МААМ-картинки

Консультация «Развивающая предметно-пространственная среда в ДО в соответствии с ФГОС для успешной реализации ОП до»

Валерия Морозова
Консультация «Развивающая предметно-пространственная среда в ДО в соответствии с ФГОС для успешной реализации ОП до»

Требования к предметно-пространственной среде, сформулированные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, направлены на поддержку инициативы детей во всех видах детской деятельности. Так, организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в т. ч. с песком и водой);

Публикация «Консультация „Развивающая предметно-пространственная среда в ДО в соответствии с ФГОС для успешной реализации ОП до“» размещена в разделах

• двигательную активность, в т. ч. развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

• возможность самовыражения дошкольников.

Для реализации данных задач предметно-пространственная среда ДОО должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Оценка состояния предметной среды в конкретных ДОО предполагает определенные критерии, которые задают нормативы ее формирования. Главный критерий — содержательная насыщенность среды, согласно которому основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляют не усвоение учебных навыков, а специфические виды детской деятельности — как совместной, так и самостоятельной. К ним относятся игровая, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность.

Необходимо также обеспечить двигательную активность детей как условие их полноценного физического развития. Соответственно предметная среда ДОО должна быть разработана прежде всего для данных видов деятельности, т. е. включать необходимые и достаточные предметы и оборудование. При этом материалы должны соответствовать возрастной специфике каждого вида деятельности и подбираться с учетом возраста воспитанниковв конкретной группе ДОО и развивающего потенциала игрушек и игровых материалов.

Эстетика оформления ДОО

Обстановка детских садов становится все более уютной и эстетичной. И это очень важно, поскольку она помогает комфортному самоощущению детей и оказывает влияние на их эстетическое воспитание.

В некоторых ДОО появляются уютные уголки с мягкой мебелью, предметами домашнего интерьера. В отдельных детских садах используется музыкальное сопровождение (в т. ч. классическая музыка) в разных режимных моментах как в помещении, так и на участке, что создает благоприятный эмоциональный фон и знакомит детей с лучшими образцами музыкального искусства. Все это позитивно влияет на эмоциональное благополучие дошкольников, формирует у них чувство уверенности и защищенности. Этому же способствует экспонирование фотографий детей и членов их семей, а также выставки детских рисунков, поделок, которые практикуются во многих ДОО.

Это повышает самооценку дошкольника, создает чувство сопричастности к жизни детского сада.

Гибкость и возможность трансформации в использовании пространства является одним из главных требований в организации предметной среды ДОО. Многофункциональное использование мест для игровой деятельности позволяет решить многие проблемы, связанные с дефицитом площади.

Между тем в большинстве детских садов практикуется жесткое зонирование помещений, зачастую провоцирующее учебно-дисциплинарные формы работы с воспитанниками. Например, фиксированное фронтальное расположение столов и стульев с неизбежностью приводит к тому, что дети сидят «за партами» в застывших позах в течение длительного времени, что отрицательно сказывается на их осанке, физическом и психологическом самочувствии и в целом препятствует реализации индивидуальных творческих способностей.

Так, во многих детских садах облорудованы уголки уединения, что повышает его эмоциональный настрой. Дошкольник находится в группе из 20–25 детей на протяжении 9–10 ч. Это достаточно мощная нагрузка на зрительное и слуховое восприятие, а также на эмоциональную сферу воспитанника. Дети младшего дошкольного возраста особенно нуждаются в отдыхе, покое и сенсорной разгрузке. Старшие дошкольники часто испытывают потребность в отстаивании своих психологических границ. Создание и оборудование таких уголков (возможно, мобильных, разборных) в пространстве группы помогут ребенку почувствовать себя в покое, безопасности, восстановить необходимые ресурсы. Граница уединения может быть даже условной (например, стол закрывается полупрозрачной тканью, и ребенок уже чувствует себя в большей безопасности и покое). Место для чтения, оборудованное мягким диваном и полкой с книгами также будет удачным решением данной проблемы.

В большинстве ДОО отсутствует также зона самостоятельного экспериментирования. Это существенно обедняет возможности развития детей дошкольного возраста. Наблюдение за физическими явлениями и объектами отвечает познавательным потребностям дошкольников. В группе можно организовать невысокий стеллаж с отделами для хранения различных материалов или динамических игрушек (кегельбанов, волчков, игр с магнитами и т. д.). Эта зона может находиться рядом с творческой зоной или составлять с ней единое пространство.

Использование участка ДОО

Дети в возрасте от 3 до 7 лет на прогулке не только дышат свежим воздухом, но и становятся активными участниками разных видов деятельности. К ним относятся:

физическая активность: бег, лазание, прыгание, катание на велосипедах и самокатах, а также катание машин, тележек, колясок и т. д. ;

• подвижные игры с правилами;

• сюжетные игры;

• экспериментирование с различными природными объектами;

• общение со сверстниками;

• трудовые элементы (занятия с землей, выращивание растений и т. д.).

Каждая из этих деятельностей требует создание специальных условий и оборудования, которые часто отсутствуют. Лишь в отдельных ДОО дети вовлечены в озеленение участка, на территории создаются уголки-огороды, цветники, «уголки» сада (кусты, деревья, которые могут использоваться для развития у ребенка основ экологического сознания.

Достаточно редко на участке оборудуется пространство для свободной игровой деятельности. А ведь именно на прогулке дети могут и должны играть в сюжетные игры.

Для сюжетной игры на улице прежде всего требуются домики или укрытия. Это может быть как классический домик (пластиковый, бревенчатый или дощатый, так и беседка.

Для режиссерских игр воспитанники часто используют пространство песочницы (ее бортики, а также поверхность стола на участке.

Очень важно, чтобы дошкольники на прогулке могли передвигаться по всему участку.

Опыт организации прогулок показывает, что у детей, имеющих возможность свободного перемещения по всему участку, лучше развита не только двигательная сфера, но и произвольность, способность удержания правил и планирования своей деятельности.

Принципы правильного подбора игрушек и игровых материалов

Качество игрушек и игровых материалов4 далеко не всегда соответствует психолого-педагогическим требованиям.

Особое значение имеют так называемые предметы-заместители (неоформленный или природный материал, способствующие развитию у дошкольников воображения, знаково-символической функции мышления.

Еще одна проблема связана с тем, что комплект игрушек и игр остается неизменным в течение всего учебного года. Воспитанники достаточно быстро осваивают имеющийся игровой материал, теряют к ним интерес и скучают даже среди самых хороших игрушек. Разделение игровых комплектов на несколько частей и посменное предъявление их дошкольникам (например, смена игрушек раз в три месяца, по договоренности с детьми) могли бы сделать игровой процесс более разнообразным и эмоционально насыщенным. Новые игрушки вызывают творческий энтузиазм, а возврат к «старым» пробуждает воспоминания о прошлых играх, многие из которых дети захотят повторить, внося в игру элементы нового опыта.

Немаловажную роль в реализации игровой деятельности детей играет доступность игрового оборудования в помещениях ДОО. Между тем игры и игрушки, особенно новые, зачастую находятся вне зоны доступа. Они экспонируются на верхних полках или заперты в шкафах. В результате дошкольники не могут играть с новыми привлекательными игрушками.

Размещение игровых материалов должно обеспечивать ребенку свободный доступ не только к играм и игрушкам, но и к материалам для рисования, лепки, конструирования, а также удобство их использования.

Это же относится к играм с правилами, о которых следует упомянуть отдельно. В последнее время на отечественном рынке появилось множество новых увлекательных настольных игр, которые способствуют становлению произвольного поведения детей, развивают их мышление, навыки общения, воображение и т. д.

Использование компьютеров в работе с дошкольниками

За последнее десятилетие новым веянием в образовательной среде ДОО стало использование компьютеров в работе с детьми. Зачастую их приобретение и применение не связано непосредственно с нуждами образовательного процесса и является своеобразной данью моде. В то же время этот процесс нельзя игнорировать, поэтому следует проанализировать принципы и условия использования компьютеров в педагогической практике.

Важно обратить внимание на то, чтобы содержание компьютерных программ не дублировало уже имеющиеся традиционные дидактические средства.

Прежде всего нужно помнить, что согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003, время работы на компьютере для детей дошкольного возраста не должно превышать 10–15 минут.

Игровые программы с длительными затягивающими сюжетами не позволяют прервать игру ребенка через такое короткое время. Наиболее целесообразно приобщать дошкольника (строго после 5 лет) к работе на компьютере с помощью игровых развивающих заданий, исключающих затягивающий эффект, азарт, эмоциональную включенность.

Программы, созданные по принципу игровых развивающих мини-заданий, каждое из которых представляет собой логически завершенный сюжет, считаются наиболее предпочтительными для детей дошкольного возраста. Они позволяют безболезненно для ребенка прекращать работу на компьютере через необходимый промежуток времени, при этом он успевает выполнить поставленную задачу, получить или увидеть результат своей деятельности, оценку (или поощрение, введенное в компьютерную программу. Примерами заданий такого типа могут быть:

конструирование или моделирование из готовых объектов, форм, предметов;

• рисование, разукрашивание с помощью специальной палитры и набора инструментов;

• экспериментирование со свойствами объектов и предметов (опыты);

• проектирование сюжетов, мультиков.

Компьютерные задания такого открытого типа более соответствуют потребностям дошкольного возраста и несут в себе определенный развивающий потенциал. Но их выполнение предполагает участие взрослого.

Публикации по теме:

Презентация «Предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС во второй младшей группе» Предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС во 2 младшей группе 2 слайд. Развивающая предметно-пространственная.

Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО» Слайд 1 МБДОУ «Детский сад № 9 г. Льгова» «Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе в соответствии с ФГОС.

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета в соответствии с ФГОС до «В пустых стенах ребенок не заговорит….» - И. Е. Тихеева. [Тихеева Е. И. Развитие речи детей стр. 6] Актуальность данной проблемы обусловлена.

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной организации в соответствии с ФГОС ДО Предметно –развивающая среда группы детского сада выполняет информационную, стимулирующую и развивающую функции. Она не может существовать.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии.

Развивающая предметно-пространственная среда в младшей группе в соответствии с ФГОСРазвивающая предметно-пространственная среда в младшей группе в соответствии с ФГОС Развивающая предметно-пространственная среда в младшей группе «ЗВЕЗДОЧКА» детского сада №10 ОАО «РЖД» в соответствии с ФГОС и программой.

Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе в соответствии с ФГОС ДОРазвивающая предметно-пространственная среда в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно пространственная среда обеспечивает в определенной степени реализацию образовательного потенциала.

Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе в соответствии с ФГОС до Развивающая предметно-пространственная среда – одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального.

Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе в соответствии с ФГОС до» «Что такое предметно-пространственная среда?» Среда - развития ребёнка в структуре ФГОС – это комплекс материально-технических, санитарно.

Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда во второй младшей группе в соответствии с ФГОС» Развивающая предметно пространственная среда во второй младшей группе в соответствии с ФГОС. Обстановка в группе создана таким образом,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развивающая предметно-пространственная среда в ДО в соответствии с ФГОС для успешной реализации ОП до»
Опубликовано: 27 ноября 2018 в 11:57
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД