Консультация-практикум «Экспериментируем со словом»

Светлана Отто
Консультация-практикум «Экспериментируем со словом»

Слово «эксперимент» с латинского языка переводится как «проба, опыт», и одно из значений этого слова – опыт вообще, попытка осуществить что-либо. Психологами доказано, что материал, усвоенный без интереса, не окрашенный собственным положительным отношением, эмоциями, не становится опорой прочных знаний. Обучение, основанное на простой передаче знаний является малоэффективным, так как ребенок не мотивирован, не вникает в задание, а просто заучивает предлагаемые шаблоны. Куда интересней попробовать, выбрать, почувствовать все самому.

В рамках ФГОС образовательная область «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения, обогащение активного словаря дошкольника, развитие связной, грамматически правильной речи, развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, развитие речевого творчества, реализация которых должна осуществляться в общении, игре, в познавательно-исследовательской деятельности.

Основная идея, предлагаемого мной материала - формирование инициативы, исследовательских навыков в процессе речевого развития детей и заключается в том, чтобы не предлагать материал в готовом виде, а дать возможность самому ребенку сделать пробы и выбрать правильный вариант ответа, экспериментировать со словом. Конечно же, исследовательские навыки формируются постепенно, от «простого к сложному», в средней и подготовительной группах одни и те же приемы отрабатываются на разном по сложности материале, да и количество используемых методов неодинаково. И главное, нужно начать с таких современных задач логопедической коррекции, как:

- формирование активного отношения и интереса к звучащей речи;

- поддержка детской инициативы при исправлении речевых нарушений;

- развитие у детей умения размышлять и экспериментировать со словом.

В средней группе:

а) можно не просто предложить звуковой символ изучаемого звука, а самим выбрать из нескольких символов изучаемый;

б) дети угадывают изучаемый звук по именам гостей, пришедших на занятие (Алла, Антон, Айболит);

в) дошкольники сами подбирают природные шумы, сходные с речевыми звуками (и- лошадка, м- корова, з- комарик);

г) дети называют звуки, ориентируясь на движения руки взрослого, повторяя их за ним (биоэнергопластика);

д) дошкольники переставляют звуки (АУ-УА, заменяют (ОЛЯ-УЛЯ, КАШКА-КАСКА, добавляют звуки (АНЯ-ВАНЯ, учат куклу преобразовывать звуковые ряды (АМ-УМ-МУ);

е) дети исправляют аграмматизмы куклы, путаницы в играх «Так бывает или нет?», «Сказки-обманки) и т. д.

В старшей группе:

а) дети размышляют о характеристиках звуков и объясняют свою позицию (к примеру, почему они считают звук мягким согласным);

б) дошкольники составляют простейшие звуковые схемы;

в) очень активизирует детей такие ТРИЗовские приемы, как создание проблемной ситуации (что было бы, если бы звук А пропал или не стало бы мягких согласных, морфологический анализ (гласные звуки встречаются с согласными, образуя слоги, превращения (цапля-капля, шар-шарф, рот-крот, маки-майки, да-нет (задавая вопросы, дети по односложным ответам угадывают слово по схеме);

г) прием подбора слов к схеме помоги Слону, Мишке найти собственные звуковые домики, или выбери из трех домиков нужный для определенного слова;

д) интересен прием разложения сложного слова на два простых (чернобровый, или составление из двух слов одного (рыба, ловить) и т. д. ;

е) дети составляют фразы по опорным картинкам;

ж) распространение фразы однородными членами предложения (яблоко вкусное, красное, спелое).

