МААМ-картинки

Консультация «Развитие познавательных способностей детей в процессе формирования представлений о человеке»

Таисия Лунева
Консультация «Развитие познавательных способностей детей в процессе формирования представлений о человеке»

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребенка определяется и той информацией, которую он получает по радио и телевидению и из компьютера. Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает у ребенка и множество вопросов. Значит, мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать больше. Задача воспитателя помочь малышу проникнуть в суть доступных ему явлений.

Публикация «Консультация „Развитие познавательных способностей детей в процессе формирования представлений о человеке“» размещена в разделах

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями сможет цикл занятий по познавательному развитию, направленных на обогащение ребенком представлений о человеке в истории и культуре.

Очень важно воспитателю старших, подготовительных групп организовать развивающую среду группы детского сада таким образом, чтобы она стала средой развития познавательного интереса ребенка, позволила ему прикоснуться к далекому прошлому, увидеть мир человека в развитии. С этой целью интересны будут ребенку оформленные альбомы, папки- передвижки, слайды, макеты с изображением жилищ в различные эпохи жизни человека, наборы моделей машин, действующие игровые миниэлектроприборы. Такой материал поможет воспитателю развивать у детей представления об истории цивилизации, сообщая элементарные сведения об образе жизни человека в древности («дома, машины, электричество были не всегда», «древние люди жили в пещерах, затем научились добывать огонь, строить хижины и т. п.»).

Итогом работы с детьми по данному циклу занятий могут стать самодельные книжки- передвижки, книжки- альбомы, изготовленные с помощью родителей, включающие в себя рассказы мам, пап, бабушек и дедушек об их любимых игрушках, песнях, о том, как они жили раньше. Украшением подобных альбомов станут старые фотографии, сохранившиеся в семьях. Это обеспечит и связь поколений, работа станет личнозначимою для каждого ребенка, что повысит его познавательный интерес, любознательность.

Обогатят детские впечатления о полученных знаниях об истории и культуре развития человечества чтение и рассказывание детям сказок, мифов и былин, известных сюжетов из библии, евангелия, корана и т. д., а также знакомства с героями произведений в изобразительном искусстве.

Рассказывая детям о развитии видов труда человека (об охоте, земледелии, скотоводстве как наиболее древнем труде) мы учили сравнивать с современными профессиями человека : летчик, космонавт, машинист, инженер и др.

Интересным приемом, используемым воспитателем, может быть организация в группе совместно с родителями выставки поделок, изготовленных руками родителей и ребенка, которые отражают историю развития средств передвижения, их совершенствование, технический прогресс (от лодок и пирог до современных кораблей). А также рассказывание о воздушном, железнодорожном, современном городском транспорте, космических кораблях и пр.

Большой интерес детей вызывает знакомство с бытом человека в далекие времена. Целесообразно посещение краеведческого музея и устройство уголка старой крестьянской избы с утварью в групповой комнате, когда ребенок может сам прикоснуться к предметам быта, покачать люльку, исследовать устройство старой русской печи и т. д.

Все это позволит ребенку реальнее оценить достижения современной науки и техники, изменение условий быта человека (водопровод, электричество, отопление, бытовые электроприборы и прочее).

Используя энциклопедию и справочную литературу, можно дать детям представления о развитии средств коммуникации (о письменности и книгопечатании, почте, телеграфе, радио, телевидении, компьютерах и пр., сравнивая их с современными радиотелефонами, сотовой связью и т. д.

При знакомстве детей с циклом занятий о развитии человека в истории и культуре нельзя не коснуться в беседе с детьми проблем, обеспечивающих без-опасность поведения. С этой целью необходимо уже с младшего возраста обучать детей называть свое имя, адрес, номер телефона и пр. в случае, если ребенок потерялся, знакомить с правилами дорожного движения, учить соответствующему поведению в различных опасных ситуациях и т. д.

Очень важно, учитывая современные требовании общества, развивать у детей основы правового сознания, знать и уметь отстаивать свои права. Это возможно в процессе знакомства детей в привлекательной и соответствующей возрасту форме с популярным изложением международных документов по защите прав человека («Всеобщая декларация прав человека» и др.). Все это будет способствовать развитию у детей уважение и терпимости к людям независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).

Важной и необходимой проблемой воспитания дошкольников является развитие социальной компетентности детей. Уже с момента рождения ребенок является существом социальным, так как любая его потребность не может не быть удовлетворена без помощи и участия другого человека. Не забывая об этом, воспитатель в своей работе способствует усвоению ребенком общественных правил поведения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, организуя специальные с/р игры, игры с правилами, проблемные ситуации и др.

Социализация, или усвоение общественного опыта, накопленного предыдущими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении его с другими людьми. Учитывая это, воспитатель в процессе работы с детьми способствует развитию чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности и пр., иметь личные вещи, самостоятельно использовать личное время и т. д.).

В процессе бесед, дидактических упражнений, создания различных игровых и проблемных ситуаций, использования театрализованных представлений развивается уважение к чувству собственного достоинства и личным правам другого человека, дети учатся не обижать, не унижать другого, не ущемлять его интересов. Так, постепенно у ребенка формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, а также развивается у ребенка чувство ответственности за другого человека, живое существо, за начатое дело, за данное слово и др.

Организованная таким образом целенаправленная систематическая работа воспитателя детского сада по развитию представлений ребенка о человеке в истории и культуре поможет обобщить представления ребенка об окружающем мире, обществе, а также развитии :

• уверенности в себе, в своих силах, адекватной самооценке;

• умения понятно и социально приемлемым способом выражать свои чувства, желания, мнения, быть открытым для чувств, переживаний и мнений других;

• умения принимать и уважать позицию другого человека, быть терпимым к различиям в предпочтениях, вкусах и потребностях;

формирования у дошкольников : собственной ценностной ориентации по от-ношению к общественно принятым правилам и нормам поведения;

• умения формировать суть проблемы, конфликта и возможных путец их решения;

способов коммуникации;

• понимания взаимозависимости людей и их необходимости друг другу.

Всё это будет способствовать развитию у детей уважения и терпимости к людям независимо от социальной принадлежности, языка, вероисповедования, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).

Публикации по теме:

Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей Содержание Введение 1. Обеспечение разностороннего, полноценного развития каждого ребёнка: интеллектуальное, личностное и творческое развитие.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью коллекционирования при реализации ФГОС ВидеоРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью коллекционирования при реализации ФГОС Видео В этом учебном году в нашем районе проходил впервые Конкурс-Аукцион педагогических идей "Школа творческих открытий" Я не могла не поучаствовать.

Консультация «Конструирование как средство развития познавательных способностей детей» Заниматься конструированием дети начинают в очень раннем возрасте, вспомним всеми любимые цветные пирамидки и цветные кубики, которые нравятся.

Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальных способностей в процессе музыкально-ритмической деятельности» .

Педсовет «Развитие творческих способностей детей в процессе художественного конструирования» Педсовет на тему «Развитие творческих способностей детей в процессе художественного конструирования» Цель:систематизировать знания педагогов.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в процессе исполнительской деятельности» Природа щедро наградила человека. Она дала ему всё для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать.

Консультация «Развитие познавательных и творческих способностей детей» Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего развития, подготовки к школе и дальнейшей взрослой жизни. Этот сложный.

Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности Полноценное развитие личности современного человека возможно только в том случае, если в дошкольном возрасте в равной мере формируется познавательная.

Консультация «Развитие познавательных способностей у детей с ОНР через организацию экспериментальной деятельности» Развитие познавательных способностей у детей с ОНР через организацию экспериментальной деятельности. Сообщение подготовила воспитатель логопедической.

Консультация «Развитие познавательных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста посредством коллекционирования» Должность: воспитатель Фамилия, имя, отчество: Кузнецова Светлана Александровна Учреждение: МАДОУ «Детский сад №108» г. о. Самара Тема статьи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие познавательных способностей детей в процессе формирования представлений о человеке»
Опубликовано: 20 ноября 2015 в 21:33
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД