Папки-передвижки

Консультация по теме «Личностно-ориентированный подход в работе с детьми»

Екатерина Уткина
Консультация по теме «Личностно-ориентированный подход в работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация по теме

Для начала хотелось бы привести данные одного социологического исследования. Вот как описали воспитателя дети одного из ДОУ

«Воспитатель – это человек, который кричит.

Воспитатель – это человек, который следит.

Воспитатель – это человек, который говорит: «Смотри у меня!».

И получается, что у многих детей вовсе не лицеприятное мнение о воспитателях. Дети совсем недавно пришли в этот мир. Для них все впервые. Они видят мир существенно иначе, чем взрослые, и поэтому, очень часто мы общаемся с ребенком, а он нас не слышит. Поэтому, прежде всего, необходимо установить контакт с ним. В противном случае, процесс воспитания будет неосуществим. А для того, чтобы этот контакт был продуктивным, необходимо использовать личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми. Если попытаться охарактеризовать эту модель одним словом, то мы получим принцип «НЕ РЯДОМ И НЕ НАД, А ВМЕСТЕ».

Публикация «Консультация по теме „Личностно-ориентированный подход в работе с детьми“» размещена в разделах

Чтобы понять как ее использовать на практике с ребенком рассмотрим

3 ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА :

1. ПОЗИЦИЯ ОБЩЕНИЯ.

Наилучший контакт устанавливается, когда собеседники не просто могут видеть глаза друг друга (что называется глаза в глаза, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане:

• ни один не считает себя более значимым,

• важным,

• умным и т. п., чем другой.

2. «ДИСТАНЦИЯ ОБШЕНИЯ».

Вспомните: ребенок совсем мал, он целиком зависит от вас – естественно, дистанция общения между вами короткая. Но малыш растет и наступает момент. Когда он заявляет: «Я сам!» Он твердит эти слова к месту и не к месту, даже когда явно не в силах обойтись без помощи. В чем же дело? Он хочет сделаться более самостоятельным и свободным, то есть увеличить дистанцию между собой и взрослым. И если взрослый не понимает этого, то не только невозможен контакт между ним и ребенком, но и неизбежны конфликты.

ДИСТАНЦИЯ ОБЩЕНИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ИМЕННО ТАКОЙ, ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ ОДНОВРЕМЕННО И КОНТАКТ И СВОБОДУ.

При этом у ребенка не должно быть и чувства одиночества, заброшенности – тех чувств, которые не возникают, если с окружающими действительно есть контакт. И поэтому сложность – и очень большая – для воспитателя состоит в том, чтобы правильно определить дистанцию общения и в отношении всей группы, и в отношении каждого ребенка в отдельности.

Сколько детей в вашей группе, возможно столько и дистанций общения, на которой каждый из них будет чувствовать себя свободными и в то же время ощущать необходимый контакт с вами.

Именно такую дистанцию характеризует уже известный принцип «не рядом и не над, а вместе». Но подлинный контакт невозможен, если каждый, взаимодействуя, общаясь с другими, находится в своем, а не в общем «пространстве».

3. «ПРОСТАНСТВО ОБЩЕНИЯ»

Попробуйте, разговаривая, отвернуться от своего собеседника, и пусть он сделает то же самое. А теперь внимательнейшим образом рассматривая то «пространство», которое оказалось перед вашими глазами, продолжите разговор. Не так уж это и легко, правда, если перед вами разные «картинки». А ведь с детьми, находясь в разных «позициях», - помните? – всегда видим разные «картинки». Более того, взрослые и дети часто под одними и теми же словами усматривают совершенно разный смысл.

КАК СТРОИТЬ ОБЩЕНИЕ ВЗРОСЛОГО С РЕБЕНКОМ.

Правило, которого следует придерживаться может быть сформулировано как «правило трех «П» : это понимание, принятие и признание ребенка.

ПОНИМАНИЕ: - умение видеть ребенка изнутри, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.

ПРИНЯТИЕ: - безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности независимо от того радует он в данный момент взрослых или нет, признание его уникальности.

ПРИЗНАНИЕ: - это прежде всего право голоса ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он.

Личностно – ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребё нком включает в себя:

Цель общения: обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, развивать его индивидуальность;

Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на умении становиться на позицию другого, учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувство и эмоции;

Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих от детей проявление интеллектуальной и нравственной активности, использование многообразных стилей общения с ребенком и их варьирование;

Личностная позиция педагога : исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития;

• Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества, отрицание манипулятивного подхода к детям.

"Несколько советов воспитателю по оптимизации общения с детьми".

1. Как вид общения, всякое занятие с детьми - это передача информации (знаний, формирование навыков и умений. Чтобы занятие возбуждало интерес детей, укрепляло стремление заниматься, необходимо

разнообразить формы его проведения.

2. В общении с детьми на занятиях возникают нередко ситуации, которые, как бы специально испытывают воспитателя на сдержанность, терпение, умение владеть собой. Нужно помнить: "Крик - это самый верный признак отсутствия культуры

человеческих отношений" (В. А. Сухомлинский).

3. Большое значение в общении с детьми имеет настроение. Воспитатель должен следить за своим настроением. Он обязан немедленно перестраивать своё грустное, подавленное настроение. В этом случае неплохо овладеть искусством перевоплощения, которым в совершенстве

владеют актёры.

4. Если педагог хочет сохранить уважение и любовь своих воспитанников, он не должен ни одним словом, взглядом, жестом, показывать свою расположенность или неприятие к кому-то из них. Надо относиться одинаково ко всем и к каждому в отдельности. Вместе с тем необходимо удовлетворять желание каждого ребёнка, чтобы его любили, чтобы он чувствовал, что его любят и любят несколько особенно.

5. Работая с детским коллективом, воспитатель должен знать индивидуальные особенности своих детей. Плохо, если педагог начнёт всех "причёсывать под одну гребёнку", "подгонять" индивидуальные свойства того или иного ребёнка под общую линию. Бережное отношение к личности ребёнка - это прежде всего признание его непохожести, особенностей проявления характера, воли, мышления, поступков, отличающих одного ребёнка от всех других в детском коллективе.

Педагогу надо считаться с индивидуальностью каждого ребёнка, а тем более ярко выраженной индивидуальностью.

6. Важным условием оптимизации общения с ребёнком является внимательность, проникновенность и неторопливость. Ребёнок хочет нам что-то сказать, а мы, взрослые, обременённые множеством дел, обычно бросаем обратившемуся к нам: "Погоди, некогда, потом!"

И помните: Личность может воспитать только личность.

Публикации по теме:

стихотворение Воспитатель - что это за слово, почему так названо оно? На слух кажется такое простое, но сколько смысла вложено в него! Для начала Воспитатель.

Все мы родом из детства… Все мы родом из детства… Когда-то давно, когда я была ещё школьницей, нас отправили проходить трудовую практику, вот тогда то и началась.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация по теме «Личностно-ориентированный подход в работе с детьми»
Опубликовано: 16 декабря 2014 в 15:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация по теме «Личностно-ориентированный подход в работе с детьми»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Уткина (УИ 285601) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД