Людмила Галеницкая
Консультация «Организация игровой деятельности и руководство ею»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация игровой деятельности и руководство ею.
На вопрос, что больше всего любят дети, каждый ответит не сомневаясь – играть. По мнению учёных, игра – это не пустая забава, и очень важный вид деятельности для маленького человека и чем выше ступень развития человечества, тем роль игры объёмнее и важнее.
Умственное развитие ребёнка формируется в процессе его деятельности. Игра и действие с предметами – основные виды деятельности детей 2 и 3 года жизни. Игра занимает большое место в жизни ребё нка: всё время, не занятое сном, кормлением, занятиями, - он играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ребёнку много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, получая новую информацию, радуется достижению желаемого результата, общению с взрослыми и сверстниками. Игра – путь познаний детей окружающего мира.
Публикация «Консультация „Организация игровой деятельности и руководство ею“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Первая функция игры – развивающая – важна для становления личности ребёнка.
Вторая функция – компенсаторная – основана на том, что игра предстаёт как иная реальность, выступающая рукотворным оазисом в хаосе реальной жизни.
Игра обладает терапевтическим потенциалом. Ребёнок открывает страхи, переживает запреты, порой ведёт себя агрессивно. В понимании Зигмунда Фрейда значительная часть игры – это проекция: игрушки как бы замещают самого ребёнка и его окружение, играющий приписывает им свои побуждения. В игре не он, а куклы злые волшебники, ведьмы – ведут себя плохо. Заменяя объект или повторяя неприятные события из своей жизни, ребёнок справляется с пугающими его факторами, с неприятными событиями. Например: погружая куклу в воду или бросая её об стену, выражает чувство ревности к новорождённому брату, «угощая» кукол горьким лекарством, сопереживает игровым персонажам.
Ребёнок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом он много экспериментирует; проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируется внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Во время игры у малышей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи с взрослыми. Дети тянуться к тем, кто с ними занимается, играет. Для воспитателя организация игровой деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен, не подавляя инициативу, ребёнка, умело направлять его игру, с другой – научить малыша играть самостоятельно.
Одним из условий, от которого в большой степени зависит развитие игровой деятельности ребёнка, является правильный подбор игрушек, пособий. В группе должны быть игрушки, обеспечивающие все виды деятельности ребёнка.
У нас в группе для этого созданы все условия:
Для игр, связанных с движениями: мячи, лесенка-стремянка, которая закрыта матом, чтобы дети самостоятельно не лазили; транспорт;
Для познавательной деятельности – книжки, картинки, кубики с картинками.
Так же у нас обустроены: уголок нарядов, в котором все дети любят играть. Малыши переодеваются в юбки, косынки, фартуки, берут сумочки, надевают шапочки;
кукольный уголок, в котором у нас кукольная мебель, на которой дети могут посадить в кресле, на диване, за столом, полежать в кроватках сами и положить кукол;
бытовой уголок, где дети стирают кукольную одежду, гладят её, купают кукол;
кухня, где дети моют посуду, готовят обед, накрывают на стол.
Для сюжетно-ролевых игр у нас обустроены уголки: «Парикмахера» и «доктора», где есть шапочки, халаты для переодевания. Так же инструменты для парикмахера – расчёска, заколки, зеркало и для доктора – банки, грелки, слушалки, термометр.
Дети любят играть со строителем, как с мелким, так и с крупным – он тоже у нас есть.
Во время игровой деятельности ребё нка воспитатель формирует его поведение: учит вынимать правила игры, показывает, где и с какой игрушкой удобнее играть (за столом, на полу, у окна, воспитывает бережное отношение к игрушкам, учит не разбрасывать их, убирать на место. Большое внимание воспитатель уделяет формированию положительных взаимоотношений между детьми: учит не мешать играм друг другу, вызывает интерес к ним, поощряет умение играть рядом в первые, совместные игры, развивает такие чувства, как доброжелательность, привязанность к товарищам по группе, сочувствие, помощь, умение делиться любой вещью.
При руководстве играми воспитатель формирует и психические процессы – внимание, память, воображение; стимулирует речевую активность, поддерживая любое обращение к нему малыша, вызывает потребность в речевом общении. Под руководством взрослого, играя с ним, ребё нок учится выполнять его определенные требования: собрать игрушки и разложить по местам, возвратить отобранный у другого ребёнка предмет. Дети при этом должны хорошо усвоить значение слов «нельзя» и «можно». Руководя игрой, воспитатель обогащает впечатление детей. Например, в присутствии малышей воспитатель может полить цветы, пришить пуговицу. Воспитатель разыгрывает различные сюжеты: мишка заболел, кошка обожгла лапку, их надо помечать. Постепенно воспитатель усложняет задачи, которые ставит перед ребёнком, создавая «проблемные ситуации». Он предлагает малышу не прямо решить задачу, а ставить вопрос так, чтобы тот мог найти ответ сам. Например: воспитатель обращается к ребёнку со словами «Твоя кукла грязная. А где же у нас ванночка, мыло, полотенце?» При этом воспитатель не говорит, что куклу надо купать, ребёнок догадывается сам, что надо сделать и т. д. Для поддержания интереса у детей к играм надо использовать предметы-заместители: вместо мыла – кирпичик, вместо ложки – палочку, вместо яблока – шарик.
Важно, чтобы воспитатель давал правильную оценку действиям и поступкам ребёнка.
Если малыш хорошо справился с задачей, надо его похвалить, показать другим детям, как у него хорошо получилось. Надо следить, чтобы правильно разрешались конфликты между детьми. Обидчику воспитатель выражает своё порицание соответствующим тоном. Однако в работе с детьми данного возраста следует наиболее широко пользоваться методом отвлечения, переключая малыша на другую деятельность.
Руководя игрой, воспитатель направляет своё внимание на то, чтобы все малыши были заняты и находились в бодром, спокойном состоянии. Общаясь с детьми в игре и направляя их действия, воспитатель делает это с большой осторожностью, чутко относится к интересам малышей. Нельзя мешать возникновению их самостоятельной игры, участие в ней взрослого ни в коем случае не должно превращаться в натаскивание.
Создание условий для всех видов деятельности, правильное руководство воспитателя детскими играми способствует умственному развитию и формированию личности ребёнка.