Папки-передвижки

Консультация педагога-психолога для воспитателей «Адаптация ребенка к детскому саду»

Ольга Спицына
Консультация педагога-психолога для воспитателей «Адаптация ребенка к детскому саду»

Консультация для воспитателей «Адаптация ребенка к детскому саду»

Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.

Публикация «Консультация педагога-психолога для воспитателей „Адаптация ребенка к детскому саду“» размещена в разделах

Высокая адаптивная способность, которая свойственна человеку, не является врожденной, а формируется постепенно, и если основы биологической адаптации закладываются еще во внутриутробном периоде, социальная адаптация, понимаемая как активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и систем поведения, принятых в обществе, начинается с рождения ребенка.

Адаптация ребенка к детскому саду должна рассматриваться как процесс двусторонний. С одной стороны, это биологическое приспособление, связанное с изменением времени, особенностей всех форм физиологических отправлений организма (сна, питания и т. д.). С другой стороны, это адаптация к новым социальным условиям, поскольку идет ломка привычных форм жизни ребенка, происходит перестройка его отношений с людьми.

Адаптивный период протекает по-разному в зависимости от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в яслях и детском саду. Для многих детей приход в детский сад – это первый сильный стресс в их жизни; привыкание проходит бурно и более или менее продолжительно. Некоторые дети привыкают к детскому саду быстро, без каких-либо изменений в привычном поведении. Есть и еще одна группа детей, самая малочисленная, - это дети, которые так и не могут привыкнуть к детскому саду. Определение «несадовский ребенок» имеет экспериментально подтвержденный статус в педагогике и психологии.

Бурную дискуссию вызывает вопрос о сроках и продолжительности адаптационного периода у детей, приходящих в детский сад. В работах физиологов, в психологических и педагогических исследованиях приводятся разные цифры: 7 – 10 дней, две недели, месяц, два месяцы, полгода, год. Единственно неоспоримой закономерностью, которая прослеживается во всех работах, является удивление адаптации по мере взросления детей.

Замечено, что безболезненно принимают детский сад дети, у которых дома не все так хорошо. Мы имеем в виду ту систему отношений, которая складывается между ребенком и близкими взрослыми в семье. В среде педагогов существует даже такая поговорка: «В детском саду хорошо тем, кому дома плохо». Зачастую это действительно так.

Наиболее эмоционально уязвимы при поступлении в детский сад с сильной привязанностью к матери и малым социальным опытом. Для таких детей адаптация – это изнуряющий плач, отказ от всего, чем занимаются другие дети, рыдания при сборах на прогулку, подготовке к обеду.

При неумелом подходе к таким детям можно нанести им такую эмоциональную травму, последствия которой скажутся на всем последующем развитии ребенка.

Выделены четыре группы детей, различающихся уровнем общедвигательной активности, характером ориентировочных реакций; особенностями эмоционального состояния.

1. «Ходунки» - дети со значительной двигательной активностью, активной ориентировочно – исследовательской деятельностью, проявляющие активные двигательные реакции по отношению к предметам окружающей среды, другим детям. Для этих детей характерно ярко выраженное положительное эмоциональное состояние.

2. «Наблюдатели» - дети со средней двигательной активностью, незначительной, малоактивной ориентировочной реакцией по отношению к предметам окружающей среды и другим детям. Для этих детей характерно преимущественно положительное эмоциональное состояние.

3. «Сидуны» - дети с низкой общедвигательной активностью, индифферентным характером ориентировочных реакций по отношению к предметам окружающей среды и детям. Для них характерно положительное эмоциональное состояние.

4. «Лежебоки» - дети с низкой двигательной активностью, малоактивным характером ориентировочных реакций по отношению к предметам окружающей среды, отрицательным отношением к другим детям. Для этих детей характерно ярко выраженное отрицательное эмоциональное состояние.

Распределение детей на такие группы хорошо укладывается в концепцию ведущего вида деятельности. Поскольку в раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметно-орудийная, дети, которые ориентированны на реализацию этого вида деятельности, привыкают к детскому саду быстро. Естественно, что такая потребность не формируется сама по себе, а образуется в результате совместной деятельности с близким взрослым.

Типология основана на внешних атрибутах поведения и деятельности детей и не содержит исчерпывающей информации обо всех внутренних причинах такого поведения. К тому же не всех детей можно отнести к указанным группам. Однако выделение таких профилей адаптации облегчает для взрослых выбор тактики ведения ребенка в адаптационный период.

Наиболее подходящим для начала посещения ребенком детского сада — период, когда он уже может говорить, пользоваться горшком и самостоятельно подносить ложку ко рту.

Успешная адаптация ребенка в детском саду зависит от многих факторов, и прежде всего от того, насколько сам малыш замотивирован ходить в сад и насколько не боятся этого родители. Практика показывает, что дети, родители которых воспринимают детский сад как единственный и самый оптимальный вариант, посещают его значительно лучше. А именно: они реже вредничают по утрам, гораздо легче адаптируются к режиму и требованиям детского сада, и даже реже болеют. Это легко объяснимо. Просто родители, однозначно понимая, что у них нет альтернатив, не борются с мучительными сомнениями: “А может быть, все-таки не надо?”, а проводят с ребенком соответствующую подготовительную роботу. Иначе говоря, они готовят ребенка к поступлению в детский сад задолго до оформления туда.

Причины тяжелой адаптации к условиям детского сада.

1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

2. Наличие у ребенка своеобразных привычек (сосание пальца, грызет ногти)

3. Неумение занять себя игрушкой.

4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков

5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми.

6. Утренний плач при расставании с родителями.

