Получи документы

Консультация «Организация дежурств в детском саду»

Елена Селезнева
Консультация «Организация дежурств в детском саду»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЖУРСТВ В ДЕТСКОМ САДУ

Дежурства – более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей. Они требуют от ребёнка большей самостоятельности. Привлекая ребёнка к выполнению поручения, педагог может дробить процесс какого-либо дела на ряд последовательных заданий, например: «Принеси салфетки», «Теперь разложи ложки», «Поставь на стол хлебницы» и др. Дежурные же учатся выполнять порученное дело полностью, воспитатель даёт им задание в общем виде: «Накрой на стол», или «Полей растения», «Подготовь столы к занятию». Это требует от детей знания последовательности работы, представлений о полном её объёме. О требованиях, предъявляемых к результату. Более того, ребёнок - дежурный ставится в деловые обязательности выполнения дела. Он не может отказаться от него, заняться в это время другой, более интересной для него работой или переключиться на игру, которую затевают сверстники.

Публикация «Консультация „Организация дежурств в детском саду“» размещена в разделах

Несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, имеющую значимость, необходимую для коллектива. Это помогает в доступных, конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, животным и растениям, а также воспитывать у них умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.

Дежурства по столовой вводят во ІІ - ой половине года 2-ой младшей группы. Прежде, чем назначить дежурных, необходимо провести цикл игр или упражнений, «Накрой на стол», где мы показываем детям правильность и последовательность сервировки стола. Такие упражнения нужно проводить несколько раз. После того, как педагог увидел, что дети поняли и усвоили данные правила, он назначает первого дежурного на каждый стол, учитывая желания детей.

Перед ребёнком-дежурным ставят одно условие: помочь младшему воспитателю накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Ребенок раздает ложки, ставит хлебницы, стаканы, тарелку с фруктами, раскладывают салфетки (по развитию ребенка). Руководя детьми, педагог опирается на их интерес к процессу деятельности, создается эмоционально-положительное отношение к нему, объясняет необходимость потрудиться и всячески поощряет любую попытку ребёнка проявить самостоятельность. Он формирует у детей представление о значимости труда дежурных, об очередности в выполнении порученного дела: «Сегодня Аня позаботится о своих товарищах, будет дежурной за этим столом, а на этот стол будет накрывать Саша, на другой Дима. Всем неудобно работать. Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра другие дети, которые рядом с ними сидят. Так по очереди все и будут помогать младшему воспитателю».

Основное внимание воспитатель уделяет обучению последовательности в работе и умению не отвлекаться от дела, а также стремиться к созданию спокойной обстановки. Некоторые дети, получив задание, начинают суетиться, спешить. Не закончив одно дело, берутся за другое. В таком случае ребенка нужно успокоить в доброжелательном тоне. «Коля, не торопись, ты всё успеешь. Сначала ложки разложи всем детям, а потом салфетки поставишь. Ведь сначала надо одно дело закончить, а потом другое начинать. Давай посмотрим, кому ты ещё не подал ложку».

Другие дети отличаются не решительностью, выполняют свои обязанности очень медленно и постоянно обращаются за поддержкой. Этих детей ободрит поощрение, высказанное заранее: «Я знаю, Надюша, ты сейчас очень хорошо накроешь на стол. Начинай раскладывать ложки Кате и Андрюше». Воспитатель помогает ребёнку побороть нерешительность, а его своевременная поддержка позволит ему выполнить порученное дело в срок.

Некоторые дети действуют очень уверенно, самостоятельно. Однако, одобряя их отношение к делу, таких детей не стоит постоянно ставить в пример или всякий раз поручать им дежурство. К ним можно предъявить чуть повышенные требования (к качеству работы, к организованности в её процессе).

В средне группе, если есть новые дети в начале года, педагог использует те же приёмы, что и во второй младшей группе, чтобы узнать, насколько дети овладели умениями, дать им привыкнуть к условиям жизни в группе.

Воспитатель разъясняет, как заботится о детях младший воспитатель, как она накрывает на стол, подаёт завтрак, подчёркивает значимость её работы. Педагог побуждает детей благодарить младшего воспитателя. Опираясь на представления о труде младшего воспитателя, полученные в процессе специально организованных наблюдений, воспитатель на занятиях напоминает, как работает младший воспитатель и предлагает детям помочь ей. Чтобы не забыть, кто дежурный, воспитатель предлагает дежурным выбрать картинки, которые вставляются в окошечки в уголке дежурств. Выбирают картинки все дети.

Детям пятого года жизни трудно учитывать работу друг друга, согласовывать между собой действия. Этим определяется и форма организации дежурств – за каждым столом свой дежурный. Он накрывает на стол, действует один, отвечая за результат своей работы перед воспитателем.

Во второй половине года, когда навыки у детей станут прочными, можно увеличить объём работы. Дежурным можно поручить расставлять блюдечки и тарелочки, принесённые младшим воспитателям на столы и носить по две чашки с раздаточного стола на детские столы. Дежурные сами наполняют стаканы салфетками. Дети убирают посуду после еды: каждый ребёнок ставит свою тарелку на тарелку сидящего с ним рядом, просит приподнять ложку, относит чашку на раздаточный стол. Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками, а младший воспитатель сложенные стопкой тарелки. Дежурные стряхивают салфетки, сметают крошки со стола.

Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. Необходимость таких дежурств педагог мотивирует тем, что дети стали старше, научились помогать ему в подготовке к занятиям. Вводя дежурство, воспитатель проверяет, насколько дети знают последовательность работы, место хранения пособия и материалов. Число дежурных зависит от объёма работы.

Дежурства старших дошкольников постоянно усложняются как по содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к самостоятельности и самореализации в работе. Важной задачей организации дежурств является формирование у детей ответственности за порученное дело. Воспитать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде.

Дети регулярно дежурят по столовой, по подготовке к занятиям. По уголку природы. Обычно на каждый вид дежурства ежедневно назначается по два ребёнка. Дежурные, работая вместе, обслуживают всю группу.

Часто детей соединяют в пары по принципу «умелый с неумелым». В этом случае воспитатель должен следить, чтобы объём работы, выполняемый дежурными, был одинаковым.

В старших группах нередко проявляются и избирательные дружеские взаимоотношения детей. Это следует учитывать, поручать им, дежурить вместе.

Воспитатель обращается к дежурным, как к своим помощникам, одобряет их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задания.

Так перед занятиями воспитатель обращается к детям, говорит: «Дежурные так быстро приготовили все необходимое, что можно сразу начинать заниматься. Спасибо вам, молодцы!». Это повышает интерес детей к делу, они чувствуют, что их работа нужна, а поощрение педагогом их действий, укрепляет уверенность в своих силах.

В содержании труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды.

Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности, деловитости и самостоятельности.

При организации дежурств педагогу приходится уделять внимание ещё одному вопросу – сочетанию работы дежурных с самообслуживанием детей. Наиболее целесообразной будет такая организация уборки, при которой естественно сочетается работа дежурных и каждого ребёнка. Рекомендуют, чтобы ребёнок после еды отодвигал свою тарелку на середину стола, складывал её на другие, а чашку с блюдцем относил на раздаточный стол, тарелки уносят дежурные.

Но на практике у нас дети сами уносят посуду, а дежурные стряхивают салфетки, убирают салфетницы, сметают щеточкой на савок крошки со столов.

Содержание дежурных по подготовке к занятиям усложняется. Дети могут подбирать раздаточный материал, раскладывать его по конвертам или подносам, наливать в розетки гуашь, клей, приносить в группу пособия по развитию движений или готовить их в зале, могут помочь музыкальному руководителю расставить стулья, подобрать пособия. Иногда работа дежурных начинается накануне занятия (нарезать геометрические формы для занятия).

В старшей группе вводится ещё один вид дежурства – дежурство по уголку природы. Прежде чем научить дежурить по уголку природы, проводить цикл игровых упражнений, занятий по обучению правилам ухода за растениями.

Публикации по теме:

Организация проектной деятельности в детском саду в работе с родителями и детьми Подготовила воспитатель МДОАУ № 10 "Казачок" г. Новокубанска Краснодарского края Шунькова Н. В. O Связи между семьей и детским садом строятся.

Организация питания в детском саду Доклад в форме вопрос-ответ на районном семинаре «Культура питания» "Организация питания в детском саду" Культура питания подразумевает.

Консультация для родителей «Организация занятий по физической культуре в детском саду» Дошкольное детство – это период, когда закладывается фундамент здоровья, физического развития и культуры движений. Растить детей здоровыми,.

Консультация. Организация предметно-игровой деятельности в детском саду Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального.

Организация литературного салона в детском саду Организация литературного салона в детском саду. Для педагогов и родителей является естественным желанием видеть своих детей любознательными,.

Организация и проведение прогулки в детском саду.Организация и проведение прогулки в детском саду. Организация и проведение прогулки в детском саду. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГУЛКИ В ДЕТСКОМ САДУ №79 С ДЕТЬМИ 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ. Прогулка.

Организация и проведение прогулки в детском саду Организация и проведение прогулки в детском саду Организация и проведение прогулки в детском саду ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРВЕДЕНИЯ ПРОГУЛКИ В ДЕТСКОМ.

Презентация «Организация летней оздоровительной работы в детском саду» Основная цель работы в летний период направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование активной жизненной позиции. Ставлю.

Организация театрализованной деятельности в детском саду .

Презентация «Организация летней оздоровительной работы в детском саду» "Организация летней оздоровительной работы в детском саду"Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Организация дежурств в детском саду»
Опубликовано: 13 декабря 2017 в 12:45
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД