Ольга Спицына
Консультация педагога-психолога для воспитателей «Адаптация ребенка к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей «Адаптация ребенка к детскому саду»
Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.
Публикация «Консультация педагога-психолога для воспитателей „Адаптация ребенка к детскому саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Высокая адаптивная способность, которая свойственна человеку, не является врожденной, а формируется постепенно, и если основы биологической адаптации закладываются еще во внутриутробном периоде, социальная адаптация, понимаемая как активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и систем поведения, принятых в обществе, начинается с рождения ребенка.
Адаптация ребенка к детскому саду должна рассматриваться как процесс двусторонний. С одной стороны, это биологическое приспособление, связанное с изменением времени, особенностей всех форм физиологических отправлений организма (сна, питания и т. д.). С другой стороны, это адаптация к новым социальным условиям, поскольку идет ломка привычных форм жизни ребенка, происходит перестройка его отношений с людьми.
Адаптивный период протекает по-разному в зависимости от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в яслях и детском саду. Для многих детей приход в детский сад – это первый сильный стресс в их жизни; привыкание проходит бурно и более или менее продолжительно. Некоторые дети привыкают к детскому саду быстро, без каких-либо изменений в привычном поведении. Есть и еще одна группа детей, самая малочисленная, - это дети, которые так и не могут привыкнуть к детскому саду. Определение «несадовский ребенок» имеет экспериментально подтвержденный статус в педагогике и психологии.
Бурную дискуссию вызывает вопрос о сроках и продолжительности адаптационного периода у детей, приходящих в детский сад. В работах физиологов, в психологических и педагогических исследованиях приводятся разные цифры: 7 – 10 дней, две недели, месяц, два месяцы, полгода, год. Единственно неоспоримой закономерностью, которая прослеживается во всех работах, является удивление адаптации по мере взросления детей.
Замечено, что безболезненно принимают детский сад дети, у которых дома не все так хорошо. Мы имеем в виду ту систему отношений, которая складывается между ребенком и близкими взрослыми в семье. В среде педагогов существует даже такая поговорка: «В детском саду хорошо тем, кому дома плохо». Зачастую это действительно так.
Наиболее эмоционально уязвимы при поступлении в детский сад с сильной привязанностью к матери и малым социальным опытом. Для таких детей адаптация – это изнуряющий плач, отказ от всего, чем занимаются другие дети, рыдания при сборах на прогулку, подготовке к обеду.
При неумелом подходе к таким детям можно нанести им такую эмоциональную травму, последствия которой скажутся на всем последующем развитии ребенка.
Выделены четыре группы детей, различающихся уровнем общедвигательной активности, характером ориентировочных реакций; особенностями эмоционального состояния.
1. «Ходунки» - дети со значительной двигательной активностью, активной ориентировочно – исследовательской деятельностью, проявляющие активные двигательные реакции по отношению к предметам окружающей среды, другим детям. Для этих детей характерно ярко выраженное положительное эмоциональное состояние.
2. «Наблюдатели» - дети со средней двигательной активностью, незначительной, малоактивной ориентировочной реакцией по отношению к предметам окружающей среды и другим детям. Для этих детей характерно преимущественно положительное эмоциональное состояние.
3. «Сидуны» - дети с низкой общедвигательной активностью, индифферентным характером ориентировочных реакций по отношению к предметам окружающей среды и детям. Для них характерно положительное эмоциональное состояние.
4. «Лежебоки» - дети с низкой двигательной активностью, малоактивным характером ориентировочных реакций по отношению к предметам окружающей среды, отрицательным отношением к другим детям. Для этих детей характерно ярко выраженное отрицательное эмоциональное состояние.
Распределение детей на такие группы хорошо укладывается в концепцию ведущего вида деятельности. Поскольку в раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметно-орудийная, дети, которые ориентированны на реализацию этого вида деятельности, привыкают к детскому саду быстро. Естественно, что такая потребность не формируется сама по себе, а образуется в результате совместной деятельности с близким взрослым.
Типология основана на внешних атрибутах поведения и деятельности детей и не содержит исчерпывающей информации обо всех внутренних причинах такого поведения. К тому же не всех детей можно отнести к указанным группам. Однако выделение таких профилей адаптации облегчает для взрослых выбор тактики ведения ребенка в адаптационный период.
Наиболее подходящим для начала посещения ребенком детского сада — период, когда он уже может говорить, пользоваться горшком и самостоятельно подносить ложку ко рту.
Успешная адаптация ребенка в детском саду зависит от многих факторов, и прежде всего от того, насколько сам малыш замотивирован ходить в сад и насколько не боятся этого родители. Практика показывает, что дети, родители которых воспринимают детский сад как единственный и самый оптимальный вариант, посещают его значительно лучше. А именно: они реже вредничают по утрам, гораздо легче адаптируются к режиму и требованиям детского сада, и даже реже болеют. Это легко объяснимо. Просто родители, однозначно понимая, что у них нет альтернатив, не борются с мучительными сомнениями: “А может быть, все-таки не надо?”, а проводят с ребенком соответствующую подготовительную роботу. Иначе говоря, они готовят ребенка к поступлению в детский сад задолго до оформления туда.
Причины тяжелой адаптации к условиям детского сада.
1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
2. Наличие у ребенка своеобразных привычек (сосание пальца, грызет ногти)
3. Неумение занять себя игрушкой.
4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков
5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми.
6. Утренний плач при расставании с родителями.
7. нарушается союз воспитания родителей и воспитателей.
Примерные сроки и критерии успешной адаптации ребенка к детскому саду
Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода :
1. Лёгкая адаптация
• Сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе,
• болеет не чаще обычного.
Физиологические критерии:
• Здоровье
• В период адаптации – заболевание не более одного раза сроком на 10 дней.
• Аппетит
• В первые дни может быть снижен, затем нормализуется. Отказа от еды не наблюдается.
• Сон
• В первую неделю возможны проблемы с засыпанием, сон может быть непродолжительным. К 20 дню сон
• нормализуется.
Психоэмоциональные критерии:
Эмоциональный фон
• Настроение бодрое, заинтересованное, может сочетаться с утренним плачем. Преобладает спокойное
• эмоциональное состояние, однако это состояние не стабильно. Любой новый раздражитель влечет за собой возврат
• как к положительным, так и к отрицательным эмоциональным реакциям.
• Поведение
• В первые дни возможно проявление пассивно-разрушительной активности, направленное на выход из ситуации - это
• активный двигательный процесс. Активность ребенка направлена на восприятие и переработку информации.
• Активность может проявляться как в речевом, так и в действенном плане это смех голосовые реакции.
2. Адаптация средней тяжести
• Сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить
• заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса;
Физиологические критерии:
• Здоровье
• Заболевают не более 2 раз за этот период сроком до 10 дней. Возможны изменения вегетативной нервной системы.
• Может снизиться вес, могут появиться тени под глазами, бледность, потливость. Восстановление происходит через
• 20-40 дней.
• Аппетит
• Аппетит снижается. В первые дни возникает отказ от еды. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней.
• Сон
• Ребенок плохо засыпает. Сон короткий. Вскрикивает во сне. Просыпается со слезами. Сон восстанавливается через
• 20-40 дней.
Психоэмоциональные критерии:
• Эмоциональный фон
• Наблюдается подавленность, напряженность, пассивное подчинение. Быстрый переход к отрицательным эмоциям,
• частый плач, или, наоборот, заторможенность. Постепенно, обычно к 20 дню, эмоциональное состояние
• нормализуется.
• Поведение
• Отсутствие активности. В дальнейшем активность избирательна. Возможен отказ от участия в деятельности, в игре
• ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная и кратковременная, речью может
• не пользоваться.
3. Тяжелая адаптация
• Длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое,
• так и психическое истощение организма.
Физиологические критерии:
• Здоровье
• Часто болеют, более 3 раз за период. Изменение вегетативной нервной системы. Появляются признаки
• невротических реакций. Шелушение кожи, диатез, бледность, потливость, тени под глазами, вес может снижаться.
• Возможны нарушение стула, бесконтрольный стул, невротическая рвота.
• Аппетит
• Аппетит снижен. Стойкий отказ от еды. С трудом привыкает к новой пище. Может отказываться от самостоятельного
• приема пищи. Аппетит восстанавливается к 60 дню.
• Сон
• Плохо засыпает, сон короткий, прерывистый. Во время сна наблюдаются всхлипывания, могут вскрикивать во сне.
• Восстанавливается примерно к 60 дню.
Психоэмоциональные критерии:
• Эмоциональный фон
• Отсутствие активности при стертых отрицательных и эмоциональных реакциях (тихий плач хныканье, страх,
• ступорозное состояние без попыток активного сопротивления) Настроение безучастное много и длительно плачет.
• Поведение
• Пассивное поведение. Активность отсутствует. Часто отрицание любой деятельности