МААМ-картинки

Консультация «Роль сказкотерапии в развитии речи дошкольников»

Ирина Нагорная
Консультация «Роль сказкотерапии в развитии речи дошкольников»

Модернизация образования в настоящее время предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с ФГОС. Изменения касаются и вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания воспитательного, образовательного процесса. Ограниченность речевого общения может отрицательно влиять на формирование личности ребенка, способствовать развитию отрицательных качеств характера. Поэтому, одной из важнейших задач в работе с дошкольниками является формирование у них связной монологической речи. Это необходимо, как для всестороннего развития ребенка, так и для подготовки их к школе.

Публикация «Консультация „Роль сказкотерапии в развитии речи дошкольников“» размещена в разделах

Один из методов, активно применяемых педагогами в последние годы в работе, использование сказки. Многим людям свойственны состояния радостного трепета, предвосхищения чуда, удивления ежедневным чудесам. Больше всего верят в чудеса и ждут их – дети. Открыть свое сердце навстречу чудесам и добру учит сказка.

Сказкотерапия. Этот метод имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно. Сказкотерапия способствует интеграции личности, развитию у детей творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствованию способов взаимодействия с окружающим миром, а также помогает в обучении детей. Людям свойственно обмениваться историями. Обмен историями, как и обмен жизненным опытом, естественная форма общения и передачи опыта. Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который способствует развитию личности. Именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей. Актуальность данной темы в том, что роль сказки – это естественная составляющая повседневной жизни детей.

Что такое сказкотерапия? Знание испокон веков передавалось через притчи, легенды, истории, сказки, мифы. Когда говорят, что сказкотерапия – это лечение сказками, имеют в виду совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими. Форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенком. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на обучение и развитие детей. Кроме того, работа со сказкой развивает личность педагога, создает невидимый мост между ребенком и взрослым.

Сказкотерапия помогает детям в расшифровке знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.

Задачи, решаемые с помощью сказкотерапии важны для творческой активности, продуктивного обучения детей, накопления ими познавательного, эмоционального опыта, для повышения самооценки детей и снижения уровня тревожности, что стимулирует речевую активность детей, развивает их индивидуальные способности. Задачи, которые преследует сказкотерапия :

1. Развивать речь детей с помощью пересказывания сказок, рассказывания сказок от третьего лица, группового рассказывания сказок по кругу, сочинение сказок.

2. Выявить и поддержать творческие способности.

3. Снизить уровень тревожности и агрессивности.

4. Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

5. Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.

6. Развивать память, мышление, воображение, внимание.

7. Развивать умение использовать игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

Возможности сказки, при условии творческого подхода к ней, настолько велики, что позволяют предлагать сказочные сюжеты не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в свободной деятельности детей. Для развития самостоятельного художественного творчества детей большое значение имеет организация окружающей среды.

В нашей группе мы постарались создать такие условия, чтобы дети могли реализовать свои желания, действовать, развивать фантазию, а следовательно и речевую активность. В самостоятельной художественной речевой деятельности мы используем фланелеграф с набором фигурок персонажей и декораций, игрушки для настольного театра, маски, костюмы в уголке ряженья, сборники сказок, ширмы для кукольного театра. Все это развивает творческие способности детей, которые помогают проявить себя ребенку в театрализованных играх.

Дети всегда готовы играть в сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. Он, входя в сказку, получает роль одного из ее героев, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни. Игра позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.

В группе мы оборудовали театральный уголок, где разместили разные виды театра – настольный, наручный, стендовый, пальчиковый, а также реквизит, кукол и декорации. В это уголке ребенок может побыть один, прорепетировать роль или посмотреть иллюстрации к сказкам.

Также важная часть сказкотерапии – это рисование. Известно, что рисование одно из самых любимых занятий детей, которое воспитывает в ребенке много положительных качеств, таких, как усидчивость, терпение, внимательность, воображение, способность мыслить и многие другие. Все они очень пригодятся малышу в дальнейшей жизни.

Важным этапом в сказкотерапии является сочинение сказок и историй. Читая сказку, я использую эмоциональные средства : выделяю голосом, мимикой, жестами яркие выражения, использую игрушки и яркие иллюстрации. В беседе по содержанию сказки я использую вопросы, направленные на уточнение последовательности событий и понимания особенностей сказки. Предлагая детям сочинить продолжение сказки, сказочного героя ставлю в различные проблемные ситуации, в которых ему требуется помощь ребенка. Предлагая детям сочинить продолжение сказки, ставлю сказочного героя в различные проблемные ситуации, в которых ему требуется помощь ребенка. Эффективным приемом «путешествия» по сказке может стать участие самого ребенка в решении проблемы или перенесение на себя одного из сказочных образов. При этом я использую различные приемы: схемы - образцы продолжения сказок, речевой пример, вопросы, побуждающие к продолжению сказки, составление плана сказки. После рассказывания я привлекаю детей к оценке сказок, придуманных детьми.

Наши дети очень любят, рассказывать друг другу разные истории, играть в театрализованные игры, рисовать любимых героев. И мы, используя сказкотерапию в своей работе, видим, как полноценно развиваются наши дети.

Публикации по теме:

Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников «Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский. Одним из основных направлений работы нашего детского.

Консультация для родителей «Роль картины в развитии речи детей раннего возраста» Одной из главных задач обучения является развитие пассивной и активной речи ребенка. Посредством речи взрослый детей с окружающим их предметным.

Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в развитии речи детей 4–5 лет» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД№ 7 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» Консультация для родителей «Роль театральной.

Консультация для воспитателей детского сада «Роль дидактической игры в развитии словаря у дошкольников». Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста выступают дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения,.

Консультация для воспитателей ДОУ «Роль речи воспитателя в развитии речи детей» Роль речи воспитателя в развитии речи детей Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена.

Консультация для воспитателей «Роль речи воспитателя в развитии речи детей» Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Консультация музыкального руководителя «Роль танцев в развитии дошкольников» Какая польза от этих танцев? Некоторые родители так и рассуждают. не зная. как много возможностей у хореографии для развития не только физических.

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников Большое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер, телевидение полностью.

Роль игр-драматизаций в развитии речи у дошкольников с ОНР Роль игр - драматизаций в развитии речи у дошкольников с ОНР Возможность говорить, общаться - это удивительный дар природы. И с этим даром.

Роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников Роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников. Воспитание чистой, грамотной речи у детей дошкольного возраста – одна из главных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Роль сказкотерапии в развитии речи дошкольников»
Опубликовано: 7 января 2019 в 13:05
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД