Папки-передвижки

Консультация «Развиваем речь, играя пальчиками»

Екатерина Панова
Консультация «Развиваем речь, играя пальчиками»

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

Публикация «Консультация „Развиваем речь, играя пальчиками“» размещена в разделах

До сих пор недостаточно осмысленно взрослыми значение игр «Ладушки», «Коза рогатая» и др. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.

Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в тоже время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.

Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Все упражнения можно разделить на три группы.

I группа. Упражнения для кистей рук:

- развивают подражательную способность, достаточно простые и не требуют тонких дифференцированных движений;

- учат напрягать и расслаблять мышцы;

- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

- учат переключаться с одного движения на другое.

«Солнце»

Солнце утром рано встало,

Всех детишек приласкало. Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть

II группа. Упражнения для пальцев условно статические :

- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

«Человечек»

«Топ-топ-топ!» - топают ножки,

Мальчик ходит по дорожке. Указательный и средний пальцы «ходят» по столу.

III группа. Упражнения для пальцев динамические :

- развивают точную координацию движений;

- учат сгибать и разгибать пальцы рук;

- учат противопоставлять большой палец остальным.

«Посчитаем»

Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы.

Раз-два-три-четыре-пять!

Будем пальчики считать –

Крепкие, дружные,

Все такие нужные… Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

«По кругу»

Покажи уменье другу,

Покружись-ка ты по кругу! Пальцы сжать в кулак, большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

«Здравствуй пальчик, старший брат»

По мере улучшения координации движений можно предложить детям сделать упражнение двумя руками одновременно.

Барсик сунул к мышкам нос.

«Мышки, есть один вопрос:

Может, знает кто из вас,

Скоро ль будет тихий час?» На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим по порядку вперед и назад. После двустишия – смена руки.

С какого возраста можно начать выполнять эти упражнения?

В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6 – 7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.

Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев :

- поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз;

- разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперёк;

- растирать пальчики спиралевидными движениями.

Затем можно выполнять некоторые упражнения III группы, но в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнении участвовали все пальчики.

Примерно с десяти месяцев, кроме пассивных упражнений III и II групп, ребё нка нужно учить:

- катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;

- рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;

- перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т. п.) одной рукой или двумя одновременно.

Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы.

После освоения упражнений I группы приступайте к выполнению упражнений III и II групп, но уже в активной форме, то есть, все упражнения ребёнок выполняет сам.

Если же вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2-х лет и старше, то отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с I группы.

Пальчиковая гимнастика :

1. Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.

2. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук, затем – другой рукой, после того – двумя одновременно.

3. Некоторые упражнения даны в нескольких вариантах. Первый – самый легкий.

4. Сначала покажите ребёнку и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадает: Вы называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.

Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания:

1. Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.

Н а п р и м е р: «Коза» - «Улитка». Ребенок переключается с позиции «коза» на позицию «улитка» (3 – 4 раза). Сначала упражнение выполняется по словесной инструкции, затем на счёт «раз-два».

И л и: «Вилка» - «Кольцо» - «Заяц». Можно предлагать любую последовательность упражнений.

2.«Рассказывать руками» сказки и маленькие истории. Сначала вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу.

Н а п р и м е р : «В одном чудесном месте протекала речка (изображаем «речку»). В ней жила маленькая рыбка (изображаем «рыбку»). Как-то раз по реке плыл пароход (изображаем «пароход», он сильно гудел, и рыбка испугалась и уплыла. А на берегу реки («река», росло дерево (упражнение «дерево») и т. д.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

Помогите своему ребёнку развить тонкую моторику рук и быстрее научиться правильно, красиво, говорить.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Играя, развиваем речь» Консультация для родителей Играя, развиваем речь. Ловкие, умелые пальчики – залог полноценного интеллектуального развития (внимания, мышления,.

Консультация для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь» Консультация для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь» Исследователями института физиологии детей и подростков АПН установлено,.

Консультация для родителей «Играем пальчиками — развиваем речь» Мелкая моторика и речь — есть ли связь О пользе развития мелкой моторики знают все. Слова В. А. Сухомлинского о том, что «ум ребенка находится.

Консультация для родителей «Играем с пальчиками — развиваем речь» Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются игры с пальчиками. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют.

Консультация для родителей «Играя, развиваем речь» Консультация для родителей «Играя, развиваем речь» Воспитатель: Королева Анна Леонидовна МБДОУ «Детский сад общеразвивающего.

Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» Для детей от 6 до 7 лет «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный.

Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно.

Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения.

Консультация для родителей «С пальчиками играем-речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Консультация по развитию речи «Развиваем речь, играя» Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» Подготовила воспитатель: Алешина Елена Вадимовна Очень важно содержание совместной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развиваем речь, играя пальчиками»
Опубликовано: 4 апреля 2018 в 13:25
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД