Получи документы

Консультация «Развитие движений рук на первом году жизни»

Елена Бренер
Консультация «Развитие движений рук на первом году жизни»

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. И. М. Сеченов был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка как результат созревания определенных нервных структур. Он писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Публикация «Консультация „Развитие движений рук на первом году жизни“» размещена в разделах

Исследования ученых показали, что движения выпрямленных рук ребенка над грудью развиваются и закрепляются в системе эмоционально-положительного комплекса оживления. Этот комплекс оживления возникает в первые месяцы жизни малыша, когда он останавливает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, активно двигает ручками и ножками, издает тихие звуки. В возрасте от двух до трех месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого времени и происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий.

Формирование движения рук начинается постепенно на протяжении уже первого полугодия жизни. Рука, сжатая в кулачек, распрямляется, особые движения захватывания предметов пытаются выполнять пальцы. Так рука начинает действовать как специфический орган

Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Ученые установили, что своевременное развитие ручных умений ребенка положительно влияет на развитие его речи. Однако прежде чем рука ребенка начинает в своих действиях походить на руку взрослого человека, проходит довольно значительное время

Первая двигательная функция рук – схватывание, которое сначала проявляется как врожденный рефлекс, новорожденный ребенок не только схватывает прикасающийся к его ладони предмет, но и, ухватившись за него, способен повиснуть на нем. Этот рефлекс называют хватательным или ладонным рефлексом, потому что он возникает в ответ на раздражение ладони, а не пальцев. Его стимулирует тактильное раздражение.

В 4 – 4,5 месяца у ребенка появляются простые движения рук, направленные на непосредственный контакт с объектом: притягивание к себе случайно задетого предмета, его ощупывание. В этот период у ребенка возникают «ощупывания», т. е. он замечает появление и исчезновение предметов, их объективные качества (например, тяжесть, способен уже соотнести разные, но одновременно воспринимаемые свойства (оптические, звуковые и т. д.) к одному и тому же объекту, выделить этот объект. Однако действия рук носят еще случайный характер, без целенаправленного волевого усилия. Малыш удерживает в руке предмет, если взрослый вкладывает его в ладонь: в 2 месяца – 2 - 3 секунды, в 3 месяца – до 10 секунд, в 4 – месяца – до 20 секунд.

В возрасте от 4 до 7 месяцев у ребенка в развитии действий с предметами наступает следующий этап – этап простого «результативного» действия. Для этого периода характерно активное обнаружение скрытых свойств объекта. У ребенка появляется повторное притягивание случайно схваченного предмета с последующим ощупыванием, рассматриванием: он теперь уже обследует предмет губами и языком, отбрасывает один предмет и берет другой, может отбросить его в определенное место, например, на пол, чтобы вызвать звук. Малыш похлопывает по предмету, стучит им, если у него в руках погремушка, то размахивает ею, чтобы вызвать звучание.

С 5 месяцев у ребенка при схватывании предмета более активное участие принимают пальцы: заметно доминирующее положение большого пальца – ребенок отводит его при схватывании. Поэтому особенно удобны игрушки, имеющие ручку для захватывания. Малыш может ритмически взмахивать предметом, извлекая звуки, может его переложить в другую руку.

В 6 месяцев он не только умеет крепко удерживать вложенный в руку предмет, но и брать его из любого положения. Какие же знания о предметах появляются у ребенка на этом этапе? Малыш познает движения предметов, как следствие, их притягивание или отталкивание, а главное, он выделяет форму предмета в соответствии с возможностями их схватывания или перемещения. Он теперь способен выделять постоянные свойства предмета независимо от его положения. Так у ребенка возникает особое отношение к знакомой игрушке, которая может стать любимой.

7 – 10 месяцев – это уже следующий этап в развитии действий с предметами, этап «соотносящего» действия. В этот период малыш уже умеет соотносить предмет с определенным местом в пространстве. Он вкладывает и вынимает предметы, укладывает на определенное место, нанизывает крупные предметы, имеющие сквозное отверстие, перемещает предметы в определенном направлении, закрывает крышку коробочки, стремится вызвать звук, употребляет один предмет по отношению к другому в качестве орудия.

С 8 – 9 месяцев ребенок уже прекрасно сжимает игрушку, если ее хотят у него взять, берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие – всей ладонью: у него начинает проявляться преобладание одной руки, как правило, правой. Новое для этого периода – манипулирование двумя предметами, а также подражание предметным действиям взрослых.

С 10 – 11 месяцев до 1 года 2 месяцев – 1 года 3 месяцев отмечается появление так называемых функциональных действий, которые отличаются от манипулятивных тем, что выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. Наблюдается также совершенствование действий, выработанных раннее, обобщение и перенос их на новые объекты. Дети целенаправленно используют предметы: из чашки угощают куклу чаем, прокатывают машинку, укачивают куклу, строят из кубиков. На протяжении этого периода совершенствуются действия рук: кулачек разжался, пальцы действуют более самостоятельно и автономно.

В 1 год 2 месяца – 1 год 3 месяца активизируется кончик большого пальца, а затем указательный палец. В последующем наблюдается интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства. Только к трем годам движения пальцев малыша становятся близки к движениям рук взрослого человека.

Чем же можно пользоваться для развития ручных умений с ребенком первого года жизни?

В первые месяцы целесообразно проводить упражнения рефлекторного характера, используя данный от природы хватательный рефлекс. В раскрытую ладонь, добиваясь рефлекторного схватывания, поочередно в каждую руку вкладывается шарик (диаметром 2 – 2,5 см.). подбираются шарики, различные по весу, по материалу (пластмассовый, деревянный, металлический, резиновый, а также самодельные матерчатые, из гладкой или махровой ткани, твердые и мягкие. Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь ребенка сверху. Это упражнение, выполняемое под контролем действия, дает ребенку относительную самостоятельность, упражняя в движении схватывания. Можно чередовать шарики, поочередно опуская их в каждую руку, одновременно вкладывать в две руки шарики одинаковые и различные и т. д. Потягивая шарик за ленточку и не вынимая его из ладони ребенка, взрослый стимулирует более сильное схватывание.

Аналогичное упражнение малыш может выполнять и с палочками (диаметр сечения 1 – 1,5 см, длина 25 см.). Подбираются палочки круглые, гладкие, ребристые. Взрослый вкладывает палочку в одну или обе руки ребенка. Держа палочку посередине, подтягивает ее к себе, стимулируя более крепкое схватывание. Хорошо давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения рук (схватывание, сжимание, развивают тактильную чувствительность ладони. Рефлекторные упражнения на вкладывание в ладонь предметов носят пассивный характер, так как выполняются с помощью взрослого, но они полезны для развития действия осязания. Это действие развивается очень рано, как только в руку ребенка начинают попадать предметы.

В 5 месяцев малыш может относительно долго лежать на животе, поднимая корпус и упираясь на ладони выпрямленных рук. Эти умения можно использовать для развития исследовательских движений рук.

До 4 – 5 месяцев ребенок не может продолжительно удерживать предметы. Поэтому полезно использовать мягкие манжеты, изготовленные из различных тканей, которые длительное время удерживаются на ладони малыша, так как фиксируются вокруг нее.

Полезны упражнения с ленточкой и шнурком. Когда ребенок лежит на спине, взрослый вкладывает в его руки гладкую ленточку, а затем шнурок с узелками. Осторожно потягивая за один конец ленточку или шнурок, взрослый побуждает малыша не только крепче схватывать предмет, но и перехватывать его.

В 6 месяцев ребенок хорошо берет игрушки из разных положений и подолгу с ними занимается. В этом возрасте необходимо развивать целенаправленные движения рук к предмету, умение захватить и подтянуть его к себе. С этой целью подвешивают шарики, колокольчики, ленточки, укрепленные на шнурке, побуждая малыша захватывать их, подтягивать к себе.

С того момента, когда у ребенка возникают целенаправленные действия захватывания, умение крепко удерживать предметы в руках, все упражнения начинают носить активный характер, т. е. выполняются самим ребенком. В его действиях уже можно выделить две стороны: техническую, т. е как он совершает действия, и смысловую – для чего. Смысловая сторона действия с предметам интенсивно развивается, малыш начинает выполнять не только действия схватывания, но и вкладывания, перекладывания. Задача взрослого – активизировать эти движения с помощью игрушек-вкладышей: матрешек, коробочек, мисочек, колпачков и т. д.

С 8 – 10 месяцев ребенок начинает выполнять более тонкие движения пальцами. Необходимо давать ему коробочки разной формы. Малыш может самостоятельно снимать с них крышки, с помощью взрослого закрывать. Можно предложить малышу доставать игрушки из мешочка, сшитого из яркой ткани, и складывать их обратно.

В 10 – 12 месяцев ребенок справляется уже с такими сложными заданиями, как нанизывание колец на стержень. Ему можно предлагать пирамидки из трех – пяти колец. В этом же возрасте ребенок успешно действует с так называемой «занимаемой коробкой», в отверстия которой проталкивает фигурки разной формы.

Все эти задачи довольно сложны для малыша. Однако выполнение их очень полезно для развития действий руки и глазомера.

Развитие действий с предметами в наиболее раннем возрасте положительно влияет на формирование познавательных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи.

Публикации по теме:

«Мне надо много двигаться» Развитие движений детей на третьем году жизни «Мне надо много двигаться» Развитие движений детей на третьем году жизни МБДОУ д\с комбинированного вида №15 “ Дюймовочка” Воспитатель:.

«Развитие движений в жизни детей раннего возраста»«Развитие движений в жизни детей раннего возраста» Для полноценного развития детей раннего возраста, кроме дидактических игр, так же необходимо развитие движений. Правильно подобранный комплекс.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие движений рук на первом году жизни»
Опубликовано: 14 мая 2015 в 14:18
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД