Светлана Видяпина
Консультация «Роль культурного наследия в развитии и воспитании дошкольников и важность проводимых мероприятий»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Роль культурного наследия в развитии и воспитании дошкольников и важность проводимых мероприятий»
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, так как сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Публикация «Консультация „Роль культурного наследия в развитии и воспитании дошкольников и важность проводимых мероприятий“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.
Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, т. к. в России разрушена идеология, т. е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по - иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. Как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ? "Без прошлого нет будущего"- гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться с неоспоримой истиной, гласившей: "Ты мира не узнаешь, не зная края своего".
В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину. Нам педагогам необходимо донести и раскрыть детям красоту нашего края, района, показать особенность и богатство промыслов наших предков.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению Д. С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Вышеизложенное, а также особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти - шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами народных традиций. Формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, интегрировать все образовательные области по ФГОС: физическое развитие, художественно-эстетическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• Создать педагогические условия в ДОУ для приобщения дошкольников к истокам народной культуры
• Развивать у детей устойчивый интерес к народной культуре;
• Формировать у детей эстетические чувства, художественный вкус, художественно-творческие способности.
• Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к традициям своего края и людям труда.
В детском саду имеется оборудованная в виде уголка «русская изба», где разместили предметы русского быта, игровой материал, куклы, игрушки, элементы русского костюма, наиболее часто опоминающиеся в русских сказках: чугунки, крынки, лапти, прялку, самовар, домотканые половики. Задача педагогов, создать не «музейную обстановку», а ввести детей в самобытный мир путём его познания через игры, совместную деятельность. Способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды.
Работа по приобщению детей к русской культуре проводится на специально организованных занятиях с участием музыкальных руководителей. Традиционным итогом работы специалистов с детьми являются праздники «Рождественская елка», «Пасха», «Посиделки», «Ярмарка», досуги «В гости к бабушке», «Праздник русской березки» и театрализованные представления, где дети используют весь изученный и накопленный опыт в захватывающей игровой форме с незабываемыми переживаниями и эмоциями. Именно здесь видна связь специалистов друг с другом и с родителями и результативность проведенной работы.
Для формирования у детей эстетических чувств, художественного вкуса, художественно-творческих способностей, используем все виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование) при знакомстве детей с русским бытом и соответствующим ручным трудом, народно – прикладным искусством, народной игрушкой (Хохломская роспись, городетская роспись, дымковская игрушка, гжель и т. д.). Для раскрытия данной темы предполагается реализация всех образовательных областей программы:
• Социально-коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно-эстетическое развитие;
• Физическое развитие.
Ценность народного искусства определяется еще и тем, что его воздействие на чувства ребенка носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Знакомство с народным декоративным творчеством проходит по комплексно-тематическому планированию, в системе.
Невозможно приобщать детей к народной культуре, не окунувшись в неё. В современном мире сохранить быт и традиции родного края смогли лишь музеи, которые создавались для передачи знаний, традиций и культуры нынешнему поколению. Совместно со специалистами ДОУ были организованы поездки в музейно-выставочный комплекс центра ремесел района.
Работа на перспективу: Совершенствуя работу в данном направлении, мы изменили развивающую среду. Теперь у нас есть возможность создавать тематические выставки, мини-музеи используя всё пространство группы. Такие выставки, как «Куклы наших бабушек», «Посуда», «Музей платка», «Русский сарафан», «Игрушки» позволяет детям более полно узнать историю возникновения берестяной посуды, что такое – лапти, показать платок во всё м его многообразии: по видам ткани, способам его украшения, изготовление тряпичных кукол. В результате у детей обогащаются знания о свойствах предмета, расширяется словарный запас, развивается эстетический вкус.
За время работы по данной теме у детей появились знания о музее, о предметах старины и их назначении, о труде взрослых, о процессе изготовления вещей из разных материалов разными инструментами. У них развивается интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью, дети знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства. дошкольники проявляют интерес к истории, народной культуре, фольклору. В изобразительной деятельности, рассказах отражают интерес к природе родного края. Знают народные сказки, игры, мелодии. Участвует в народных играх и праздниках.
Задачи, которые были поставлены для решения данной проблемы, решить без участия родителей невозможно. Это помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу. Родители являются активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведение русских народных праздниках, в изготовлении атрибутов в мини-музее “Игрушка своими руками”, участвуют в играх, посещают выставки и мероприятия тематические, экскурсии. активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях. Для дополнительной информации для родителей представлены культурный дневник дошкольника и рекомендации по работе с ним.
Предлагаем пройти анкетирование родителям по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России».
Родителям нужно ответить на такие вопросы, как:
• Что Вы понимаете под термином «культурные ценности»?
• Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
• Что, по Вашему мнению, означает выражение «быть патриотом», любить Родину?
• Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей?
• Как Вы считаете, следует ли знакомить детей с фольклором, традициями, песнями, народным творчеством родной страны?
• Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи?
• Есть ли в Вашем доме семейные традиции? Какие?