Ирина Поздеева
Консультация для родителей «Кризис 3-х лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мы с вами поговорим о кризисе 3-х лет.
Кризис 3-х лет – определение условное. У одних детей он начинается в 2,5 г., у других в 3,5 г. или даже в 4 года.
О начале кризиса говорит появление негативизма, когда ребёнок перестаёт беспрекословно выполнять просьбы взрослых.
- Мариночка принеси, пожалуйста, книгу – ласково просит мама.
- Не принесу, - твёрдо отвечает Марина.
- Дай, внученька, я тебе помогу, - как всегда предлагает бабушка.
- Нет, я сама, - упрямо возражает внучка.
- Пойдём погуляем.
- Не пойду!
Это возраст упрямства и негативизма. Что происходит с ребёнком в этот период развития? Почему он так себя ведёт.
Публикация «Консультация для родителей „Кризис 3-х лет“» размещена в разделах
Ребёнок во время кризиса 3-х лет впервые открывает для себя, что он – такой же человек, как и другие, например, как и его родители. Он начинает осознавать, что у него есть свои собственные желания и чувства. В 3г. дети ожидают от семьи уже признание независимости и самостоятельности. Хотя, конечно, его желания не всегда совпадают с его возрастными возможностями. Например: стремление к самостоятельности может привести к его требованию родителям, чтобы он переходил дорогу один, не давая им руки.
Ребёнок хочет, чтобы его мнение спросили, чтобы посоветовались с ним, чтобы к нему относились как к взрослому.
Дети здесь не хотят испытывать излишний контроль со стороны взрослых и стремятся сделать самостоятельный выбор во многих, даже незначительных ситуациях.
Капризы и упрямство в этом возрасте – это язык ребёнка, его способ сообщить взрослым о своих потребностях, т. к по-другому он не может высказать своё мнение (речь ещё не настолько развита).
Взрослые очень по-разному встречают появление желаний ребёнка.
Если родители сохраняют прежний тип взаимоотношений, ограничивают активность ребёнка (а ограничивать самостоятельность ребёнка могут не только чрезмерно строгие родители, но и родители, которые очень опекают своё чадо – ухаживают за ним, предупреждают все его желания, не замечая и не понимая, что он многое может сделать сам, то подобные стили семейного воспитания ведут к обострению взаимоотношений, к всплеску капризов и истерик ребёнка.
А если родители проявляют гибкость во взаимоотношении с ребёнком, и поощряют его разумную самостоятельность, то кризис 3-х лет здесь может пройти достаточно гладко и безболезненно.
Смените тактику и стратегию общения с ребёнком; пора признать, что он взрослый (ну почти, уважать его мнение и стремление к самостоятельности. Не надо делать за ребёнка то, что он может сделать сам, пусть как можно больше пробует – всё, что не опасно для жизни: моет пол, накрывает на стол, стирает. Ну, разведёт воду, разобьёт пару тарелок – не велика потеря. Зато сколькому он научится и как сможет самоутвердиться!
А если приступы упрямства, как следует реагировать родителям в таких ситуациях?
В первую очередь, нужно для себя определить причину вспышек гнева ребёнка.
Задумайтесь над причиной конфликтного поведения ребёнка:
а) Ребёнку не хватает вашего внимания и он таким способом (например истерикой) стремится получить его;
б) Ребёнок манипулирует вами, он привык подобным поведением добиваться от вас того, чего он хочет (Если вы поняли, что вами манипулируют, дайте ребёнку понять, что вы не одобряете его действия);
в) Ребёнок устал, хочет спать, он голоден, искорените причину, истерика пройдёт (эмоциональное состояние в этом возрасте продолжает зависеть от физического комфорта);
г) Отсутствие гибкости в поведении родителей, когда взрослые часто настаивают на своём. Слёзы у ребёнка в этой ситуации, как реакция на запрет, когда родители не учитывают его желание.
Когда вы для себя определили причину появления упрямства и капризов ребёнка, тогда вам уже легче регулировать конфликтную ситуацию.
Сейчас рассмотрим действия родителей, которые являются эффективными во время конфликта с ребёнком.
1. Пойти на компромисс
Например: «Поиграй ещё немного, а через 5 мин. будем обедать»;
«Ты хочешь ещё посмотреть мультик? Хорошо, посмотри, но только 5 мин.».
В качестве примера я предложу вам ситуацию, которая часто встречается в нашей жизни:
Миша – упрямый мальчик, всегда скандалит за едой, огорчая этим свою строгую маму. Во время обеда Мише предложили борщ, котлету с горошком, компот. «Я хочу компот» - заявляет он решительно. Мама терпеливо объясняет, что есть нужно по порядку: первое, второе и третье. Мальчик твёрдо стоит на своём: «Сначала компот. Я его люблю». Мама нервничает и начинает сама кормить ребёнка супом. Сцена заканчивается тем, что Мишу вырвало прямо на стол.
Решение: - Разрешите ребёнку отпить глоток компота до еды;
- Не нужно ставить на стол всё сразу.
Примечание: Есть ситуации, где наши требования являются безапеляционными.
В каждой семье должны быть такие правила, как абсолютные запреты для ребенка, где нет место для дискуссий с ним. Вы можете сами перечислить. Например, нельзя причинять физический вред другому человеку, выбегать на дорогу, брать без разрешения чужие вещи и т. д.
Эти требования излагать в спокойной и настойчивой форме. В этом и заключается нравственное воспитание. Они должны знать, что можно и нельзя. В этом возрасте закрепляются нормы поведения.
2. Отвлечь внимание.
Успокоить плачущего ребенка можно, отвлекая внимание. Для этого необходимо иметь «неожиданные безделушки» - какой-нибудь шарик, колечко, камушек.
И вот как это выглядит. Начинаются плач и капризы. Делайте вид, что поглощено рассматриваете, вытащенный из кармана предмет. Рассматриваете и удивлённо рассуждаете сами с собой: "Интересное какое колечко. Точно помню, что когда выходила из дома, камушек на нём был синий, А теперь он красный. Может он побывал в темноте, в кармане, изменил цвет? Ну-ка, ты, Наташа, положи в карман, а потом вытащи - какой он станет?
Какие предметы дома могут стать волшебными помощниками? Поищите, подумайте.
3. Постоянно предлагать выбор (либо иллюзию выбора)
Скажем, мама знает - пора на прогулку, и предлагает: «Костик, мы гулять пойдем пешком по ступенькам или на лифте?»
4. Если у ребенка истерика и она в самом разгаре, дайте «грозе» отгреметь. Если истерика дома, оставьте его в комнате, а сами уйдите и со значением «важной занятости» займитесь домашними делами. Естественно в такую минуту родителям нужно сохранять спокойствие и терпение. Не видя вашей ответной реакции, ребенок быстро успокоится. Важно: Во время истерики не стоит удовлетворять требования ребенка, иначе такое поведение будет демонстрироваться им все чаще и чаще.
Ситуация для обсуждения в аудитории: Ребенок бьется в истерике в магазине, требуя от родителей купить то, что он хочет.
Возможное поведение взрослых: если истерика случилась в общественном месте, возьмите его на руки, отнесите в более тихое место, где вы оба сможете немного остыть.
В период кризиса 3-х лет у ребенка могут сформироваться как позитивные черты характера (положительная самооценка, самостоятельность, уважение к старшим, умение конструктивно разрешать разногласия, так и отрицательные.
Например, у детей со слабым типом темперамента могут проявиться: неуверенность, отсутствие инициативности, несамостоятельность, обидчивость, а у детей с сильным типом темперамента: непослушание, упрямство, отсутствие признания авторитета взрослых. Все зависит от того, какие воспитательные меры предпримут родители.
Чтобы малыш не превратился в «маленького деспота», следует учесть, что любовь должна выражаться не только в нежности и ласке, но и в требовательности.
Во всем должна быть золотая середина.
Литература:
1. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. -М. :АСТ-ПРЕСС,2000
2. Филоненко. Е. Воспитание ребенка от 1 года до 3 лет: перезагрузка-Ростов н/Д: Феникс,2015