Папки-передвижки

Консультация по использованию метода комментированного и комментирующего рисования в работе с дошкольниками

Наталья Мокрушина
Консультация по использованию метода комментированного и комментирующего рисования в работе с дошкольниками

В настоящее время много говорят о развитии способностей детей, в особенности творческих, разрабатываются программы и методики. При этом многие из них не учитывают перехода детей от репродуктивного и продуктивного уровня деятельности, связанного с формированием системы ориентировок и операций, изобразительных умений и навыков, в частности, к поисковому и творческому.

Предполагается, что это происходит спонтанно, под влиянием обучения: ведь оно ведёт за собой развитие (по Л. С. Выготскому). Однако почему-то это происходит далеко не всегда – даже, занимаясь в изобразительных студиях, дети не могут нарисовать то, что им подсказывает фантазия, постепенно разочаровываясь в своих способностях.

Публикация «Консультация по использованию метода комментированного и комментирующего рисования в работе с дошкольниками» размещена в разделах

Как научить детей верить в себя? Изначально они должны верить в то, что воспитатель умеет рисовать всё, что угодно – всё, что захочет. Его картины рассказывают о жизни ребёнка, являются волшебным отражением и воплощением окружающей реальности на листе бумаги. Более того, здесь всё может ожить и начать двигаться – именно это и привлекает интерес ребёнка – дошкольника к рисованию, возможность сопереживания нарисованным героям и возможность «действовать» внутри нарисованной ситуации. Однако существующие методики рисования практически не учитывают эту потребность ребёнка. Между тем, приёмы комментированного рисования, предложенные Дж. Алланом, С. А. Мироновой, О. П. Гаврилушкиной и другими авторами, позволяющие «оживить» нарисованную ситуацию или сам процесс рисования, существуют.

Способности детей к созданию изображений, формирование их изобразительно – игровых и технических умений и навыков происходит на фоне комментирующей речи взрослого. В нашем детском саду на занятиях по изобразительной деятельности используются :

«приём комментирующей речи взрослого»

и приём «комментированного рисования», описанные некоторыми учёными- практиками (О. П. Гаврилушкиной, Т. А. Мироновой, Г. В. Чиркиной).

1. «Приём комментирующей речи взрослого» позволяет организовать деятельность детей и объединить такие её компоненты, как:

- мотивационный

-ориентировочный

-операциональный и

контрольный.

Так, комментируя действия детей, воспитатель рассказывает о выполненных, совершаемых и о предстоящих действиях.

1.1. Рассказ воспитателя о предстоящих действиях. Он помогает создать эмоциональную и интеллектуальную установку, опережающую деятельность самих детей, и регулировать их действия с опорой на неё. Так, в ходе занятия воспитатель оценивает своевременность включения воспитанников в деятельность, выполнение правил рисования и темп работы, способы и навыки обращения с различными предметами (карандашом, кистью, краской, салфеткой, клеем и так далее).

1.2. Комментируя действия детей в настоящем времени, воспитатель фиксирует их внимание на последовательности и способах выполнения заданий и результатах работы. При этом комментирующая речь, направленная ко всем детям, сочетается с индивидуальным обращением к каждому ребёнку, и в итоге – с обобщением в речи действий всех воспитанников. Причём подведение итога по одному действию детей должно включать и переход к следующему этапу деятельности.

1.3. Постепенно функции комментирования действий и всей деятельности передаются самим детям.

1.4. Комментирование ребёнком собственной деятельности считается необходимым условием осмысления поставленной перед ним общей цели, её конкретизации, планирования путей и средств реализации, оценки адекватности средств достижения, а также представления законченного продукта, то есть условием предвосхищения деятельности образом, опосредованным речью.

1.5. Привлекая детей к комментированному рисованию, мы используем примерную схему рассказа о будущем рисунке, рекомендованную Т. В. Лусс, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой.

• Расскажи, что ты сейчас будешь делать?

• Расскажи, что будешь использовать?

• Расскажи, что будешь делать сначала, что – потом?

• Расскажи, как будешь делать?

• Что ты ещё хочешь добавить в свою работу?

1.6. Дети рассказывают взрослому и сверстникам о совершаемых действиях и их последовательности. После того как дети научились комментировать процесс рисования, их учим комментированию содержания рисунка непосредственно в ходе изобразительной деятельности.

Очень хорошо, если воспитатель сможет записать рассказы детей на диктофон, а потом вместе с ними их послушать. Сам факт записи вызывает большой интерес у детей и выступает хорошим стимулом для повышения речевой и познавательной активности воспитанников.

2. Приём «комментированного рисования» - основное внимание уделяем комментированию действий персонажей рисунка, их мыслей и чувств («И он подумал… и сказал. И что из этого вышло»). Этот приём рекомендован Дж. Алланом и описан в книге «Ландшафт детской души».

Например, О. П. Гаврилушкина предлагает использовать приём комментированного рисования по-другому : не как элемент игровой педагогической ситуации, а как их совокупность. Она рекомендует на глазах у воспитанников зарисовывать на доске или мольберте ситуации, отражающие бытовой, игровой, познавательный и эмоциональный опыт детей (дошкольники становятся объектами изображения, и комментировать их. В конце занятия воспитателем эмоционально оцениваются результаты деятельности каждого ребёнка и всей группы в целом. При этом комментируются как индивидуальные, так и коллективные успехи.

Содержание такой работы может быть реализовано с помощью подгрупповых и индивидуальных форм работы с детьми – в процессе проведения занятий по подгруппам от 4 до 6 -7 человек.

Мы придерживаемся основных правил комментированного рисования :

Использование приёма транслирования информации в качестве первого и основного правила поведения взрослого во время «комментированного рисования».

• Отбор тематического содержания. В качестве объектов для рисования служат детские впечатления, повседневная жизнь, игры и прочее.

• Главными героями создаваемых рисунков являются конкретные дети, воспитанники группы, их занятия, игры.

• Взрослый не стремится сразу исправлять речь ребёнка. Его поведение напоминает поведение матери полуторагодовалого или двухлетнего ребёнка, которая всё время «переводит» его автономные высказывания «с русского – на русский», придавая этим высказываниям понятную всем языковую структуру.

• Педагог создаёт схематические, информационно – смысловые изображения, не ставит перед собой художественных целей, не «прорисовывает» детали, которые не значимы для раскрытия основного содержания, рисует быстро, передавая только главное, существенное.

• В целях формирования единства образных движений и слова детям предлагают не только рассказывать о том, что нарисовано, но показывать посредством изобразительных движений.

• В качестве «физкультминуток» использовать элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые речью. Все занятия строятся по коммуникативному принципу. Это выражается в том, что на каждом занятии (по методике О. П. Гаврилушкиной) :

Создаются оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней: ребёнок должен знать, почему и зачем он говорит;

• Обеспечивается главное условие общения – адресованность речи детей: ребёнок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (преимущественно сверстнику);

• Стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребёнка;

• Осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет личный эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей;

• Широко используются различные коммуникативные средства : образно – жестовые, мимические, вербальные, интонационные.

Публикации по теме:

Играем и занимаемся с блоками Дьенеша.Играем и занимаемся с блоками Дьенеша. В нашем детском саду накоплен положительный опыт работы по развитию интеллектуально-творческих способностей детей средствами математики.

Развитие творческих способностей детей посредстом художественно — творческой деятельности. Задачи: - развитие интереса к различным видам искусства - формирование художественн-образных представлений -развитие творческих способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация по использованию метода комментированного и комментирующего рисования в работе с дошкольниками
Опубликовано: 12 октября 2014 в 12:05
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД