Получи документы

Консультация «Организация самостоятельных детских исследований»

Галина Баловина
Консультация «Организация самостоятельных детских исследований»

Консультация для педагогов

ТемаОрганизация самостоятельной детской исследовательской деятельности».

Одним из принципов дошкольного образования является: поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

Инициатива -

побуждение к какому-либо действию, способность к самостоятельным активным действиям.

Стандарт направлен на решение следующих задач:

Публикация «Консультация „Организация самостоятельных детских исследований“» размещена в разделах

формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Если мы посмотрим требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму, то мы увидим что программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

Целевые ориентиры на этапе завершения

дошкольного образования:

• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать

Цель организации совместной деятельности:

Решение образовательных задач: использование знаний, умений, навыков. Полученных в НОД;

Развитие самостоятельности.

Что же такое самостоятельность?

Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется

- стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей

- умением поставить цель деятельности

- осуществить элементарное планирование

- реализовать задуманное

- получить результат, адекватный поставленной цели

Самостоятельная деятельность не возникает сама по себе. Во второй младшей группе самостоятельная деятельность проявляется в наблюдениях, в средней группе это наблюдения и простейшие опыты и эксперименты. И лишь к старшему дошкольному возрасту ребёнок овладевает исследовательскими умениями, овладевает структурой деятельности от цели до результата.

К концу старшего дошкольного возраста исследовательская деятельность выходит на самостоятельный уровень.

Самостоятельность ребенка обусловлена овладением структурой деятельности:

• анализировать и формулировать проблемы

• ставить цели

• находить и использовать средства и способы их

достижения

• планировать деятельность

• достигать результат

Детская исследовательская деятельность предполагает активность ребёнка, направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочивание и систематизацию. В период дошкольного детства исследовательская деятельность сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Исследовательская деятельность способствует развитию как познавательной способности так и творческой деятельности. Учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового. Способствует творческому развитию личности.

В нашем детском саду была разработана программа исследовательского обучения старших дошкольников «Почемучка». Программа направлена на формирование специальных исследовательских умений и навыков, интегративных интеллектуальных и личностных качеств.

На первом этапе работы проводятся игры и игровые упражнения направленные на развитие исследовательских умений и навыков. На втором этапе во время тренировочных занятий обучаем детей специальным знаниям и умениям, необходимых для проведения самостоятельных исследований.

Тренировочные занятия позволяют детям приобрести некий опыт, а именно знакомство со схемой исследовательской деятельности, последовательности выполнения её компонентов от выявления проблемы до презентации результата.

Во время проведения самостоятельных исследований дети работают самостоятельно, сами изучают всё что связано с выбранной ими темой. Задача педагога – выполнять обязанности активного помощника, консультанта исследователей.

Публикации по теме:

Педагогические условия развития и формирования исследовательского поведения Педагогические условия развития и формирования исследовательского поведения- интеграция различных видов детской деятельности; - формирование.

План работы методического объединения воспитателей «Организация образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГТ» Цель: Обеспечить рост педагогического мастерства, повышение творческого потенциала, распространение актуального педагогического опыта..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Организация самостоятельных детских исследований»
Опубликовано: 9 марта 2014 в 15:17
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД