МААМ-картинки

Консультация «Приобщение детей и родителей к духовным, нравственным  социокультурным ценностям»

Ирина Ивановна Литвинова
Консультация «Приобщение детей и родителей к духовным, нравственным  социокультурным ценностям»

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольной организации  направлен на решение ряда задач, в том числе:

Публикация «Консультация „Приобщение детей и родителей к духовным, нравственным  социокультурным ценностям“» размещена в разделах

- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

-обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования.

В основе духовно-нравственного воспитания детей лежит получение знаний о своей семье, городе, стране, в которой они живут, сохранение традиций и накопление соответствующих материалов, оформляющихся как мини-музеи в дошкольных группах. Дети получают возможность увидеть предметы старинной утвари и старинной одежды; в «избе» слушают народные сказки, поют колыбельные песни, знакомятся с обычаями русского народа. Работая с книгами, как в группах, так и в детской библиотеке, воспитатели обращают внимание на иллюстрации, содержание произведений, также на описание положительных поступков и подвигов героев.

В учреждении создаются необходимые условия для образовательного процесса в рамках изучаемого содержания: сенсорная комната, физкультурный и музыкальный залы, зимний сад, изостудия, спортивная площадка и др.

Реализуя задачи духовно-нравственного воспитания детей, педагоги подбирают наиболее эффективные формы по всем направлениям образовательного процесса: познавательному, речевому, художественно-эстетическому и др. В процессе такой работы важно создавать условия для накопления и обогащения нравственного опыта во всех его проявлениях, такие условия естественным образом создаются в коллективных формах организации детской активности.

Традиционными для нас стали экскурсии в краеведческий музей, создание коллективных работ: рисунков, аппликаций, коллажей, сюжетов из природных материалов и т. п. ; участие в выставках детских рисунков и поделок, реализация проектов: «Встречи с интересными людьми», «Наши славные дела», «Моя страна», «Мой город Бор», «Моя семья» и др.

Для духовно-нравственного воспитания невозможно выделить строго регламентированное время; оно происходит каждый час, каждую секунду.  Работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которой строится весь образовательный процесс.

Воспитатель ежедневно устанавливает душевную и духовную связь с ребёнком, от его педагогического мастерства зависит личностное развитие ребенка, успешность его социализации. Педагог в детском саду должен пробуждать познавательную активность ребенка, поддерживать его созидательную инициативу и уметь направлять ее в нужное русло, формировать общественное мнение, ориентированное на общечеловеческие духовные ценности. Не у каждого воспитателя и не сразу получаются такие контакты с детьми, поэтому одной из задач методической работы с кадрами является повышение уровня их личной ответственности за каждого воспитанника, информационной и технологической компетентности.

Наиболее подходящими для этого являются семинары – практикумы, круглые столы, аукционы педагогических идей, тренинги общения – помогают воспитателям более глубоко вникнуть в суть методики работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников. Некоторые педагоги демонстрируют свой опыт коллегам на открытых просмотрах различных форм работы с детьми, на мастер-классах. Эффективны в плане повышения мастерства воспитателей и смотры-конкурсы, организуемые как внутри детского сада, так и участие в мероприятиях, организованных другими службами.

Подключаем к нашей общей работе по духовно-нравственному воспитанию детей и родителей наших воспитанников : через информационные стенды постоянно извещаем о событиях каждого дня в детском саду, радуем их достижениями детей и ведем индивидуальные беседы о замеченных проблемах и отклонениях в их развитии. Организуем обучение родителей способам взаимодействия с детьми по реализации образовательной программы в контексте решения задач духовно- нравственного воспитания.

Формы работы используем разнообразные, но наибольший эффект дают дни открытых дверей, проблемно-тематические семинары по вопросам духовно-нравственного воспитания, совместные творческие дела и индивидуальные беседы «Штрихи к портрету», когда родители получают объективную информацию о своем ребенке, его статусно-ролевых характеристиках в коллективе детей. В течение учебного года сами родители предлагают тематику встреч с педагогами ДОУ, которые впоследствии перерастают в «Клубы», объединяющие семьи разных возрастных групп по интересам («Умелые руки не знают скуки», «Поговори со мною, мама», «Как стать Ариной Родионовной»).

Углубленная работа по духовно-нравственному направлению позволяет создать реально функционирующую систему духовно-нравственного образования в дошкольном образовательном учреждении, построенную на ценностях отечественной культуры и отвечающую потребностям развития целостной личности ребенка, которая надежно позитивной социализации дошкольников.

Литература:

1. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. - М. : УЦ Перспектива, 2011г., 296 с.

2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Детство-Пресс, 2007.

3. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое  воспитание детей 4-6 лет : Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2007. (Растим патриотов России).

4. Потаповская О. М. Историко-педагогическая ретроспектива развития теории духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. –Вестник ПСТГУ IV : Педагогика. Психология, 2012. Вып. 3 (26) с. 43-67.

5. Федеральный государственный стандарт  дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014.- 32с.

Публикации по теме:

Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным и социокультурным ценностям родного края Семинар районный: «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным и социокультурным ценностям родного края». I. Уважаемые.

Консультация для родителей «Приобщение детей к истокам кубанской культуры» Консультация для родителей на тему «Приобщение детей к истокам кубанской культуры». Конспект разработан воспитателем: Катаргиной Л. Д..

Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям» Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям» В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с миром природы и приобщение к социокультурным ценностям Цель: расширять и систематизировать знания детей о характерных признаках весны. Задачи: Образовательные: 1. Закреплять знание о смене.

Консультация для родителей «Русский фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям» Консультация для родителей «Русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям» Дошкольное детство.

Консультация для родителей «Приобщение детей и родителей к русскому народному творчеству» Приобщение детей и родителей к русскому народному творчеству «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет.

Мастер-класс на тему «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» МБДОУ Детский сад №34»Чиполлино» р. п. Выездное Мастер-класс на тему «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Паспорт уголка краеведения в кабинете учителя-логопеда. Приобщение детей к ценностям казачьей народной культуры ПАСПОРТ уголка краеведения кабинета логопеда Цель: Приобщение детей к нравственным и духовным ценностям казачьей народной культуры. Задачи:.

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в различных видах игровой деятельности Консультация для воспитателей «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в различных видах игровой.

Конспект занятия по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной к школе группе «Города Чувашии» Конспект занятия по познавательному развитию (приобщение к социокультурным ценностям) в подготовительной к школе группе на тему: «Города.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Приобщение детей и родителей к духовным, нравственным  социокультурным ценностям»
Опубликовано: 11 мая 2018 в 10:24
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД