Получи документы

Консультация «Развитие образно-выразительных движений у старших дошкольников в музыкально-игровой деятельности»

Юлия Степанова
Консультация «Развитие образно-выразительных движений у старших дошкольников в музыкально-игровой деятельности»

Консультация развитие образно выразительных движений у старших дошкольников в музыкально- игровой деятельности

 Раздел построен так, что по нему может работать воспитатель (а также музыкальный руководитель или другой педагог, который выбрал его по собственному желанию, сам любит двигаться, тан­цевать, играть (с перевоплощением в разных персонажей) и хочет научить этому детей. Раздел был замыслен и создан как целостная система; ее можно дополнять и расширять, руко­водствуясь принципами, на которых она основана, но из нее нельзя «вырывать» отдельные фрагменты и при этом ожидать результата, на который нацелен раздел и вся про­грамма «Развитие» в целом.

Публикация «Консультация „Развитие образно-выразительных движений у старших дошкольников в музыкально-игровой деятельности“» размещена в разделах

К разделу «Выразительное движе­ние» разработано полное методичес­кое обеспечение. Упражнения, этюды, предлагаемые детям как учебные и творческие задания, не просто мате­риал, который можно использовать на детских досугах и праздничных пред­ставлениях. Это действенный инстру­мент развития способностей детей, коррекции их личностных проблем, эффект использования которого зави­сит от того, насколько воспитатель понимает, что он делает, что развива­ет у ребенка в каждом конкретном задании и как это соотносится с основной целью.

Работа по разделу нацелена на развитие у детей, с одной стороны, творческих способностей,   а  с  другой   —   невербального (несловесного) общения. Обе цели достигаются путем развития образно-пластического творчества на материале художественно-игровой деятельности, где выразительность дви­жений и пластика человеческого тела являются главным средством вопло­щения образного содержания. Эта деятельность близка драматизации, театру; в перспективе она может привести к постановкам типа «пла­стической драмы», пантомимы, а также может стать необходимым ком­понентом актерской выразительности детей при исполнении спектаклей с текстами. Художественно-игровая дея­тельность является оптимальной для развития детского воображения, так как отвечает его двигательной приро­ де: образы воображения ребенок стро­ит действенно, «при посредстве собст­венного тела» (Л. С. Выготский).

Невербальное общение формируется как «побочный результат» развития образно-пластического творчества. Это происходит благодаря тому, что учебные и творческие задания постро­ены в виде игровых сюжетных ситуа­ций; в них разнохарактерные персо­нажи взаимодействуют друг с другом, а в качестве средств передачи их взаимоотношений, переживаний ис­пользуются жесты, выразительная пластика тела. В подобных заданиях дети, по сути, осваивают различные модели общения; это помогает им в повседневной жизни быть более кон­тактными, восприимчивыми к эмоцио­нальным проявлениям окружающих людей.

Развитие образно-пластического твор­чества идет на основе обучения языку выразительных движений — это прин­ципиальное положение программы и главная цель занятий с детьми. Благо­даря такому обучению они открывают для себя, что движения, жесты и то, как они исполняются, имеют свою смысловую содержательность: с их помощью — без слов — можно выразить настроение, намерение, от­ношение к другому человеку, можно «рассказывать» целые истории о раз­нообразных героях и всевозможных событиях. Осмысление ребенком движений, его стремление использовать их как средство передачи образного содержания развивают у него арти­стичность, пластическую выразитель­ность (исполнительское творчество, способность к придумыванию сценок на заданную тему, выстраиванию их в движении (что ведет к «сочинитель­скому» творчеству).

Работа осуществляется в нескольких направлениях. Главные из них — развитие способности к образному перевоплощению и развитие образно-пластического взаимодействия. Вспо­могательные направления — освоение действий с воображаемыми предмета­ми, развитие умения свободно дви­гаться «всем телом» и другие.

Занятия по выразительному движе­нию проводятся раз в неделю (для этого в общем расписании нужно выделить постоянное время). Освоен­ный на занятиях материал (отдельные жесты, способы выражения пережива­ний и отношений) закрепляется и используется в повседневной жизни: в играх, в общении с окружающими. По желанию детей можно повторять понравившиеся упражнения и игры в свободное время. Такая форма акти­визации освоенного на занятиях есте­ственно вписывается в жизнь детей, если работу по данному разделу ведет воспитатель; педагогу, приходящему в ДОУ только на время занятий, ис­пользовать подобную форму, к сожа­лению, не удается.

Занятия идут по подгруппам — по 6—10 детей. Для занятий требуется достаточно большое свободное про­странство — в групповой комнате или зале (желательно с ковровым покры­тием).

Занятие, как правило, начинается с разминки, цель которой — разогреть мышцы, включить все тело в актив­ное движение. В основной части занятия дети знакомятся с языком выразительных движений, способами его использования при воплощении того или иного образа, при разыгры­вании ситуаций с эмоционально-плас­тическим взаимодействием персона­жей. Педагог строит подачу учебного материала так, чтобы подвести детей к самостоятельному Поиску «реше­ний» : подбору и придумыванию об­разных движений, отвечающих задан­ному смыслу; выстраиванию их в композиции; нахождению своеобраз­ных приемов их выразительного ис­полнения.

В ходе освоения языка выразитель­ных движений — главного средства воплощения образов и развития пла­стического творчества — педагог ак­ тивно использует слово: разъясняет приемы исполнения и семантику дви­жений, задает вопросы, описывает воображаемые ситуации и пр. ; ис­пользует и художественное слово — фрагменты литературных произведе­ний и устного народного творчества. Широко используется и музыка (за­писи специально подобранных фраг­ментов из классических произведений и обработки народных мелодий). В ходе выполнения упражнений под музыку дети ориентируются на ее характер, соотнося с ним характер пластического образа. Это помогает углублению образного перевоплоще­ния, активизации поиска выразитель­ных движений, творческого процесса в целом.

Старшая группа

В старшей группе развитие творчест­ва детей на основе обучения языку движений опирается на опыт, полу­ченный ими в предыдущие два года. (Если работа по «Выразительному движению» начинается с детьми 4—5 лет, следует сначала освоить програм­му для младшей и средней групп и лишь после этого идти дальше.)

В парном образно-пластическом взаимодействии продолжается освое­ние способов передачи игрового кон­фликта — с удержанием «двойственной позиции» актера. Оно проходит на более сложном содержании, позво­ляющем разыгрывать более интерес­ные, динамичные и развернутые сюжеты.

Такие разыгрывания требуют от ре­бенка умения понимать партнера (без слов, реагировать на его импровиза­ционно-ролевые действия, не нару­шая обшей сюжетной канвы и не уходя от собственной роли. Вот поче­му детям предлагаются задания, на­правленные на развитие взаимопони­мания. Одна из разновидностей таких заданий — освоение приемов «сцени­ческой иллюзии», требующих от парт­неров точного согласования движе­ний. Например, «Бабка катает коло­бок» : дети не прикасаются друг к другу, но соотнесенность их действий создает впечатление, будто один из них действительно вращает на полу округлый предмет. Знакомство с по­добными специфически сценически­ми приемами помогает развивать не только взаимопонимание, но и вооб­ражение, расширяет арсенал вырази­тельных средств, которыми дети могут воспользоваться в собственном твор­честве.

Новым в старшей группе становится освоение способов образно-пластического взаимодействия трех персона­жей в единой игровой ситуации. Этому уделяется особое внимание на протяжении всего года. Преимущест­венно детям предлагаются ситуации, где два персонажа взаимодействуют между собой, а третий за ними наблюдает (для него взаимодействие с двумя другими участниками — не прямое). Сложность в том, чтобы не просто смотреть на происходящее, но и «сыграть», как персонаж относится к тому, что видит: сопереживает, или делает вид, что не замечает, или старается не обнаружить своего при­сутствия и т. п. Кроме того, появле­ние третьего персонажа может изме­ нить позиции действующих лиц: тот, кто был нападающим (кошка крадется к птичке, сам подвергается угрозе нападения (с появлением волка, а избежав опасности (забравшись на дерево, остается  сторонним,  но  активным наблюдателем дальнейших со­бытий. Подобные перемены в поведении персонажа дают богатый матери­ал для представления его образа — и во внешнем, двигательном, воплоще­нии, и во внутреннем плане, т. е. воображении.

Это направление теснейшим обра­зом связано со вторым главным на­правлением работы — развитием спо­собности к образному перевоплоще­нию.

Перевоплощение, или «вживание», в образ требует, чтобы ребенок-«артист» представил его как можно более полно, конкретно и подробно: каков характер персонажа, что и как он делает, как двигается, как реагирует на действия других персонажей, како­во его сиюминутное настроение, как оно меняется и почему и т. п. В связи с этим при пластическом во­площении образа используется дета­лизация, которая в старшей группе становится центральным моментом методики и понимается как принцип непрерывного «проживания» игрового образа. В течение года осваиваются разные ее способы.

Во-первых, осваиваются способы, передающие процесс «превращения» как видоизменение внешнего облика персонажа, промежуточного «перехо­да» из одного состояния в другое, например: цветы вырастают — увяда­ют — оживают. Задание выстроено как целостная ситуация, в которой обыгрываются не только опорные состояния образа («выросли», «завя­ли», «ожили», но и их причины. Тем самым создаются условия, необходи­мые для того, чтобы дети могли прожить образ как единый непрерыв­ный процесс трансформации. Однако, чтобы это произошло, от детей требу­ется наполнить схему развития образа деталями. Точнее говоря, имеет место взаимообусловленность: детализация образа помогает «прожить» его, а «проживание» активизирует фантазию к поиску, придумыванию новых де­талей.

Другой вид заданий на детализа­цию — воплощение образов фантастических существ. Детям предлагается передавать необычную пластику и необычные («волшебные») действия этих персонажей, искать конкретные детали, чтобы воплотить их в движе­нии подробно и выразительно. Необычность этих персонажей дает про­стор для фантазии — придумывания разных вариантов воплощения их об­разов в движениях.

Этапы освоения способов образно-пластического взаимодействия и перевоплощения определяются последова­тельностью работы над отдельными эпизодами игрового сюжета. Сначала вдет работа над эпизодами сказки «Колобок», потом — над фрагментами большей части сюжета «Петя и волк», в конце года осваиваются игровые задания по «волшебной» тематике.

В творческих заданиях дети могут показывать фрагменты образно-пластической импровизации, более или менее выразительно исполнять уже освоенные эпизоды сказок.

Публикации по теме:

Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности Музыкальный руководитель: Лисицына Н. Б. «Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности» Ритмическая способность.

Развитие формообразующих движений у старших дошкольников в процессе изобразительного творчества Актуальность В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной.

Формирование волевой регуляции старших дошкольников в процессе игровой деятельности Воля относится к ключевым проблемам развития личности, определяющим самостоятельность и ответственность дошкольника. Сегодня физическое.

Использование технологии макетирования в игровой деятельности старших дошкольниковИспользование технологии макетирования в игровой деятельности старших дошкольников Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию:.

Конспект музыкального занятия «Интеллектуально-творческое развитие старших дошкольников в музыкально-игровом пространстве»Конспект музыкального занятия «Интеллектуально-творческое развитие старших дошкольников в музыкально-игровом пространстве» Конспект музыкального занятия на тему: «Интеллектуально – творческое развитие старших дошкольников в музыкально – игровом пространстве».

Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей» Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей»Основным источником.

Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством игровой деятельности» Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. Так гениально выразил.

Развитие музыкально-ритмических движений в подготовительной группе Цель: формирование средствами музыки и ритмических движенийразнообразных умений, способностей, качеств личности у детей старшего.

Развитие у детей средней группы музыкально-ритмических движений (4 года — 5 лет) У детей четырех-пяти лет, если они посещали детский сад, уже имеется некоторый опыт выполнения движений под музыку. Дети.

Значение музыкально-ритмических движений в музыкально-эстетическом воспитании дошкольниковЗначение музыкально-ритмических движений в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников Музыка! Какую значительную роль играет она в воспитательном процессе! Ребенок эмоционально воспринимает ее образы, откликается на выраженные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие образно-выразительных движений у старших дошкольников в музыкально-игровой деятельности»
Опубликовано: 13 декабря 2018 в 13:00
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД