Папки-передвижки

Консультация «Развитие сенсорных способностей детей раннего и дошкольного возраста»

Кристина Хаустова
Консультация «Развитие сенсорных способностей детей раннего и дошкольного возраста»

Развитие сенсорных способностей детей раннего и дошкольного возраста.

1 Сла[йд:

Здравствуйте! Сегодня мне бы хотелось вам рассказать, что же такое сенсорика и насколько ценно ее развитие в дошкольном возрасте.

2 Сла

йд:[/i]

Публикация «Консультация „Развитие сенсорных способностей детей раннего и дошкольного возраста“» размещена в разделах

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.

Существуют следующие виды сенсорных ощущений:

• зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;

• слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;

• осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различных по фактуре материалов – гладкое\шершавое, твёрдое\мягкое, поверхности различных предметов, определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное, температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть);

• вкусовые ощущения – ребенок может ощутить разнообразные вкусовые качества пищевых продуктов (кислые, сладкие, горькие, соленые);

• обонятельные ощущения – помогают насладиться приятными запахами фруктов, приправ, цветов.

3 Сла

йд:[/i]

Сенсорика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.

В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.

Сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания.

Сенсорное воспитание - целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются представления об окружающем мире.

Результатом сенсорного воспитания является сенсорное развитие ребенка.

4 Сла

йд:[/i]

Сенсорное развитие с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного развития ребенка в детском саду, обучения в школе, и для многих видов трудовой деятельности. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

Слайд № 5:

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов.

В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.

В качестве эталонов формы — геометрические фигуры.

В качестве эталонов величины — метрическая система мер.

В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др.

Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (соленый, сладкий, кислый, горький) и их сочетания.

В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т. п.

Тактильные – осязательные ощущения, посредством прикосновений, ощупывания различных по фактуре материалов – гладкое\шершавое, твёрдое\мягкое, поверхности различных предметов, определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное, температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).

Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Слайд №

6:[/i]

Развитие зрительного восприятия, как основы сенсорного развития детей знакомят с такими свойствами предметов и явлений, как:

- свет,

- цвет,

- форма,

- величина,

- количество,

- положение в пространстве.

Также проводится работа по обучению детей целостному восприятию образов предметов.

Слайд №

7:[/i]

Свет.

С такими явлениями, как свет и темнота, дети сталкиваются каждый день, но делают это неосознанно, принимая как данность. Специально обращая внимание детей на эти явления, можно обогатить их восприятие новыми впечатлениями, расширить представления об окружающем мире. Кроме того, веселые занятия и игры помогут малышам преодолеть страх перед темнотой.

Игры на формирование представлений о свете и темноте:

Пляшущие тени (тень на асфальте).

Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

День и ночь (включить и выключить свет).

Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

Солнечный зайчик.

Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

Тени на стене.

Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

Фонарик.

Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

Слайд №

8:[/i]

Цвет.

Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как, например, форму или величину.

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.

В процессе знакомства детей с цветом можно выделить следующие этапы:

• различение цветов по принципу «такой — не такой». На этом этапе дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их друг к другу.

• зрительное соотнесение цветов — восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу.

Игры на формирование представлений о цвете:

Цветная вода.

Цели. Знакомить детей с цветами.

Цветные кубики.

Цели. Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Цветные парочки.

Цели. Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Разноцветные палочки.

Цели. Учить различать цвета по принципу «такой — не такой»; сортировать предметы по цвету.

Ниточки для шариков.

Цели. Учить детей различать цвета по принципу «такой — не такой»; знакомить с

названиями цветов.

Построим башню.

Цели. Учить различать цвета по принципу «такой — не такой».

Бегите ко мне!

Цели. Учить детей находить предмет определенного цвета по образцу (зрительное

соотнесение); развивать внимание.

Разложи по коробочкам.

Цели. Учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знание цветов.

Четвертый лишний. Цели. Закреплять знание цветов.

Слайд № 9

Форма.

Форма — это внешнее очертание, наружный вид предмета.

Все материальные объекты окружающего мира имеют ту или иную внешнюю видимую форму, которая может быть простой или сложной, то есть состоящей из нескольких простых форм.

Говоря о сенсорных эталонах формы, следует различать плоские фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, многоугольник) и объемные геометрические тела (шар, куб, параллелепипед («кирпичик», цилиндр, конус).