7. нарушается союз воспитания родителей и воспитателей.

Примерные сроки и критерии успешной адаптации ребенка к детскому саду

Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода :

1. Лёгкая адаптация

• Сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе,

• болеет не чаще обычного.

Физиологические критерии:

• Здоровье

• В период адаптации – заболевание не более одного раза сроком на 10 дней.

• Аппетит

• В первые дни может быть снижен, затем нормализуется. Отказа от еды не наблюдается.

• Сон

• В первую неделю возможны проблемы с засыпанием, сон может быть непродолжительным. К 20 дню сон

• нормализуется.

Психоэмоциональные критерии:

Эмоциональный фон

• Настроение бодрое, заинтересованное, может сочетаться с утренним плачем. Преобладает спокойное

• эмоциональное состояние, однако это состояние не стабильно. Любой новый раздражитель влечет за собой возврат

• как к положительным, так и к отрицательным эмоциональным реакциям.

• Поведение

• В первые дни возможно проявление пассивно-разрушительной активности, направленное на выход из ситуации - это

• активный двигательный процесс. Активность ребенка направлена на восприятие и переработку информации.

• Активность может проявляться как в речевом, так и в действенном плане это смех голосовые реакции.

2. Адаптация средней тяжести

• Сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить

• заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса;

Физиологические критерии:

• Здоровье

• Заболевают не более 2 раз за этот период сроком до 10 дней. Возможны изменения вегетативной нервной системы.

• Может снизиться вес, могут появиться тени под глазами, бледность, потливость. Восстановление происходит через

• 20-40 дней.

• Аппетит

• Аппетит снижается. В первые дни возникает отказ от еды. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней.

• Сон

Ребенок плохо засыпает. Сон короткий. Вскрикивает во сне. Просыпается со слезами. Сон восстанавливается через

• 20-40 дней.

Психоэмоциональные критерии:

• Эмоциональный фон

• Наблюдается подавленность, напряженность, пассивное подчинение. Быстрый переход к отрицательным эмоциям,

• частый плач, или, наоборот, заторможенность. Постепенно, обычно к 20 дню, эмоциональное состояние

• нормализуется.

• Поведение

• Отсутствие активности. В дальнейшем активность избирательна. Возможен отказ от участия в деятельности, в игре

ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная и кратковременная, речью может

• не пользоваться.

3. Тяжелая адаптация

• Длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое,

• так и психическое истощение организма.

Физиологические критерии:

• Здоровье

• Часто болеют, более 3 раз за период. Изменение вегетативной нервной системы. Появляются признаки

• невротических реакций. Шелушение кожи, диатез, бледность, потливость, тени под глазами, вес может снижаться.

• Возможны нарушение стула, бесконтрольный стул, невротическая рвота.

• Аппетит

• Аппетит снижен. Стойкий отказ от еды. С трудом привыкает к новой пище. Может отказываться от самостоятельного

• приема пищи. Аппетит восстанавливается к 60 дню.

• Сон

• Плохо засыпает, сон короткий, прерывистый. Во время сна наблюдаются всхлипывания, могут вскрикивать во сне.

• Восстанавливается примерно к 60 дню.

Психоэмоциональные критерии:

• Эмоциональный фон

• Отсутствие активности при стертых отрицательных и эмоциональных реакциях (тихий плач хныканье, страх,

• ступорозное состояние без попыток активного сопротивления) Настроение безучастное много и длительно плачет.

• Поведение

• Пассивное поведение. Активность отсутствует. Часто отрицание любой деятельности

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду» Ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае: • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду в возрасте от 1,5–3 лет» Консультация для родителей. «Адаптация ребенка к детскому саду. В возрасте от 1,5–3 лет» В возрасте 1,5-3 лет у ребёнка всё взаимосвязано:.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду в возрасте от 1,5–3 лет» Консультация для родителей. «Адаптация ребенка к детскому саду. В возрасте от 1,5–3 лет» В возрасте 1,5-3 лет у ребёнка всё взаимосвязано:.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка 3–4 лет к детскому саду» Адаптация детей к детскому саду - дело весьма нелегкое и для родителей и для детей. Как помочь 3-4х летнему малышу быстрее привыкнуть к.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду. Как помочь малышу?» Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду» Что такое адаптация? Это приспособление организма к существующим условиям.

Консультация для родителей. Адаптация ребенка раннего возраста к детскому садуКонсультация для родителей. Адаптация ребенка раннего возраста к детскому саду «Первый раз в детский сад: что происходит с ребенком» «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни,.

Консультация для родителей на тему «Адаптация ребенка к детскому саду» Консультация для родителей на тему: «Адаптация ребенка к детскому саду» Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде.

Консультация с родителями «Адаптация ребенка к детскому саду.» -Здравствуйте Лариса Олеговна. -Здравствуйте Надежда Евгеньевна -У меня к вам есть вопрос, у меня ребенок как себя ведет в садике? Он мне.

Рекомендации педагога-психолога «Адаптация детей к детскому саду» Рекомендации педагога-психолога "Адаптация детей к детскому саду" Что делать, если: Что делать, если ребенок начал ходить в детский сад.

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в первой младшей группе «Адаптация детей 2–3 лет к детскому саду»Выступление педагога-психолога на родительском собрании в первой младшей группе «Адаптация детей 2–3 лет к детскому саду» Выступление педагога-психолога на родительском собрании в 1-ой младшей группе «Адаптация детей 2 – 3 лет к детскому саду»Здравствуйте, уважаемые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация педагога-психолога для воспитателей «Адаптация ребенка к детскому саду»
Опубликовано: 13 февраля 2018 в 14:02
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД