Зульфия Курбаналиева
Консультация «Развитие логического мышления при ознакомление с природой на основе ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация Развитие логического мышления при ознакомление с природой на основе ТРИЗ
Для развития логического мышления ребенка необходим богатый чувственный опыт который, он может получить от восприятия различных предметов, мира природы и общественной жизни.
Публикация «Консультация „Развитие логического мышления при ознакомление с природой на основе ТРИЗ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Влияние природы на развитие ребенка огромно. При ознакомление детей с природой одновременно решаются 2 задачи – воспитательная и образовательная.
Воспитательная задача это способность видеть красоту окружающей природы, чувство любви к ней и бережное отношение ко всему живому;
Образовательная обогащение представлений о мире природы и развитие умение выделять в общих чертах основные закономерности и явления природы (зависимости жизни растения и природы от времени года, их приспособленность к среде обитания). Познание и дет в единстве со владением искусством речи. Умение наблюдать рождает привычку делать выводы. Воспитывает логику мысли- развитие мышление и речи идет как единый процесс.
Разнообразие яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивает доступность их понимание детьми и оказывает существенное влияние, на их мыслительную деятельность, что проявляется в развитие, логичности, самостоятельности мышления.
Совершенствуется умение детей сопоставлять сравнивать, делать выводы., а ребенок учится рассуждать, рассказывать описывать.
Необходимо развивать способность к наблюдению у детей любого возраста. Наблюдение могут быть кратковременными, в течении нескольких минут, и более длительными на протяжение неслольких дней.
В процессе кратковременных наблюдений дети получают внешние особенности предметов. Например: Окраску цветов и величину листьев растений способ передвижение животных и издоваемые ими звуки, свойства снега и песка.
Длительные наблюдение- за последовательной сменой сезонов, за развитием растений из семян, за ростом детенышей животных.
Дети получают возможность наблюдать, как меняется объект с течением времени. Для этого использую в работе системный оператор. С его помощью решаются следующие задачи.
1. Видеть в целом части объекта и наоборот.
2. Прошлое и будущие системы и ее частей, поскольку в процессе наблюдений чаще всего изучение объекта, ведется путем сравнения по цвету, форме, размеру, свойствам, функциям с уже известным объектам то использую прямую аналогию.
И на занятиях и в повседневной жизни дети играют такие игры; «В стране похожестей», «Что похоже на овощи и фрукты», Например: яблоко.
По форме Арбуз, часы, тарелка.
По размеру Апельсин, шарик, мячик.
По цвету Одуванчик, лист, лимон.
По вкусу Сок, смородина, кефир.
Для ознакомления с теми или иными объектами, даю детям возможность потрогать, понюхать, по щупать, попробовать на вкус. То есть ощутить на себе непосредственное воздействие предметов и явлений окружающего мира. Так например состояние погоды, Холодно –жарко дети воспринимают на прогулке. Свойства воды различают моя руки. Детям очень нравится игра, «Чья это тень» Раздаю детям карточки на которых контуры легко узнаваемых предметов. Затем показываю предмет и спрашиваю у кого на карточки есть тень этого предмета дети с восторгом узнают и медведя и куклу.
Стремлюсь формировать понятие, что в мире все взаимосвязано, дождь весной с хорошим урожаем, отсутствием мошек с недостатком пищи для птиц. И все имеет хорошую и плохую сторону.
С помощью дидактической «Хорошо-плохо», ищем в любом объекте положительные и отрицательные качества.
Для развития логического мышления использую дидактические приемы которые заставляли бы ребенка, анализировать и систематизировать факты полученные в ходе непосредственного восприятия предметов и явления окружающего мира, идти в своих суждениях от часного в общему и от общего к частному.
Дидактическая игра «Да-нетка», которая помогают детям классифицировать предметы и объекты окружающего мира, работать по алгоритму.
В помощь детям мы используем таблицу на которой изображены предметы окружающего мира, которая не только знакомит детей с окружающим миром, но и помогает классифицировать, что является рукотворным миром, а что миром природы. Картинки, изображенные на полотне являются символами, на первом этапе этой игры для детей лучше загадывать те картинки, которые изображены на таблице, но в последующим надо абстрагироваться и объяснить детям, что груша олицетворяет фрукты и это может быть любой фрукт тем самым усложняя игры.
Чем глубже ребенок познает окружающий мир, тем больше у него возникает вопросов. Опираясь на любознательность детей стараюсь направить, их находить способы добычи информации самим.