Светлана Бойко
Консультация «Обучение выразительному чтению стихотворений при помощи игровых методов и мнемотаблиц»
▼ Скачать + Заказать документы
"Обучение выразительному чтению стихотворений при помощи игровых методов и мнемотаблиц"
Как добиться того, чтобы ребёнок с удовольствием декламировал стихи, используя средства выразительности?
Прежде всего – правильный выбор произведения.
Публикация «Консультация „Обучение выразительному чтению стихотворений при помощи игровых методов и мнемотаблиц“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Содержание стихотворения должно соответствовать возрастным особенностям детей, быть понятным и интересным для восприятия. Тот, кто знакомит детей со стихотворением (педагог или родитель) даёт образец чтения, поэтому речь чтеца должна быть чёткой, выразительной, необходимо использовать соответствующие мимику, жесты, интонацию.
Затем проводится беседа по содержанию произведения (о чём оно, какие чувства вызывает и т. д., словарная работа (уточнение некоторых слов и выражений).
Читаем каждую строчку и находим в ней «главное слово», которое выделяется голосом.
Определяем, с какой интонацией необходимо читать произведение, нужно ли её менять.
Для лучшего запоминания текста используются мнемотаблицы, игры «Доскажи словечко», «Стихотворение по кругу». Очень интересна и нравится детям игра «Испорченный телевизор», в которой детям предлагается представить то, что их показывают по телевизору, но телевизор испорчен, в нём иногда пропадает звук. Начинаем «выступать», по сигналу (хлопок или слово «чик») звук пропадает, а изображение остаётся. Дети продолжают читать стихотворение беззвучно, а затем по сигналу звук появляется снова.
Для работы над выразительностью применяется приём «Почувствуйте разницу». Стихотворение сначала читаем монотонно, скучно, «без выражения», а затем с использованием средств выразительности. Дети выбирают тот вариант, который им больше понравился и объясняют, почему. При заучивании предлагаем детям самим придумать, какие жесты, движения можно использовать, какую мимику показать. Можно рассказать стихотворение от имени героя сказки (капризная принцесса, испуганный зайчик, Незнайка и т. д.) Широко используются игры- драматизации.
Знакомя дошкольников с творчеством Ыбрая Алтынсарина, мы выбрали для разучивания отрывок из его стихотворения «Река».
Сначала дети посмотрели небольшой видео – фильм о горной реке, высказали свои впечатления. Педагог уточнил значение некоторых слов и выражений : «несётся», «зной», «хворь», «схватить не может взор», «испив воды». Затем провели игру малой подвижности «Река». Дети изображали спокойное и шумное течение реки. Читая стихотворение по строчкам, выделили «главные» слова, потом совместно с педагогом нарисовали мнемотаблицу. Для заучивания использовались игры, описанные выше.
Благодаря плодотворно проделанной работе, большинство детей рассказывают отрывок из стихотворения наизусть, используя мнемотаблицу.
Таким образом, использование разнообразных игровых приёмов позволяет сделать процесс разучивания и чтения стихотворений легким, увлекательным и интересным.
Список литературы:
1. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
2. Хрестоматия по детской литературе. М., 1996.
3. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985.