Инга Анучина
Консультация «Особенности психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Готовность ребенка к современному школьному образованию выступает как совокупный результат системы воспитания, направленной на полноценное личностное развитие каждого дошкольника. Выражением готовности к школе является ряд новообразований развития, которые начинают «заявлять» о себе в конце дошкольного детства и проявляются в качественно новых чертах и возможностях деятельности, поведения, отношения ребенка к социальному и предметному миру. Именно в готовности к школе получают свое воплощение важные новообразования и достижения развития, создающие ребенку благоприятный старт для начала учебной деятельности и вхождения в ситуацию школьного образа жизни.
Публикация «Консультация „Особенности психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко единственное условие. Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность.
«Психологическая готовность» - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» (Венерг).
У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разными.
В качестве основных показателей психологической готовности к школе выделяет :
Характеристики Показатели
Мотивационное развитие ребенка 1. Познавательнная мотивация (непосредственно связана с учебой). Потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.
2. Социальнная мотивация: потребность в общении взрослыми людьми на новом уровне.
3. Способность адекватно оценивать себя.
Произвольность поведения 1. Умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщению, определяющему способ действия.
2. Умение ориентироваться на заданную систему требований.
3. Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.
4. Умение самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу.
Произвольность интеллектуальной сферы 1. Умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
2. Уровень интеллектуальных процессов:
умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности;
умение сравнивать, выделять сходное и отличное;
умение рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.
3. Обучаемость :
усвоение нового правила работы;
перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичное, но не тождественное ему;
уровень развития обобщения
4. Сумма усвоенных знаний.
5. Речевое развитие:
усвоение морфологической системы родного языка, ориентировка на смысл слова;
развитие фонематического слуха (умение производить звуковой анализ слов);
осознание словесного состава слова.
Критерии психологической готовности к школьному обучению :
1. Социально-психологическая готовность к школе :
• Учебная мотивация
• Умение общаться со сверстниками и взрослыми
• Умение принять учебную задачу
2. Развитие школьно-значимых психологических функций :
• Развитие мелких мышц руки, координация движения
• Развитие логического мышления
• Развитие произвольного внимания и памяти.
Психологическая готовность к школьному обучению – это процесс формирования интеллектуальной готовности, мотивационной готовности, эмоциональной готовности и социальной готовности к моменту поступления в школу. Это итог психологического развития в период дошкольного детства, сформированность необходимых качеств и умений для поступления в школу, и возможности учиться.