В подготовительной группе:

а) дети экспериментируют (переставляют, заменяют, убирают, складывают.) не только со звуками, но и со слогами (кабан-банка, бычок-рачок, Зина-корзина, кормушка- корка);

б) дошкольники сами подбирают слово к схеме и составляют схемы;

в) схематизировать можно не только звуковую, слоговую структуру слова, но и фразу, рассказ, сказку. Моделирование развивает знаковую функцию, формирует исследовательские навыки у детей трудно воспринимаемые понятия, как звук, слово, предложение, текст;

г) прием сочинения сказок по предложенной модели стимулирует речевую активность детей, развивает их творческое воображение;

д) в работе над связной речью заинтересуют детей такие приемы ТРИЗ и РТВ, как игровая проблемная ситуация, поиск плюсов, минусов («Хорошо-плохо», сказочные приемы (оживление, уменьшение., прогноз развития (что было бы, если бы, гипотезы и их проверки (растает ли снег под теплой шубой) и т. д.

Итак, основными приемами подачи материала, повышающими детскую инициативу, активизирующими и раскрепощающими ребят, улучшающими их психические функции, являются:

- сравнение (схем, предметов, ситуаций, явлений);

- выбор (картинок, схем, слов);

- исправление (нелепицы, загадки-обманки, фразы-нескладушки);

- поиск, пробы, преобразования (добавь, переставь, замени, выкинь, удлини);

- догадки, предположения (Как ты думаешь? Что было бы, если бы? Зачем);

- классификация и группировка («рассели» звуки, слоги по домикам);

- творчество (продолжи, образуй новое слово от исходного);

- анализ и синтез (назови первый, последний звук, составь слово из звуков данных по порядку, вразброс);

- моделирование (символы звуков, схемы слов, предложений);

- приемы ТРИЗ, РТВ.

Практическая часть.

1. Составь звуковую модель слова, запиши количество звуков в слове цифрой (соедини картинки со звуковой моделью, подбери картинки к звуковой модели, подбери слова к звуковой модели, исправь ошибки в звуковой модели слова).

2. Составь слово по первым звукам названий картинок.

3. Определи место звука в слове (в начале, конце, середине).

4. Придумай слова на определенный звук (в начале, конце, середине слова).

5. Выдели первый звук в слове, назови парный звук по твердости-мягкости, звонкости-глухости).

6. Замени в слове первый звук (зайка-майка-чайка-гайка).

7. Подбери рифму к слову (сок, поясок, голосок, носок).

8. Составь слоговую схему слова, запиши количество слогов в слове цифрой (соедини картинки со слоговой моделью, подбери картинки к слоговой модели, подбери слова к слоговой модели).

9. Придумай слова на определенный слог.

10. Составь графическую схему предложения (составь предложения по картинке, графической схеме).

11. Переставь слова с целью получения правильной фразы (У кукла Юли красивая).

12. Игра «Слово рассыпалось» (звуки (слоги) по порядку и вразброс).

Публикации по теме:

Мысли обо всем Любимое высказывание Патриарха Алексия: "Бог обращается к человеку шепотом любви, а если он не услышан, то голосом совести; если человек.

Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю. Конфуций Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «experimentum»,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Консультация-практикум «Экспериментируем со словом»
Опубликовано: 17 марта 2015 в 03:51
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтёра

В последнее воскресенье августа в Российской Федерации и ещё пяти республиках бывшего Союза отмечается праздник людей одной из самых мужественных и суровых профессий – День шахтёра. Волевые, серьёзные и...

25 августа. Смотр самодельных пальчиковых игрушек на МААМ

«Все в наших руках» – говорят дошкольные педагоги, имея в виду взаимосвязь мелкой моторики рук с развитием речи ребенка. Современные ученые доказали, что речевые области мозга действительно формируются...

Общеразвивающие игры на мостике для детей 1,5–3 лет
«Общеразвивающие игр на мостике» для детей 1, 5 – 3 лет. Ребенок-дошкольник должен как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Теплое время года...
Детский мастер-класс по изготовлению объемного яблока
Программные задачи: Упражнять детей в изготовлении объемной поделки ( яблоко) ;складывать детали заготовки пополам, проглаживая линию сгиба. Продолжать...
Предметно-развивающая среда в группе ДОУ
Предметно-пространственная среда в группе – это гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка, с точки зрения их количества, разнообразия,...