Маргарита Арапова
Консультация «Организация и методика проведения прогулки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация и методика проведения прогулки»
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития несовершеннолетних. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к благоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Прогулка способствует умственному воспитанию. Дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах безопасности в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. В связи с этим развиваются наблюдательность, расширяется представление об окружающем.
Публикация «Консультация „Организация и методика проведения прогулки“» размещена в разделах
Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания.
Воспитывается трудолюбие, уважение к труду взрослых, бережное отношение к природе, родному краю, городу. Дети учатся замечать красоту природы, обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамику. Все это вызывает у детей радостные переживания, положительные эмоции.
Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до 2-3 часов в день. Летом это время увеличивается до 3-4 часов. Время, отведенное для прогулки должно строго соблюдаться!
Кроме постоянного оборудования на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы. Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает содержание, вызывает у детей интерес с помощью рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с охотой.
Чтобы дети не теряли время, поджидая друг друга при одевании на прогулку, сначала посылайте одеваться самых медлительных детей, напоминая о правилах последовательного одевания, взаимопомощи, культуре общения друг с другом. Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки, материал, атрибутику.
Структура планирования ежедневной прогулки
1. Наблюдение за природой (погода, природа, день недели, число, время года, труд людей) с последующей отметкой в календаре природы дежурными.
Наблюдение можно проводить с группой, подгруппой, и индивидуально.
2. Ведущее место отводится подвижным играм. 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности (в сырую, дождливую погоду, особенно весной и осенью малоподвижные, в холодную погоду целесообразно начинать прогулку с игр большой подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками, игры на выбор детей. В подвижных играх развиваются естественные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.
Подвижная игра проводится в начале прогулки, если предыдущая деятельность была связана с длительным сидением детей. Если дети идут гулять, после физкультурного, или подвижного занятия, то подвижные игры можно провести в середине прогулки, или за полчаса до ее окончания.
Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые дни, летом и ранней осенью.
во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, кольцеброс, кегли, городки, бадминтон, настольный футбол, элементы баскетбола. В жаркую погоду проводятся игры с водой.
С малышами организуются игры в больницу, семью, магазин, школу, космонавтов; предлагают кубики, лото, др.
3. Труд в природе (уход за растениями, зимой - за зимующими птицами, сбор семян цветов, зимой – уборка снега, делать из него разнообразные сооружения)
4. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств (игра – метание в цель, упражнения в равновесии, спрыгивание, перепрыгивание через препятствия, разучивание стихов, песен, закрепление звуков по рекомендации логопеда; самостоятельная игровая деятельность (под контролем и руководством воспитателя). Для особо подвижных детей, предлагаются игры более спокойного характера. За полчаса до окончания прогулки, воспитатель организует спокойные игры, или упражнения.
Целевая прогулка
Воспитатель организует наблюдение детей за общественной жизнью и явлениями природы за пределами участка. Такие прогулки проводятся 2 раза в неделю. Дети знакомятся с правилами поведения в природе, на улице, при пользовании объектами инфраструктуры, дорожного движения.