Татьяна Шверт
Консультация Организация прогулки в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Волчихинский детский сад №2
Организация прогулки в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Воспитатель: Шверт Т. В.
Публикация «Консультация „Организация прогулки в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» размещена в разделах
Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.
Цель и задачи прогулки
Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Задачи прогулки :
• оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;
• способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;
• оптимизировать двигательную активность детей;
• способствовать познавательному, речевому, физическому художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.
В ходе прогулки предусматривается интеграция образовательных областей:
«Физическое развитие». «Социально-коммуникативное развитие». «Развитие речи». «Познавательное развитие». «Художественно – эстетическое развитие»
Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
Задачи образовательной области «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Развитие физических качеств
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
Накопление и обогащение двигательного опыта детей
Решаются через
Развитие основных движений
Подвижные игры
Задачи образовательной области
«СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
• Развитие игровой деятельности детей.
• Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
• Развитие трудовой деятельности;
• Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
Решаются
Трудовые поручения
Наблюдения
Подвижные игры.
Самостоятельная игровая деятельность
Задачи образовательной области
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
• Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
• Формирование элементарных математических представлений;
• Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
Решаются в ходе:
• подвижных игр с детьми
• трудовых поручений
• ознакомления с трудом взрослых
• наблюдений
• экспериментирования с предметами окружающего мира
• самостоятельной игровой деятельности
Задачи образовательной области
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
• Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
• Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
• Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Решаются
Наблюдения
Подвижные игры.
Самостоятельная игровая деятельность
Задачи образовательной области
«Художественно-эстетическое
развитие»
1. развитие эстетического восприятия, эстетических эмоций.
2. развитие эстетических и художественно-творческих способностей.
3. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
4. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей
Решаются
Организованная игровая деятельность:
1. Конструирование (Выкладывание на асфальте, песке, снегу из природного материала (палочки, камешки, пластиковые пробки, осенние листья, плоды и другие материалы).
2. Художественно-изобразительная деятельность (Рисование палочкой, на песке, снегу.)
3. Музыка. ( Развитие творчества: песенного, музыкально-игрового, танцевального)
Самостоятельная игровая деятельность
Наблюдения
1. Восприятие мира природы (всматриваться, замечать красоту природы.)
2. Эстетическое восприятие социального мира (труд человека)
Построение педагогического процесса в соответствии с ФГОС ДО предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности детей на прогулке : наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и прочее.
Зона игровой территории включает в себя групповые площадки - индивидуальные для каждой группы
• ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 3-4 часов.
• Прогулку организуют 2 раза в день : в первую половину — до обеда и во вторую половину — после дневного сна или перед уходом детей домой.
• Продолжительность прогулки определяется организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.
• Перед выходом на прогулку работники Детского сада, занятые одеванием детей, должны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям.
• При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка Детского сада. В процессе прогулки воспитатель должен обучать детей навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.
• Запрещается: - оставлять детей одних, без присмотра.
Требования к организации и проведению прогулки в соответствии с п. 3 СанПин 2.4.1.3049-13
Требования к подготовке и возвращению с прогулки.
• Подготовка и возвращение с прогулки :
• Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.
Требования к содержанию прогулок на участке Детского сада.
Структурные компоненты прогулки
Самостоятельная игровая деятельность детей.
Трудовая деятельность.
Разнообразные наблюдения.
Двигательная активность.
Индивидуальная
работа.
Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут в младшем возрасте и до 25 минут для старших дошкольников и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки проводятся подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.
Наблюдения – основной метод обучения.
Наблюдения в младшей группе должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными; в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут.
Объекты наблюдений
Труд взрослых
Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи)
Живая природа: растения и животные
Виды наблюдения
Длительные
организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе.
Кратковременные
организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления
Основные движения и подвижные игры.
• Расширяется двигательный опыт детей
• Совершенствуются навыки в основных движениях
• Развиваются физические качества
• Формируются самостоятельность и активность
• Положительные взаимоотношения со сверстниками
Подвижная игра
Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)
Младший возраст – 6-10 минут
Старший возраст –10-15 минут
Трудовые поручения.
Формы организации труда
Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.
Коллективный труд
Работа в подгруппах
дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.
Организация индивидуальной работы.
• В соответствии с планированием воспитатель осуществляет индивидуальную работу по познавательному, речевому, социально-коммуникативному, физическому или художественно-эстетическому развитию детей. С этой целью заранее подготавливает все необходимые материалы и оборудование.
Самостоятельная игровая деятельность.
Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр.
• Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль за деятельностью детей на протяжении всей прогулки.
Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если есть воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.