи выяснили, насколько важно для последующего обучения сформировать у ребенка самостоятельность, организованность, умение общаться с взрослыми и сверстниками, научить его, играя, добывать знания.

Но перед всеми родителями обязательно возникают вопросы: нужно ли учить малыша читать и писать до школы? Какими знаниями должен обладать дошкольник, чтобы первый школьный год прошел легко, чтобы ребенок ходил в школу с удовольствием?

Ответы на эти вопросы совсем не однозначны. У многих родителей имеется устойчивое представление о том, что если ребенок приходит в первый класс умея хорошо читать, считать и решать элементарные задачи, то в школе ему будет скучно, не интересно.

В таких семьях сознательно тормозят естественную любознательность ребенка, полагая, что его всему научат в школе.

Существует и противоположная позиция – «ребенку необходимо заранее дать все те знания, которые он должен получить в первом классе». И, вооружившись «Азбукой», мама начинает интенсивную «подготовку к школе». Как правило, это приводит к стойкому нежеланию ребенка заниматься. Под любым предлогом маленький ученик пытается увильнуть от чтения, а в ответ слышит: «Ну, подожди, вот пойдешь в школу – тогда узнаешь! Уж там-то тебя заставят!» Стоит ли удивляться, что в таких семьях ребенок совсем не хочет идти в школу, со страхом ждет учебного года.

Так как же поступить? Если ребенок посещает детский сад, то там он проходит необходимую подготовку к школе.

Дома, в семье играя вместе с детьми в словесные, звуковые игры, получая от этого обоюдное удовольствие еще и от необходимости думать, преодолевать трудности, можно подготовить ребят к обучению чтению.

Эти игры облегчат его дальнейшую школьную жизнь, избавит от множества проблем. Кроме того, ребенка лучше научить читать до школы – в 4-5 лет дети овладевают грамотой значительно легче, чем в 6-7 лет.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой чувствительности и восприимчивости к звуковой стороне речи. Поэтому, прежде, чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, которые он произносит. (В детском саду главным помощником воспитателя в этом вопросе является методика Лидии Ефремовны Журовой). Дома, у родителей не всегда под рукой есть такой прекрасный материал, да и играть приходится не с целой группой детей, а с одним-двумя.

И так, казалось бы – что проще? Ведь к дети уже хорошо говорят, прекрасно понимают обращенную к ним речь… Да, конечно, но при этом слова выступают для них, как и для нас с вами, только как обозначение предметов, действий, понятий. Например, спросим у ребенка: «Какие слова больше похожи – рак, мак и незабудка?» и вы убедитесь, что умница девочка уверенно ответит: «Конечно, мак и незабудка!» Почему? Да потому, что она и не заметила в вашем вопросе слово – «слова», она сравнила рака с названиями двух цветков и, конечно, не нашла никакого сходства между «раком» и «маком». Совсем другую картину вы увидите, как только пообщаетесь с ребенком, занимающимся в детском саду подготовкой к обучению грамоте, с последующим обучением чтению. Такие дети научены вслушиваться в звуки родной речи. И именно в возрасте четырех - пяти лет дети делают это с особым удовольствием.

Можно и нужно воспользоваться этим периодом жизни ребенка и ввести его в увлекательный мир языка, открыть для них языковую действительность и таким образом привести к чтению.

Так с чего же начать? Как ввести ребенка в удивительный мир звучащего слова?

Есть чудесная книжка К. И. Чуковского «От двух до пяти». В этой книге собрана бесценная коллекция детских упражнений со звучащим словом. Читая К. И. Чуковского, мы обязательно вспомним те речевые игры, которые проделывали наши дети.

Ребенок радостно выкрикивает: «Мама! Рама, пама, кама, сама…» Мать сердито обрывает его: «Не болтай глупости!» А он, оказывается не «болтал», а проделывал сложнейшее языковое упражнение: менял в слове один первый звук и получал новое слово. В школе такие задания дети выполняют с трудом, потому что в дошкольном детстве у них был искусственно задавлен, прерван, уничтожен этот прекрасный период языкового развития.

С чего же начинать занятия? Конечно, с игры!

Поиграем в жуков. Вот жучки расправляют крылья, летят и жужжат: «ж-ж-ж». Вместе с ним «летаем» и жужжим. Садимся на «цветок», молчим, а затем снова полет и жужжание. «Какую песенку мы поем?» - «ж-ж-ж». Послушай, в слове «жук» есть такая песенка? Ж-ж-жук. Слышишь, как он поет свою песенку? Давай вместе скажем – ж-ж-жук!»

Нужно отметить, что 4-х летнему ребенку произнести слово таким образом не легко. Он должен изменить свою артикуляцию, как бы пощупать слово, найти в нем звук «ж» и потянуть его на выдохе. Поэтому первое время ребенок повторяет слова за взрослым.

«Давайте еще поищем слова, в которых жук оставил свою песенку. Ну-ка, угадайте: это слово – очень вкусное, сладкое, холодное, вы его любите кушать в жару. Конечно, угадали – это мороженое. Проговорим это вкусное слово так, чтобы услышать в нем песенку жука: вместе – морож-ж-женое. Какое еще вкусное слово вы знаете? Вспоминайте, мы иногда едим его и пьем чай! Варенье? Послушайте внимательно – ввааарренье. Слышите в нем песенку жука? Скажем вместе - ввааарренье. Нет, этой песенки в нем нет! Послушайте другое сладкое слово – пирожжжное. Слышите песенку жука? Да! Скажем это слово вместе! Пирожжжное. Вы правы, в нем есть эта песенка. Вот еще одно вкусное слово – конфета. Поет ли в нем свою песенку жук? Скажем медленно и послушаем – кон-фе-та. Нет, в этом слове песенки жука нет.

Что произошло в этой игре? Мы впервые переключили внимание детей со смысловой стороны слова на его звуковую сторону, дети начали намеренно вслушиваться в звучание слов, сравнивать их по звуковому составу.

Есть много стихов, авторы которых специально подобрали слова с частым повторением какого-либо звука. Например:

Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь!

Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише!»

Послушав музыку стиха, обсудив его содержание, улыбнувшись смешному мышонку, замечаем: «Ребята, вы обратили внимание на то, как шуршали листья под окнами мышиной норки?» И читаем стихотворение по-другому: «Мышшшонку шшшепчет мышшшь…» Дети присоединяются и читают стихи с усиленным акцентированием в них звука «ш».

Далее, задание усложняется. Предлагаем игру – кто больше назовет слов, в которых есть песенка «шуршащих листьев», т. е. слов, в которых есть звук «ш». Поможем детям, только так, чтобы им казалось. Что они все делают сами.

Играя с детьми, нужно обязательно обращать внимание на то, как по-разному звучат очень похожие звуки: первый звук в слове «мышка» и первый звук в слове «мишка». В слове «мышка» он звучит строго, сердито: «м». В слове «мишка» - улыбается, звучит ласково - «мь». И в игре «Кто больше назовет слов» в которых звенит комарик, не забудем, что есть большие комары, которые зудят сердито – «з», и маленькие, которые звенят тоненько – «зь», «зь», «зь». Поэтому, мы придумываем сначала слова с песенкой «большого комара», потом, с песенкой «маленького комарика».

Ребенок еще ничего не знает о согласных звуках, об их мягкости и твердости, но различать их он должен обязательно и делает это, как правило, легко.

Теперь, когда звуки речи для наших детей так интересны, можно знакомить их с буквами. Дети с самого начала должны знакомиться с буквой, как со знаком и твердого и мягкого согласного звуков. Это нужно для того, чтобы процесс обучения был для них радостным, чтобы они каждый раз делали маленькие открытия.

В чем же сложность обучения чтению в русском языке? В нем нет четкого соответствия звука и буквы. Практически все согласные буквы русского языка обозначают два звука – твердый и мягкий. Увидев букву «эм», мы не знаем, какой звук мы должны произнести – твердый – «м» или мягкий – «мь». Только гласная буква, которая стоит после согласной, указывает на твердость или мягкость предшествующей согласной буквы.

Ну вот, наши дети уже читают. Медленно, растягивая звуки. Не стоит торопить их. Значит ли это, что они теперь будут читать книжки? Нет! Самостоятельное чтение придет еще не скоро. Не стоит лишать детей любимого чтения вслух. Дети начнут читать с удовольствием только тогда, когда техника чтения перестанет быть препятствием для быстрого продвижения от страницы к страницы. А пока они читают не для себя, а для мамы, бабушки, воспитателя. Они показывают взрослым, как научились читать. И только от внимания взрослых зависит, пристрастятся ли наши дети к чтению. Станет ли оно радостным, любимым, увлекательным занятием.

Считается, что одним из важнейших аспектов готовности ребенка к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Так нужно ли учить дошкольника писать прописные буквы до школы? Нет, ни в коем случае! «Но ведь именно с письмом первоклассники испытывают наибольшие трудности», - возразят нам многие мамы и папы, вспоминая ужасные каракули в тетрадях.

Учеными, педагогами, психологами доказано, что развитие детской руки находится в тесной связи с развитием речи и развитием мышления. Поэтому, важно помочь ребенку овладеть «ручной умелостью». В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые детям для овладения письмом, важно создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, формирования навыков «ручной умелости».

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно, ребенок, имеющий высокий уровень развития моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому, в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка руки к письму.

Уделяя должное внимание упражнениям, играм, развивающим заданиям на развитие мелких мышц, решаем сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовим его к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Конечно, писать шестилетнему дошкольнику очень трудно. Именно поэтому не нужно форсировать этот процесс. У ребенка слабая рука, плохо развита мелкая мускулатура. Нужно помочь ему овладеть «ручной умелостью». И для этого совершенно не обязательно писать. Учителя и родители отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания и определенной функциональной зрелости коры головного мозга. Для укрепления мелкой мускулатуры пальцев детских рук я предлагаю рисовать, разукрашивать, выкладывать мозаику, собирать разные виды конструкторов, перебирать крупу, играть зернышками, расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, заниматься лепкой, играть с бумагой, работать ножницами. Важно проводить массаж детских рук и пальчиковую гимнастику, укрепляя мелкие мышцы. Выполняя эти игры и упражнения, развивается умелость детских рук, самостоятельный зрительный контроль над движением руки. В дальнейшем ребенок легко справится с карандашом, ножницами, иглой для вышивания, и мы увидим, как легко он овладеет письмом в первом классе.

Итак, наши дети идут в школу. Мы готовили их этому событию несколько лет постепенно и терпеливо. Мы добились главного: им интересно заниматься, они любят узнавать новое, они хотят учиться.

Пожелаем успехов в их новой школьной жизни!

Информационные ресурсы.

«Обучение детей грамоте» Л. Е. Журова

«Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать». Группа авторов под руководством Гавриной С. Е., Кутяниной Л. Н.

«Я учусь писать». Тригер Р. Д.

«Готов ли ваш ребенок к школе. /Советы педагога и психолога/. Виноградова Н. Ф., Журова. Л. Е.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Подготовка ребёнка к обучению в школе» В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь.

Консультация «Артикуляционная гимнастика. Для чего она нужна?» Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

Консультация для родителей «Какая мама нужна ребёнку?» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск «Центр развития ребёнка-детский сад №7» Консультация.

Консультация для родителей «Зачем нужна библиотека?»Консультация для родителей «Зачем нужна библиотека?» Каждый человек в детстве в общих чертах должен постичь все то, к чему человечество шло тысячелетиями своего существования. Без книги, слова,.

Консультация для родителей «Подготовка к школьному обучению. Виды готовности к школе» Вся дошкольная жизнь готовит ребенка к школе, а не только последний год перед школой. Готовность ребенка определяется его - физическим развитием.

Подготовка детей к школе Одной из проблем изучения начал детской и школьной педагогики и детской психологии является подготовка детей к школе. Дошкольный возраст.

Консультация для родителей «Подготовка к школе. Что это такое?» Начало обучения в школе - новый этап в жизни ребенка. Часто под готовностью к школе подразумевают определенный уровень знаний, умений и.

Консультация «Подготовка ребенка к школе» Подготовка ребенка к школе. Последнее время требования к уровню подготовки ребенка к школе возросли. Это явления обусловлено усложнившейся.

Выступление на родительском собрании на тему «Подготовка детей к школе. Роль игры при подготовке к школе» Дошкольный возраст - замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда, развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать.

Зачем нужна игрушка. Консультация для родителей Игрушка, появившись на свет тысячу лет назад, и в наши дни сохранила в себе удивительную добрую, праздничность, только, что открытого мира.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Нужна ли детям специальная подготовка к школе?»
Опубликовано: 12 января 2018 в 13:49
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД