Ольга Федоровна Леснова
Консультация «Подготовка к обучению грамоте в средней группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Мир, в который приходит ребёнок, разнообразен и богат. Чтобы жить в нем, ему необходимо разобраться в назначении свойств, качеств предметов, в пространственных и временных отношениях событий и явлений окружающей действительности.
В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребё нка:
Он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка. Это период интенсивного ознакомления дошкольника со словом- его смысловой и фонематической стороной последовательности.
Публикация «Консультация „Подготовка к обучению грамоте в средней группе“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
В средней группе закладываются основы полноценного овладения детьми грамотой. Впервые для дошкольника речь из средства общения превращается в объект познания (изучения) и анализа, когда смысловая её сторона «отделяется» от формальной, на которой и концентрируется внимание детей.
Они получают знания об основных законах речи:
1. речь состоит из слов;
2. слов много, и они называют предметы, их признаки действия;
3. слова имеют протяженность (длинные, короткие);
4. они звучат (состоят из звуков);
5. слово линейно (звуки идут друг за другом);
6. из слов можно составлять предложения;
7. звуки в словах произносятся по разному (одни тянутся, другие произносятся
коротко).
Значение терминов – слово – и – звук – раскрывается для детей в различных
упражнениях и дидактических играх, без прямого объяснения.
Основной задачей подготовительного курса является формирование умений интонационно выделять любой согласный звук в слове, что позволит детям обследовать звуковую структуру в словах.
При интонировании звука в слове артикуляция ребёнка изменяется и становится управляемой. Именно это делает возможным выделить звук внутри слова. Единственным образцом такого произнесения является образец воспитателя, значит, ему самому придётся овладеть такими умениями.
Чтобы сформировать у детей полноценное действие интонационного выделения звука в слове, необходимо выполнять следующие правила:
1. Звук выделяется на фоне слитного произношения.
2. Его нужно назвать изолированно.
3. Выделение гласных звуков не рекомендуется.
Чтобы сделать занятие более привлекательным, звуки слов сравниваются с природными звуками, которые дети слышат в окружающей жизни. Песенка жука – ж-ж-ж, песенка водички – с-с-с-с, комара-з-з-з-з. Ведение игровой ситуации облегчает им выполнение задания.
В средней группе даются знания о первом звуке в слове. Дети учатся подбирать слова с этим звуком.
Дети учатся составлять предложения с использованием «живой модели», беря на себя роль слова, предложения о действиях детей или различных персонажей.
В процессе целенаправленного обучения у дошкольников воспитывается фонематический слух, речевое внимание и они овладевают знаниями, необходимыми для проведения звукового анализа слов и всего дальнейшего обучения грамоте.
Занятия в средней группе по обучению детей грамоте проводятся один раз в месяц со второй половины года.