Папки-передвижки

Консультация «Развитие у дошкольников представлений об окружающей действительности посредством русских народных игр»

Алена Загудайлова
Консультация «Развитие у дошкольников представлений об окружающей действительности посредством русских народных игр»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 29 «Берёзка» общеразвивающего вида с приоритетным направлением

художественно – эстетического развития воспитанников

г. Новотроицка Оренбургской области».

Консультация для воспитателей

Публикация «Консультация „Развитие у дошкольников представлений об окружающей действительности посредством русских народных игр“» размещена в разделах

«Развитие у дошкольников представлений об окружающей действительности посредством русских народных игр»

Подготовила воспитатель:

Загудайлова А. В.

г. Новотроицк

2020 г.

Развитие у дошкольников представлений об окружающей действительности посредством русских народных игр.

Народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности. Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям. Познаёт ценности и символы культуры своего народа.

В настоящее время актуальной является задача воспитания духовности, сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами русской народной культуры, отдает предпочтение русским народным играм.

Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции.

В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои.

В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей.

Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов.

В народных играх есть все : и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры.

В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.

Поэтому народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического, духовного воспитания детей.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Весёлые подвижные народные игры это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные игры.

Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в воспитательно-образовательном процессе.

При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы: возраст играющих. Для младших детей следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие воспитателя обязательно. Детям еще очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим.

Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать.

Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и так далее. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.

Наличие инвентаря для игр. Для многих игр нужен инвентарь: мячи, скакалки, флажки и тому подобное. Он должен быть подготовлен заранее и в достаточном количестве.

Педагог объясняет детям правила игры. Он должен встать так, чтобы все видели его, и он видел всех. Лучше всего, для этого встать в круг вместе с детьми (но не в центре круга, чтобы ни к кому не стоять спиной). Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действа. Оно должно быть повторено всеми или несколькими детьми, чтобы воспитатель был полностью уверен в том, что дети хорошо усвоили правила игры. Эти качества и создают классическую простоту, предельную законченность, завершенность, которые отличают народные детские игры. В них органично связаны песня, слово, движение.

Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях: например, чтобы закрепить представление о цветах, оттенках мы с детьми играем в игру «Краски». Детям игра очень нравится. В ней присутствует своеобразие игровых действий : и диалогическая речь, диалог «монаха» и «продавца», прыжки на одной ноге и стихотворный текст.

В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Заучивая их наизусть, мы не только прививаем любовь к русскому творчеству, но и развиваем детскую память. Внимание необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой и познавательной. Между тем, внимание у дошкольников, как правило, развито слабо. И справиться с этой проблемой помогают народные игры, так как в играх присутствует стихотворный текст, который направляет внимание детей, напоминает правила. Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа.

В подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.

У русских народных игр есть свои признаки. Это орнаменталика, считалки, заклички, припевки, небылицы-перевертыши – обязательные признаки народных игр.

К ним можно отнести:

- язык игры;

- речевой словарь;

- музыку, ритмику, если она входит в контекст игры;

- игровые жесты;

- фольклорные говорилки;

- жеребьёвки;

- дразнилки;

- речевые подковырки;

- заклички;

- приговорки;

- считалки.

Считалка это рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очерёдность для начала игры. Главными особенностями считалок является то, что в основе их лежит счёт, и то, что по большей части они состоят из бессмысленных слов и созвучий.

Заклички ещё один орнаментальный компонент народной игры, они относятся к группе фольклора, которая утратила своё значение в мире взрослых и перешла к детям. Это обращения к явлениям неживой природы (к солнцу, дождю, радуге, которые в языческой Руси использовались для определённых земледельческих обрядов. Позднее эти обрядовые действия стали исполняться в детских народных играх, выполняя уже не религиозную, а ритуальную функцию. Чаще всего дети исполняют заклички хором, нередко они становятся игровыми припевками («дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи», «радуга-дуга, наклони свои рога»). Именно заклички могут «украсить» любую народную игру, сделать её драматичнее, театральнее. Хор детских голосов, дружно выкрикивающий закличку, создаёт в группе хорошее настроение, побуждает к активному действию, заставляет детей подчиняться определённому игровому ритму.

Игровыми приговорками начинают игру, задают условие игры, связывают части игрового действия, нередко игровые песенки сочиняют сами дети.

Педагоги детского сада широко используют народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях. К ребятам приходят различные персонажи из сказок, которые играют с ними в подражательные игры - «Петя-петушок», «Вышла курочка гулять; хороводные – «Заинька», «Коза», «Каравай»; игры-забавы – «Бабка-ежка», «Золотые ворота», «Ручеек»; для детей старших и подготовительных групп игры-состязания. В повседневной жизни, особенно на прогулке, наши воспитанники любят играть в так называемые дворовые игры: «Салочки», «Море волнуется», «Мой веселый звонкий мяч», «Отгадай, чей голосок?».

Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение, формируют устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны. Создаётся эмоциональная положительная основа для развития духовных и патриотических чувств: любви и преданности к Родине. Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.

Я считаю, что использование народных игр в работе с детьми позволяет воспитателю донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям.

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение, доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.

Список литературы

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие, 2006.

2. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.

3. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.

4. Харченко Т. Е. Физкультурные праздники в детском саду:

сценарии спортивных праздников и развлечений / Т. Е. Харченко. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011.

5. Гришина Т. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005.

6. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика-синтез, 2006.

Публикации по теме:

Консультация «Укрепление организма дошкольников и развитие движений посредством утренней гимнастики» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Второй задачей нашего ДОУ является "Укрепление организма дошкольников и развитие движений по средствам.

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Картотека русских народных игр для дошкольниковКартотека русских народных игр для дошкольников Картотека русских народных игр для дошкольников. Так же как сказки, прибаутки и поговорки, русские игры были придуманы самим народом. Народные.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Обобщенный педагогический опыт работы «Формирование восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания» «Формирование полноценного восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания детей третьего года жизни» Уважаемые.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Развитие элементарных математических.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие у дошкольников представлений об окружающей действительности посредством русских народных игр»
Опубликовано: 10 августа 2020 в 08:17
+99Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД