Приложение МААМ

Консультация «Речевая среда в качестве средства развития связной речи через игру и театрализованную деятельность»

Аноним
Консультация «Речевая среда в качестве средства развития связной речи через игру и театрализованную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Тема: «Речевая среда в качестве средства развития связной речи

через игру и театральную деятельность

Развитие связной речи и речевого общения в

средней группе.

Цель:

1. Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.

2. Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации.

3. Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов- выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.

Публикация «Консультация „Речевая среда в качестве средства развития связной речи через игру и театрализованную деятельность“» размещена в разделах

4. Формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию.

5. Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.

6. Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2-3 предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ с помощью взрослого и с опорой на схему (см. приложение 1)

7. Формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок или небольших текстов с помощью взрослого и со зрительной опорой.

Развитие связной речи и речевого общения в

старшая группе.

Цель:

1. Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и в своей речи.

2. Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

3. Учить составлять рассказы- описания, а затем и загадки- описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.

4. Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.

5. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

Развитие связной речи и речевого общения в

подготовительной группе.

Цель:

1. Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.

2. Стимулировать развитие и формирование не только познавательного процесса, но и познавательного общения.

3. Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко.

4. Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки- описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.

5. Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов.

6. Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.

7. Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображением событий.

Характеристика связной речи детей в норме и патологии.

На четвертом году жизни дети овладевают простым распространенным предложением. Довольно рано к 3-4 годам дети начинают употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

На 5 году жизни количество сложных предложений, встречающихся в детской речи, уже составляет 11% по отношению к общему числу предложений. В речи детей отмечается наличие почти всех придаточных предложений (кроме определительного). В этом возрасте дети задают много вопросов взрослым (дети- почемучки, пытаются сами объяснить свои действия (насыпал корм потому, что птички хотят есть).

После 4 лет дети могут пересказать знакомую сказку, охотно рассказывают стихотворение, к 5 годам могут пересказать только, что прочитанные короткие тексты, прослушав их 2 раза.

После 5 лет дети способны рассказать о виденном или услышанном довольно подробно и последовательно, объяснить причину и следствие, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа.

После 6 лет дети могут сами придумывать рассказ и сказку, поясняя при этом, где сказка, а где рассказ. Используя образец, ребенок может придумать свой рассказ о чем- то другом, который, как правило, получается логичным, развернутым.

Итак к началу обучения в подготовительной группе значительное большинство детей с ОНР способны к пересказу коротких текстов, составлению рассказов по сюжетным картинкам, наблюдаемым действиям- то есть к связным высказываниям. И все- таки эти высказывания значительно отличаются от связной речи детей с нормальным речевым развитием.

Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерывность и программированность.

Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно- следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.

Методические рекомендации к проведению игр по

развитию связной речи.

«Совершенствование связных, продуманных, логичных, аргументированных высказываний может продолжаться бесконечно.»

Во время игры целесообразно использовать:

• пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картинок;

• пересказ рассказа с использованием опорных сигналов (см. приложение);

• составление рассказа (с элементами творчества) по серии сюжетных картинок;

• составление рассказа (с элементами творчества) по одной сюжетной картинке;

• составление описательных рассказов (с использованием схем) (см. приложение);

творческое рассказывание:

- добавление в рассказ предшествующих или последующих событий;

- составление рассказа, аналогично данному, с использованием времени или результата действия;

- составление рассказа с включением (исключением) объектов;

- составление рассказа по комплекту игрушек;

- рассказывание по частично закрытой сюжетной картинке;

- придумывание рассказа про знакомого героя;

- составление рассказа по его названию;

- придумывание рассказа по нескольким опорным словам.

В предложенной схеме нарастание сложности происходит благодаря постепенному убыванию вспомогательных средств развития связной речи, к которым можно отнести все виды наглядности, а также моделирование плана высказывания. Рассмотрим их подробнее:

При пересказе с использованием серии сюжетных картинок вспомогательными средствами являются тексты, дающий детям необходимое лексико- грамматическое наполнение речи, а также зрительная наглядность, облегчающая построение высказываний и его плана.

В пересказе по опорным сигналам используются схематические картинки, нарисованные символические изображения предметов и объектов.

Опорные картинки, являясь зрительным планом, направляют процесс связного высказывания, речевые средства которого обеспечивает текст рассказа.

Составление описательного рассказа, для которого ребенку приходится выделить качества предмета или объекта, установить последовательность изложения, а также удерживать ее в памяти, вызывает немало затруднений у детей.

Пересказ используется и в старшей, и в подготовительной группе, но в последней рекомендуется брать тексты, содержание которых более насыщенно, а объем увеличен. То же можно сказать и о сериях сюжетных картинок. Кроме того, усложнение в разделах, которые дублируются на первом и втором годах обучения, достигаются за счет включения:

- обсуждение вариантов поведения героев рассказа, их возможной речевой реакции на различные ситуации;

- оргументированной нравственной оценки поступков действующих лиц;

- проигрывание ситуаций общения;

- установление причинно- следственной зависимости действий в рассказе и пр.

Варианты интересных игр способствующих развитию связной речи рекомендую посмотреть в книге О. Н. Сомкова, З. В. Бадакова, И. В. Яблоновской «Путешествие по стране правильной речи», Санкт- Петербург- 2002г. (стр. 5, 6, 7, 13 и 16)

Используемая литература:

1. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина,

«Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского

сада», (стр. 17-20);

2. Т. А. Ткаченко,

«Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6 лет»,

(стр. 120-140);

3. О. Н. Сомкова, З. В. Бадакова, И. В. Яблоновской,

«Путешествие по стране правильной речи», Санкт- Петербург- 2002г.

(стр. 5, 6, 7, 13 и 16);

4. Н. В. Нищева,

«Программа коррекционно- развивающей работы в логопедической группе

детского сада для детей с общим недоразвитием речи»,

(стр. 35-54, 11-164, 201-221)

Публикации по теме:

Фотоотчет «Знакомим детей с казачьим бытом через театрализованную деятельность»Фотоотчет «Знакомим детей с казачьим бытом через театрализованную деятельность» Чтобы познакомить ребенка с чем то и он это хорошо запомнил, лучше всего использовать тактильные методы или непосредственное участие в этом.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи через театрализованную деятельность «По дорогам сказок» Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи через театрализованную деятельность по дорогам сказке во второй младшей.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Консультация для родителей «Развиваем детей через театрализованную деятельность» Театр это искусство, которое близко и понятно детям. Так как в основе театра лежит игра. Театр воздействует на эмоциональный мир ребёнка.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Учимся математике через игру. Образовательная среда «Центр занимательной математики»Учимся математике через игру. Образовательная среда «Центр занимательной математики» «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая, сделать его немного занимательным» Б. Паскаль ФГОС ДО устанавливает.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Теоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольниковТеоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольников Введение Актуальность исследования В настоящее время проблема развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста становится.

Занятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостьюЗанятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостью Конспект занятия "Путешествия в мир сказок" Цели: - соотносить движения, жесты, мимику, интонации с настроением и эмоциональным состоянием;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Речевая среда в качестве средства развития связной речи через игру и театрализованную деятельность»
Опубликовано: 30 июня 2022 в 09:47
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Речевая среда в качестве средства развития связной речи через игру и театрализованную деятельность»» (включая файлы) размещена пользователем Аноним (УИ 2071860) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД