Консультация: «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами литературно-художественных произведений»

Екатерина Васина
Консультация: «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами литературно-художественных произведений»

Развитие речи детей - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем на его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности. Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Речевое развитие дошкольника включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе. Ведь, как сказал В. А.Сухомлинский: «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Богатейший материал, как для развития и обогащения словаря, так и для воспитания звуковой культуры речи ребенка представляют загадки, потешки, стихи, считалки, скороговорки и пословицы.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Дошкольников младших групп особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

В средней группе воспитатель фиксирует внимание детей на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). При чтении стихотворений, воспитатель выделяет ритмичность, музыкальность, напевность, подчеркивает образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

В старшем дошкольном возрасте перед педагогом стоит задача развивать интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Чтение художественной литературы раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве.

Конечно же, педагоги разработали множество методов, которые помогают как с ДОУ, так и в повседневной жизни развивать речь ребенка.

К основным методам развития речи детей относятся:

1. Словесные методы (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, беседа с детьми).

2. Наглядные методы (экскурсии, рассматривание иллюстраций, фотографий, видеоматериалов, игрушек и т. д.).

3. Практические методы (дидактические игры, дидактические упражнения).

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние на эстетическое развитие ребенка:при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. А так же помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность.

Очень важным этапом в развитии речи является переход от диалогической речи к различным формам монологической. Монологическая речь в большей степени произвольна: говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на ее основе высказывание. Монологическая речь – это организованный и относительно развернутый вид речи, так как мы вынуждены не только назвать предмет, но и описать его. Владение связной монологической речью – одна из центральных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий, которые должны быть учтены в процессе речевого воспитания. Связной считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики, представляющая собой единое целое, обладающая относительной самостоятельностью, законченностью. Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны речи, словарного запаса, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. В развитии связной речи понятия «диалогическая» и «монологическая» речь являются центральными.

Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

Монолог строится по закону литературного языка. И само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Они дают ребёнку прекрасные образцы русского литературного языка. Сказки дают образцы ритмической речи, дети легко и быстро запоминают такие образы как петушок-золотой гребешок и д. р. Колыбельные песни обогащают словарь за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире. Потешки развивают фонематический слух, так как они используют звукосочетания, которые повторяются несколько раз в разном темпе и с различной интонацией. Загадки помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, а так же формируют представления о переносном значении слова. Заучивая стихотворения дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, тем самым обогащая свою речь.

Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия не только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и значительно расширит его познавательные способности.

Помните!

- Речь не передаётся по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, поэтому так важно, чтобы он слышал правильную, грамотную речь.

- Создайте детскую библиотечку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

- Прежде чем читать ребёнку, нужно подобрать книгу, она должна быть доступной по содержанию.

- Как можно больше знакомьте детей с фольклором, рассказывайте и читайте сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают к национальной культуре,но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, вызывают желания высказаться, поговорить о героях сказки.

- Книгу нужно не просто читать, а обязательно поговорить с ребёнком после прочтения, вспомнить, как разворачивались события в сказке (рассказе, побеседовать о том, что запомнилось.

- Побуждайте ребёнка рассказывать знакомую сказку сверстникам, родителям, своей любимой игрушке.

К сожалению, сегодня мы наблюдаем речевые ошибки, неразвитый словарный запас, неправильное построение предложений не только у детей дошкольного или школьного возраста, но и у взрослых людей. А как мы знаем, все ошибки и недочеты «родом из детства». Следовательно, вопрос правильного подхода к изучению художественной литературы в дошкольном возрасте остается крайне актуальным на сегодняшний день.

Наиболее важным этапом в развитии речи детей является дошкольный возраст, т. к. в этот период мозг ребенка и речевой аппарат наиболее пластичны, а значит, самое время заложить «фундамент» речевого развития дошкольника. Но, к сожалению, век технологий не стоит на месте и развитием ребенка занимается телевизор, компьютер и другие гаджеты, которые дают ребенку готовую пищу для размышления, не давая возможности фантазировать и делать «разминку для мозгов». Роль книги потеряла свою ценность, и мы хотим напомнить, что книга является неотъемлемой частью развития речи современного дошкольника. И это на сегодня одна из главных задач педагогов и родителей.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности (выступление на методическом объединении) Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Слайд №2. Известно,.

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Консультация для родителей 21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны,.

Консультация для родителей «Развитие речи детей средствами художественной литературы» В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают.

Консультация для воспитателей «Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста средствами подвижных игр» Одной из главных задач ФГОС ДО является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества В последние годы, наряду с поиском современных моделей.

Консультация «Развитие речи детей дошкольного возраста» В становлении диалогической речи словесные дидактические игры можно условно разделить на четыре блока: 1. Игры, формирующие умение выделять.

Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами пособия Ф. Фребеля Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами пособия Ф. Фребеля Педагогу всегда хочется поделиться с коллегами чем-то хорошим.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования Воспитатель МБДОУ Детский сад № 40 Новаторова А. А. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования.».

Консультация для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста» Cоставил Воспитатель ДГ Моу-оош Забегина Т. С Консультация для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста» подготовила воспитатель.

Консультация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи становится все более важной проблемой в нашем обществе. Речь играет главную роль в жизни человека. Она является средством.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Консультация: «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами литературно-художественных произведений»
Опубликовано: 12 апреля 2019 в 21:37
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 апреля. День нарциссов на МААМ

Красивому весеннему цветку посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про нарциссы и увлечь их полезным творчеством.

16 апреля. Международный день голоса

Всемирный день голоса – это не праздник, который учредили врачи-отоларингологи. В наш очередной тематический день у нас есть повод поговорить с детьми о голосе как о важном свойстве человека, позволяющем...


Горячие темочки