В процессе знакомства детей с формой предметов выделяют следующие этапы:

• практические действия. На этом этапе ребенок сравнивает предметы по форме («такой — не такой», не называя ее;

• зрительное восприятие формы. На этом этапе ребенка знакомят с эталонами плоских геометрических фигур (позже и с объемными геометрическими телами) без практических действий с ними и запоминания их названий;

• запоминание эталонов геометрических форм и их названий, использование этих знаний в различных ситуациях.

Знакомить детей с геометрическими формами и закреплять знания о них можно следующими способами:

• используя специальные игрушки;

• рассматривая эталоны форм — плоские и объемные фигуры;

• рассматривая реальные предметы простой формы;

• используя специальные дидактические игры (настольно-печатные, подвижные и др.).

Игры на формирование представлений о форме:

Разложи фигуры по местам!

Цели. Познакомить с плоскими геометрическими формами — квадратом, кругом,

треугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.

Катится — не катится.

Цели. Познакомить с объемными геометрическими телами — шаром, кубом.

Найди пару по форме.

Цели. Учить подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения.

Найди такую же фигуру.

Цели. Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.

Найди лишнюю фигурку.

Цели. Учить сравнивать фигуры методом зрительного соотнесения.

Разложи фигурки по домикам.

Цели. Учить сортировать предметы в соответствии с их формой, подбирать нужную форму методом зрительного соотнесения.

Слайд №

10[/i]

Величина.

Величина — это значимое свойство предметов (размер, объем, протяженность, измеряемое на глаз путем сравнения с другими объектами либо с помощью специальных инструментов в метрической системе мер, единицах объема и т. д.

В процессе знакомства детей с величиной выделяют следующие этапы:

• практические действия. При знакомстве детей с величиной можно использовать различные предметы (складывать вещи в большой и маленький пакеты и т. п.) и специальные игрушки (вкладыши, пирамидки, матрешки).

• зрительное восприятие величины. На этом этапе ребенок сравнивает предметы зрительно, на глаз;

• использование знаний о величине в различных ситуациях (на занятиях и в повседневной жизни).

Знакомить детей с величиной и закреплять знания о ней можно следующими способами:

• сравнивая пары предметов практически — способом приложения;

• зрительно сравнивая резко различающиеся по величине пары предметов;

• используя специальные дидактические игрушки (пирамидки, матрешки, вкладыши, доски Сегена);

• используя специальные дидактические игры, направленные на изучение величины (настольно-печатные, подвижные и др.).

Игры на формирование представлений о величине:

Спрячь в ладошке!

Цели. Познакомить с понятием величины.

Большие и маленькие кубики.

Цели. Обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения; сортировать предметы двух резко различающихся размеров; учить понимать и использовать в речи понятия: большой, маленький, такой же, одинаковый по величине.

Пирамидки.

Цели. Знакомить детей с величиной в ходе практических действий с игрушками, учить сравнивать предметы по величине способом наложения.

Веселые матрешки.

Цели. Закреплять знания о величине в ходе практических действий с игрушками (использование методов практического примеривания и зрительного соотнесения).

Две башни.

Цели. Закреплять знания о величине предметов; познакомить с понятиями высокий, низкий, одинаковые па высоте.

Два поезда.

Цели. Познакомить детей с таким свойством величины, как длина; с понятиями длинный, короткий, одинаковые по длине, учить использовать знания о длине в ходе практических действий с предметами; развивать глазомер, сравнивая предметы по длине на расстоянии.

Слайд №

11[/i]

Количество.

Количество — это категория, характеризующая предметы и явления внешнего мира со стороны числа, объема.

Обучение умению различать количество предметов может входить в задачи сенсорного воспитания лишь в раннем возрасте. В дальнейшем количество подробным образом изучается на занятиях по формированию математических представлений.

Знакомство с количеством на базовом уровне включает в себя изучение следующих понятий: один, мало, много, поровну (столько же, ни одного.

Обучение детей умению различать количество предметов сначала происходит с использованием реальных предметов и игрушек и лишь постепенно вводятся картинки с их изображением.

Игры на формирование представлений о количестве:

Собираем шишки.

Цели. Учить детей различать количество предметов; познакомить с понятиями много, мало.

Грибы на поляне.

Цели. Учить детей различать количество предметов, обозначать количество словами: один, мало, много, ни одного.

Песочница.

Цели. Учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями мало, много, больше, меньше, столько же (одинаково). Бутылки.

Цели. Учить детей определять количество жидкости в емкостях одинакового размера.

Картинки.

Цели. Учить умению различать количество предметов на картинках; закреплять понятия, служащие для обозначения количества: мало, много, один, ни одного, поровну.

Слайд №

12[/i]

Расположение в пространстве.

Пространство — это промежуток между объектами, свободное место, где что-нибудь можно поместить.

Все объекты материального мира существуют в пространстве. Изучая окружающий мир, ребенок с младенчества практическим путем осваивает пространство вокруг себя, постепенно расширяя его.

Изучение пространства и расположения объектов в нем происходит в

ходе специальных игр и занятий. Объектами изучения являются знакомые помещения, территория детской площадки, различные предметы и их положение в пространстве (далеко — близко — рядом, справа — слева, сверху — снизу, внутри — снаружи, спереди — сзади).

Также малышей начинают учить ориентироваться на листе бумаги.

Изучать пространство можно разнообразными доступными детям способами:

• в ходе наблюдения;

• при манипуляции с предметами;

• в процессе занятий рисованием, аппликацией.

Игры на формирование представлений о расположении в пространстве:

Тут и там.

Цели. Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: тут, там, далеко, близко.

Возьми игрушку.

Цели. Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: далеко, близко, дальше, ближе, рядом; развивать глазомер; учить определять направление, в котором находится предмет.

Прячьтесь в домик!

Цели. Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: внутри, снаружи.

Вверх и вниз.

Цели. Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: сверху, снизу, вверх, вниз.

Возьми в руку!

Цели. Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами правый, левый, справа, слева. Где же мишка?

Цели. Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга.

Лист бумаги.

Цели. Учить детей ориентироваться на листе бумаги.

Слайд №

13[/i]

Целостный образ предмета.

Восприятие предмета как целого лежит в основе освоения ребенком окружающего мира.

Формирование целостного образа воспринимаемого объекта происходит в следующей последовательности:

• узнавание и различение предметов. Развитие целостного восприятия предмета начинается с узнавания, которое развивается как спонтанно, так и в ходе специальных занятий. Специальные игры и занятия помогают ребенку научиться узнавать знакомый предмет в новой ситуации, на рисунке, выделять его среди других предметов;

• восприятие предмета и выделение его частей. Специальные игры и занятия помогают ребенку научиться воспринимать предмет с любого ракурса; как совокупность отдельных частей; как один из похожих; воспринимать изображения незнакомых предметов. В раннем возрасте детей учат, прежде всего, узнаванию и различению предметов. При этом малышам предлагаются простые знакомые предметы, которые могут быть как целыми, так и разборными. Также детей учат воспринимать изображения предметов на картинке.

Игры на формирование целостного образа предметов:

Найди свою игрушку.

Цели. Учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание и память.

Найди свое место.

Цели. Учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание и память.

Предметы и картинки.

Цели. Учить узнавать знакомые предметы на картинках; развивать внимание.

Парные картинки.

Цели. Учить находить одинаковые изображения; развивать внимание.

Собери целое.

Цели. Учить собирать целый предмет из отдельных частей; развивать мышление.

Разрезные картинки.

Цели. Учить восприятию целостного графического образа; развивать внимание.

Собери картинку из кубиков.

Цели. Закреплять умение воспринимать целостное изображение предмета, составлять целостное изображение предмета из отдельных частей; развивать внимание.

Слайд №

14[/i]

Развитие слухового восприятия.

Слух — это одно из пяти внешних чувств, лающее возможность воспринимать звуки различного происхождения. Развитие слуха у ребенка происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (физический слух, с другой — восприятие звуков человеческой речи, то есть формируется фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение.

Неречевой (физический) слух и восприятие неречевых звуков играют большую роль в ориентировке человека в окружающем мире.

Правильное определение на слух источника звука позволяет узнать направление, откуда идет звук, дает возможность лучше ориентироваться в пространстве, определять свое местонахождение.

Речевой (фонематический) слух — это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания фонем (слова, фразы, тексты). Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

Речевой слух развивается с младенчества, когда малыш начинает отличать голос матери от голосов других людей, улавливать интонацию речи. Лепет ребенка — активное проявление собственно фонематического слуха. Формирование фонематического слуха особенно интенсивно происходит в возрасте 5—6 лет. В этом возрасте у ребенка появляются все звуки родного языка, речь становится фонетически чистой.

Игры на развитие слухового восприятия:

Постучим, погремим!

Цели. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.

Тук-тук!

Цели. Развивать слуховое внимание. Узнай по звуку.

Цели. Развивать слуховое внимание; восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки.

Веселый Петрушка.

Цели. Развивать слуховое внимание; учить умению быстро реагировать на звук.

Мишка и зайчик.

Цели. Развивать слуховое внимание, восприятие и дифференциацию на слух различного темпа звучания музыкальных инструментов.

Кто там?

Цели. Развивать речевой слух.

Кто позвал?

Цели. Развивать речевой слух; учить различать на слух голоса знакомых людей; развивать слуховое внимание.

Слайд №

15[/i]

Осязание.

Осязание — это ощущение давления, тепла, холода и проч. при прикосновении кожи к чему-либо. Осязание является одним из способов восприятия окружающего мира и осуществляется при помощи рецепторов, расположенных на коже.

Главным инструментом осязания являются руки: при ощупывании объекта ладонями и пальцами рук человек получает разнообразные тактильные ощущения, несущие важную информацию о свойствах предметов.

При помощи осязания можно воспринимать такие свойства предметов, как различные по фактуре материалы – гладкое\шершавое, твёрдое\мягкое, поверхности различных предметов, определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное, температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).

В ходе игр и занятий, направленных на развитие у детей осязания, решаются следующие задачи:

• развитие хватания;

• обучение целенаправленному ощупыванию;

• развитие чувствительности пальцев рук;

• знакомство с различными материалами, предметами и их свойствами.

Тактильные ощущения являются важным и информативным источником сведений о внешнем мире.

Игры на развитие тактильных ощущений:

Круглое и квадратное.

Цели. Развивать осязание; учить ощупывать предметы.

Угадай, что в ящике.

Цели. Развивать осязание; учить ощупывать предметы.

Переливание воды.

Цели. Развивать осязание: знакомить со свойствами жидкости.

Ледяное царство.

Цели. Развивать осязание; знакомить со свойствами льда.

Прячем руки.

Цели. Развивать осязание; знакомить со свойствами различных круп.

Помяли, пощипали!

Цели. Развивать осязание, знакомить с различными пластичными материалами и их свойствами.

Горячо — холодно.

Цели. Развивать осязания.

Слайд №

16[/i]

Развитие обонятельных и вкусовых ощущений.

Начинать работу следует с наиболее сильных запахов. При сенсорной стимуляции запахами (кофе, цитрусовые, пряности, парфюмерия) желательно следить за выражением лица ребенка: как только он отреагирует на запах, необходимо убрать источник запаха и в зависимости от мимики малыша прокомментировать его ощущения. Когда реакция на резкий запах появляется без задержки, следует перейти к более слабым запахам. Стимуляция запахами включает в себя определение источника запаха, различение приятных и неприятных, сильных и слабых запахов. Можно учить определять по запаху съедобное – несъедобное, вкусное – невкусное.

Сенсорная стимуляция вкусовых ощущений включает в себя различение основных (доминантных) ощущений (сладко, кисло, горько, солено); продуктов различной консистенции (жидкость, пюре, крем, твердые продукты).

Игры на развитие обонятельных и вкусовых ощущений:

«Фрукт или овощ?».

Цель: Развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты.

«Что приготовил повар на обед?».

Цель: Развитие обоняния, вкуса.

«Коробочки (мешочки) с запахами».

Цель: Дифференциация запахов с помощью обоняния.

«Съедобное – несъедобное».

Цель: Развивать умение детей определять по запаху съедобное – несъедобное.

Слайд №

17[/i]

Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими рукамиДидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками. Лариса Гацко. Блог. Уважаемые.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» С восприятия предметов и явлений окружающего мира появляется познание. Для того чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, крайне.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Подборка дидактических игр для развития «Сенсорных способностей детей раннего возраста»Подборка дидактических игр для развития «Сенсорных способностей детей раннего возраста» Я хотела бы выразить благодарность сайту "МААМ. RU" ,за то что есть у нас возможность делиться опытом и перенимать опыт у коллег. Очень много.

Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игрРазвитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр Дорогие коллеги, хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Роль дидактических.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Развитие сенсорных эталонов детей раннего возраста посредством нетрадиционных игровых технологий Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие сенсорных способностей детей раннего и дошкольного возраста»
Опубликовано: 4 августа 2020 в 14:51
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД