Елена Свидерская
Консультация «Роль семьи в развитии детей дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль семьи в развитии детей дошкольного возраста»
Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духовное. Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе. Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских дошкольных учреждениях. При этом, цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, должны быть едины. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Сегодня все признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада.
Публикация «Консультация „Роль семьи в развитии детей дошкольного возраста“,» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Приняв детей младшего возраста, мы в первом полугодие столкнулись с такой проблемой: родители отказывались принимать участие в жизни группы, ссылаясь на нехватку времени. Проанализироваврезультаты мы увидели следующую картину:заказчиков – 42%; участников – 20%; наблюдателей – 38%. Увидев такие результаты, мы решили начать привлекать родителей к участию в воспитании детей через следующие направления:
1. Повышение уровня педагогической компетентности родителей через стендовую информацию в родительском уголке, индивидуальные беседы, групповые консультации.
2. Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий, совместные досуги, праздники, участие родителей в выставках, организация дней открытых дверей. выпуск стенгазет, т. е. через художественно-эстетическое направление.
Художественно-эстетическая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Занятия рисованием и другими видами художественной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку подготовиться к школьному обучению. Значительный вклад в развитие интереса к творческой деятельности должны вносить не только на уровне дошкольного учреждения, но и не маловажный фактор вносит семья, которая способствует укреплению интереса к творчеству.
Формы взаимодействия, которые мы решили использовать в работе с родителями в детском саду, подразделяются на
- коллективные,
- индивидуальные
- наглядно-информационные.
1.
Коллективные:
*Родительские собрания по проблемам воспитания детей;
*Совместные досуги, праздники:
Подготовка детей;
Изготовление костюмов и атрибутов;
*Участие родителей в различных выставках:
Выставки детского творчества;
Выставки творчества взрослых;
Выставки совместного творчества (по правилам пожарной безопасности, по ПДД, сезонные выставки; рисунки к сказкам, к праздничным датам, тематические)
Выставки семейных коллекций.
Выставки детской литературы для семейного чтения (детские журналы «Мурзилка», «Тошка», «Веселые картинки», книги о природе, авторские сказки)
*Организация дней открытых дверей.
*Выпуск стенгазет (к праздничным датам, о мероприятиях детского сада)
*Создание альбомов в центры развивающей среды («Мое маленькое лето»)
2. Индивидуальные.
*Внеплановые индивидуальные беседы;
*Рекомендации по изучению педагогической литературы;
*Рекомендации по использованию методических пособий;
*Консультации врача;
*Консультации специалистов детского сада;
3. Наглядность.
*Рекламно-информационный стенд;
*Подборка лекций педагогов-специалистов;
*Подборка рекомендаций педагогов-специалистов;
*Результаты детской изобразительной и конструктивной деятельности;
*Подарки и приглашения к праздникам.
Также уже третий год мы с родителями работаем по образовательной области «Труд»
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.
Нами было проведено:
1. Анкетирование.
2. Родительские собрания на темы трудового воспитания детей:
- Родительское собрание по самообслуживанию
- Родительское собрание «Нравственно – трудовое воспитание дошкольников в аспекте гендерных различий»
3. Консультации: «Как научить ребенка трудиться», «Домашние обязанности ребенка»
4. Памятки. «Как научить ребенка трудиться»
5. Стендовая информация
«Как приучить ребенка к порядку»
«Трудовое воспитание ребенка в семье»
«Домашнее задание по ознакомлению с профессиями»
6. Создан альбом «Профессии наших родителей»
7. Проведен конкурс на лучшую кормушку (15 семей из 20)
8. Начали создавать фотоальбом о трудовом воспитании дома.
9. Организовали выставку «Чудеса своими руками», приуроченную к масленичной неделе.
Все перечисленные формы работы с родителями дали положительный результат, что показывают результаты диагностики и отзывы родителей.
Заказчиков – 31%; участников – 41%; наблюдателей – 28%.
Поэтому мы дальше решили проектировать свою работу с родителями по различным направлениям деятельности:
Художественно-эстетическое: продолжить привлекать родителей к участию в различных выставках.
Физическое: организовывать походы выходного дня, участвовать вместе с родителями в «Планете дошколят», привлекать родителей к различным спортивным мероприятиям.
Познавательно-речевое: организовать совместно с родителями экскурсии в краеведческий музей, в музей туризма, библиотеку им. Бажова, вызвать желание заняться моделированием, созданием макетов тех мест, где они побывают вместе с ребенком. Привлечь к сочинению сказок, организации фотовыставок. Привлекать родителей к проведению мастер-классов по подготовке детей к школьному обучению.
Благодаря всем этим формам работу будет осуществляться деятельностный подход не только в работе с детьми, но и с родителями.