Получи документы

Консультация «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей 4–5 лет при планировании прогулки»

Оксана Палагина
Консультация «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей 4–5 лет при планировании прогулки»
▼ Скачать + Заказать документы

«Организация познавательно-исследовательской деятельности детей 4–5 лет при планировании прогулки»

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идёт развитие познавательной деятельности.

Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Ребёнок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире.

Публикация «Консультация „Организация познавательно-исследовательской деятельности детей 4–5 лет при планировании прогулки“» размещена в разделах

В связи с этим в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования. По мнению Н. Н. Поддъякова, именно эта деятельность идёт от самого ребёнка с первых месяцев его жизни.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности, накопленное в дошкольной педагогике, рассыпано по многочисленным программам, методическим разработкам, и педагогу надо суметь подобрать из имеющегося множества то, что учитывает, с одной стороны, задачи развития, а с другой стороны актуальные интересы детей. Зачастую прагматический и рациональный опыт взрослого сужает границы накопления детьми личного опыта взаимодействия с предметами, явлениями окружающего пространства, а ребёнку 4-5 лет свойственны любознательность, жажда новых впечатлений, желание самостоятельно искать истину. Это обусловливает настоятельную необходимость анализа реально существующих в практике (создание новых) организационных, технологических, содержательных компонентов исследовательской деятельности в ДОУ, выявление факторов, лимитирующих развитие познавательных способностей детей и конкретизацию путей их устранения. Считаю, что в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.

Наряду с этим огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребёнок получает конкретные познавательные навыки : учиться наблюдать, рассуждать, планировать работу, учиться прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности. Благодаря этому детям предоставляется дополнительная возможность приобщаться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Труд с детьми: подготовка клумб, посадка молодых деревьев, полив, рыхление, прополка, сбор семян и листьев осенью – это важное средство приобщения ребёнка к миру природы. Прогулки, экскурсии – это способы, где можно познакомиться с явлениями живой и неживой природы, рассказать о жизни и разнообразии растений и животных. Используя наблюдения за объектами живой природы, можно научить ребё нка эффективным способам взаимодействия с окружающим: способствует преодолению детских страхов, развивает уверенность в своих силах, избавляет от одиночества, замкнутости, агрессивности и беспомощности. На прогулке появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей. Тематика опытов прежде всего связана с сезонными явлениями: изучение свойств песка; изучение ветра и опыты на определение направления ветра; изучение свойств объектов неживой природы (тяжелый - легкий, сыпучий - вязкий, жидкий - твердый); изучение свойств снега и льда: " Превращение снега и льда в воду", "Бывает ли снег чистым? ", " Цветные льдинки", " Когда лёд не бывает скользким? ", " Когда можно лепить из снега? "," Где сильнее греет солнце"," Как появляются солнечные зайчики? "," Разноцветный мир"," Как появляется тень? ," Тонет - не тонет", " Где можно найти воду? ", " Какой формы вода? ". Дети любят ставить эксперименты. Это объясняется тем, что им присуще наглядно- действенное и наглядно - образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим особенностям. В дошкольном возрасте он - ведущий, а впервые три года - практически единственный способ познания мира. Для поддержания исследовательского интереса у детей необходим тесный контакт с родителями. Для них можно организовать беседы на темы : «Прогулка с детьми в природу», «Развивайте детскую любознательность», «О создании развивающей среды в семье» и т. д., в библиотечку для родителей внести новую литературу по познавательной деятельности, привлечь их к изготовлению материала для дидактических игр по исследовательской деятельности, создать картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лёд можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике). На родительском собрании также можно предложить игры, в которых используются результаты экспериментирования, например: «Секретное донесение» (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода). Ребё нку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живёт в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях - это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребёнка. Следует отметить, что полноценное общение с природой, насыщенное познавательным интересом и приятными переживаниями, вызывает у ребёнка общее состояние гармонии, душевного равновесия. А это - ничто иное, как психическое здоровье, который укрепляет организм в целом и является основой физического здоровья.

Литература

1. Дыбина О. В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М., 2005.

2. Дыбина О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. – М., 2007.

3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2004.

4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М., 2008.

5. Нищева Н. В. Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ. - СПб,2013.

Публикации по теме:

Познавательное развитие детей среднего возраста при использовании инновационных методов и приемов экспериментирования В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления, усиливается его культурологический, развивающий, личностный.

Ура! Вышел сборник с моей статьёйУра! Вышел сборник с моей статьёй Почти шесть месяцев ждала хорошей новости. Ещё в апреле сдала в сборник статью "Развивающая среда экологиической комнаты как стимул познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей 4–5 лет при планировании прогулки»
Опубликовано: 9 ноября 2014 в 16:36
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей 4–5 лет при планировании прогулки»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Палагина (УИ 116587) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД