Гриннюкова Анастасия
Консультация «Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования
В развитии творческого воображения неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, аппликация, создание различных конструкций из строительных и природных материалов. Одной из интересных видов художественно-творческой деятельности являются нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционные техники рисования отличаются необычностью материала, техникой нанесения изображения, специфическими приёмами передачи образа в изображаемых образах.
Публикация «Консультация „Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Консультации для родителей
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
Использование нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволят, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции; дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. В детском саду недостаточно используют образовательные возможности нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения. Дети не имеют представления, что существуют такие нетрадиционные техники рисования как кляксография, монотипия. Нетрадиционные техники рисования практически не востребованы в образовательном процессе.
Обучение детей традиционным видам рисования изучены в трудах Т. С. Комаровой, Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Н. Б. Халезовой,. Казаковой, Г. Г. Григорьевой. Существуют исследования по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду С. К. Кожохиной, С. Погодиной, А. Ярыгина.
Использование нетрадиционных техник рисования с детьми у разработаны у зарубежных педагогов Мери Энн –Кол,
Цель: способствовать развитию творческого воображение у детей старшего дошкольного возраста с помощью использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
• способствовать развитию творческих способностей
• тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук детей
• развивать память, мыслительную деятельность, связную речь
• формировать координацию движений
• создавать в группе атмосферу доброжелательного отношения ко всем воспитанникам
• применять деятельный подход при организации процесса воспитания и обучения.
Предполагаемы результат
:
1. Раскрытие творческого потенциала у старших дошкольников.
2. Развитие творческого воображения, фантазии.
3. Умение изображать нетрадиционными средствами свои собственные впечатления.
4. Умение пользоваться нетрадиционным материалом самостоятельно.
Глава 1. Теоретические основы развития воображения в дошкольном возрасте
1.1. Особенности творческого воображения детей дошкольного возраста
Творческое воображение помогает создавать новые образы, совершенно отличные от тех, которые хранятся в памяти человека. Оно представляет собой активный познавательный процесс, результатом которого становится появление новых образов и предметов действительности, продуктов деятельности.
Говоря об особенностях развития творческого воображения (О. Боровик) старших дошкольников, можно отметить следующее. Этот процесс близок к образному мышлению, однако результат творческого воображения в гораздо большей степени непредсказуем. Развитие творческого воображение в старшем дошкольном возрасте необходимо сочетать с развитием образного мышления, так как большинство детей данной возрастной группы относится к художественному типу, а не к мыслительному.
Воображение эффективнее всего развивается в деятельности, поэтому важно включить воспитанников в предметно-практическую деятельность, сообразную возрасту. Это должна быть прежде всего развивающая игра. Творческая деятельность ребенка должна быть положительно мотивирована, носить личностный смысл, чтобы ее результат был высоким. При этом воспитатель должен быть доброжелателен к детям, постоянно заинтересовывать их, увлекать новыми идеями, техниками, элементами, автором которых может быть и он сам, и дошкольники. Чаще нужно давать сложные, необычные задачи, требующие нестандартного решения.
Воображение эффективнее всего развивается в деятельности, поэтому важно включить воспитанников в предметно-практическую деятельность, сообразную возрасту. Это должна быть прежде всего развивающая игра. Творческая деятельность ребенка должна быть положительно мотивирована, носить личностный смысл, чтобы ее результат был высоким. При этом воспитатель должен быть доброжелателен к детям, постоянно заинтересовывать их, увлекать новыми идеями, техниками, элементами, автором которых может быть и он сам, и дошкольники. Чаще нужно давать сложные, необычные задачи, требующие нестандартного решения.
2 Деятельности при развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
Самым продуктивным полем деятельности при развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста следует считать, конечно, занятия по развитию речи, изобразительному искусству и трудовому обучению. Ребенок должен не только выполнять задания воспитателя — нарисовать что-либо или сделать из определенного материала: бумаги, полиэтилена, из природных материалов (шишек, листьев, камешков, — но и проявлять желание сделать что-то самому, заинтересовавшись тем или иным материалом, приемом, техникой.
Необходимо поощрять это стремление, поддерживать наиболее конструктивные предложения детей на занятиях. На занятиях можно и даже нужно сочетать различные виды деятельности: иллюстрирование, рисование, лепка, чтение и продолжение рассказа или сказки. Можно изобразить главных героев понравившегося произведения в различных техниках и разными способами, а затем устроить выставку работ. При этом нельзя особенно выделять какие-то работы, а похвалить всех детей за старание и активность, чтобы стимулировать их дальнейшую творческую деятельность.
Целесообразно включать в занятия отдельные упражнения и задания, направленные на развитие творческого воображения. Например, можно поразмышлять о том, с каким животным ассоциируют себя дети, попросить их придумать орнамент, нарисовать несуществующее животное или растение, дать ему название, имя и так далее. С этой целью воспитатель должен отслеживать публикации в специальных периодических изданиях, повышать свою квалификацию и расширять кругозор. Кроме того, подобные упражнения нужно включать в содержание занятий регулярно, а не время от времени, поскольку эффект достигается при их постоянном использовании.
Не нужно ограничивать стремление детей быть в чем-то не как все, быть оригинальным, так как это также является проявлением творчества. Необходимо, напротив, создавать наиболее комфортные условия для деятельности детей, которая станет творческой только тогда, когда в ней будет большая доля самостоятельности. Соответственно, тогда же начнет развиваться и творческое воображение старших дошкольников.
Необходимо умело стимулировать ребенка к проявлению творческого воображения, а не заставлять его, иначе все полученные результаты будут одинаковыми и творчества не получится. Нужно наблюдать за детьми, отмечать, у кого больше склонности к работе с тем или иным материалом, в той или иной сфере. Например, заметив, что у некоторых детей есть способность сочинять интересные связные рассказы, можно дать им задание составить рассказ по картинке, еще одной группе воспитанников предложить выполнить еще ряд иллюстраций к придуманному тексту, чтобы получилась небольшая книжка, кто-то из воспитанников может придумать игру по мотивам придуманного и нарисованного.
3. Роль нетрадиционных техники рисования в развитии дошкольников
Дошкольное детство- очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно- продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному (Т. С. Комарова).
Наряду с традиционными методами изображения предмета в своей работе используют и нетрадиционные техники. Считается, что они больше привлекают детей. Нетрадиционное рисование- это искусство, которое не основывается на традициях, не придерживается их, а отличается оригинальностью. Рисование в нетрадиционном стиле увлекает, завораживает, восхищает и удивляет детей. Ведь здесь используются необычные материалы, а самое главное, нет места слову «нельзя».
Также, нетрадиционное рисование- это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Также, способствует развитию у ребенка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентации на листе бумаги и зрительного восприятия. А, также, внимания, усидчивость и мышление.
Практическая работа условно представлена тремя этапами: подготовительный, основной, завершающий.
Была подобрана литература в которых описаны нетрадиционные техники рисования. В развивающей предметно- пространственной среде группы появилась «Творческая мастерская» которая создавалась с помощью родителей и детей. В мастерской появились материалы необходимые для нетрадиционного рисования; ватные палочки, листья разных деревьев, картофель, пробки, поролон, трубочки, мыльные пузыри, соль, зубная щетка, нитки и т. д.
Совместная творческая работа с детьми началась с посещением выставки подготовительной группы «Мир фантазий». После посещение выставки дети с восхищением рассказывали о своих впечатлениях, они предложили оформить свою выставку. Необходимо было договориться как будет называться выставка. После обсуждения, дети предложили оформить выставку под названием «Сказочная страна». Было решено придумать сказку и нарисовать к ней иллюстрацию. Дети поделились на три группы и начали с интересом придумывать. Сказки получились очень забавные. В каждой из трех групп после недолгих споров определились названия сказок: «Морские жители» были использованы такие техники как «Рисование ладошками», «Разбрызгивание», «Рисование ватными палочками», «Осеннее дерево» в этом рисунки дети приняли решение воспользоваться «Рисование зубной щеткой», а также «Рисование пальчиками». Сюжет «Два лебедя и радуга», «Рисование ладошками», «Рисование ватными палочками», «Оттиск картошкой». Дети с нетерпением приступили к рисованию сюжетов, они пытались полностью передать содержание сказок и были очень увлечены интересным делом, затем мы все вместе оформили выставку «Сказочная страна.
Наступил день открытия выставки «Сказочная страна», когда дети могли презентовать свое творчества. На открытие выставки были приглашены родители, ребята по очереди представляли свои иллюстрации и с удовольствием рассказывали свои сказки. После представления, родителям было предложено поучаствовать в «мастер-классе» по нетрадиционным техникам рисования. Они с удовольствием согласились создать что-то новое и интересное необычными способами рисования, после чего продемонстрировали свои рисунки детям.
4 Подведение итогов проделанной работы
В ходе работы была изучена психолого- педагогическая литература по развитию воображения в дошкольном возрасте. В процессе рассматривания вопроса о нетрадиционных техниках рисования были выявлены такие техники как: рисование ватными палочками, оттиск, граттаж, рисование по мятой бумаги, набрызг, рисование пальцами и ладошками, тычок жесткой полусухой кистью, печать по трафарету.
В ходе изучения вопроса о значении нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте выяснилось, что они, как и классическое рисование, оказывают огромное значение для развития воображения ребенка и его самостоятельности, и, конечно же, способствуют повышению интереса к изобразительной деятельности.
Таким образом, можно говорить о том, что нетрадиционные техники рисования целесообразно использовать в дошкольном возрасте, т. к. они могут помочь детям лучше усвоить классическое рисование, а также сохранить интерес к изобразительной деятельности на долгие годы.