ОЛЬГА ЧЕПУРИНА
Консультация «Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников (СМД)»
Музыкальный руководитель О. Н. Чепурина
(высшая квалификационнаая категория)
МБДОУ д/с№9 «Березка»
пгт Ноглики Сахалинской области
Публикация «Консультация „Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Важная задача музыкального воспитания - сформировать у детей способность к самостоятельной музыкальной деятельности, добиться того, чтобы они по собственной инициативе слушали музыку, пели, играли на детских музыкальных инструментах, инсценировали песни, водили хороводы.
Источником самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников является окружающая ребенка действительность. Современный ребенок живет в мире музыки. Музыка входит в жизнь ребенка с первых дней его жизни. Однако основным источником его самостоятельной деятельности являются музыкальные занятия, где дети разучивают репертуар песен, игр, танцев. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность.
- Другим источником, питающим самостоятельное музицирование детей, являются праздники и развлечения. Это яркие страницы жизни ребёнка. Часто сразу после проведения праздников дети незамедлительно откликаются на них в своих играх. Чем ярче полученные впечатления, тем интереснее дети музицируют. - Разнообразны источники самостоятельной музыкальной деятельности и в семье. Самые распространенные из них - это детские музыкальные аудио и видео передачи. Любовь родителей к пению, игре на музыкальных инструментах, оказывают влияние на музыкальное развитие детей, на их самостоятельное музицирование.
Рассмотрим, как применяются детьми различные виды самостоятельной музыкальной деятельности.
Музыкальные игры и танцы.
Часто они включаются в сюжетно-ролевые игры.
Среди игр основное место занимают игра в «музыкальные занятия» и «концерты», основанные на опыте, приобретённом детьми, главным образом на музыкальных занятиях. Играя в «музыкальное занятие», ребята распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры копируют структуру занятия, линию поведения и интонации взрослых.
В «концерте» дети организуют чередование различных «номеров», исполняемых группой «артистов», для «зрителей», с участием «ведущего». Одним из вариантов музыкальной игры можно назвать «оркестр» : выбирается дирижер и музыканты, которые исполняют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах или кубиках.
Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления, дети сочиняют попевки, песенки, придумывают пляски, используя знакомые движения.
Музыкально- дидактические игры.
В самостоятельную музыкальную деятельность дети часто включают музыкально- дидактические игры, которые развивают у ребят способность к различению основных свойств музыкального звука : высота, динамика, ритм, тембр.
Игра на детских музыкальных инструментах.
В СМД дети часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Они играют простейшие песенки и попевки на металлофонах, дудочках, детских пианино, роялях, бубнах, барабанах и других инструментах. Иногда по своей инициативе дети организуют «оркестр».
Руководство детским музицированием значительно отличается от приемов воспитания и обучения на занятиях. На занятиях взрослый определяет содержание и форму организации музыкальной деятельности. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы.
Слушание музыки.
В самостоятельной практике детей может иметь место слушание музыки. Воспитатель по их просьбе используя аудиотехнику, даёт возможность послушать знакомую вокальную и инструментальную музыку в исполнении мастеров искусств.
Дети проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики.
Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей.
В СМД ребенок не предоставлен сам себе, взрослый приходит ему на помощь в нужный момент, меняется характер руководства, который становится более косвенным:
-во-первых, воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье;
-во-вторых, воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе;
-в-третьих, воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр.
Необходимым условием является внесение в СМД тех атрибутов, игрушек, костюмов, которые использовались на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях. Ребята вновь обыгрывают их, видоизменяют способы и условия их применения, комбинируют в новых сочетаниях.
Самостоятельная музыкальная деятельность требует создания внешних условий, материальной среды.
Детям важно иметь свой музыкальный уголок. В распоряжении детей должно находиться небольшое количество музыкальных инструментов, настольных музыкально-дидактических игр, различных самоделок-нот, пианино с нарисованной клавиатурой и т. д. Необходимым условием является внесение в самостоятельную деятельность тех атрибутов, игрушек, костюмов, которые использовались на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях. Ребята вновь обыгрывают их, видоизменяют способы и условия их применения, комбинируют в новых сочетаниях.
Воспитатель должен интересоваться, каково музыкальное окружение ребёнка в семье.
Разумеется, на детей влияют не только детские музыкальные передачи, они охватывают и запоминают взрослые песни и танцы. Следует предупреждать родителей, что чрезмерная информация, перегрузка впечатлениями вредно влияет на неокрепшую нервную систему дошкольников.
Роль воспитателя. В начале учебного года воспитатель присматривается к детям: кто из них интересуется (пением, игрой на инструментах, танцами, есть ли дети, которые совсем не принимают участия в музицировании. Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит не только потому, что ребенок проявляет интерес к музицированию, но и потому, что он хочет лидировать. Другие же дети, наоборот, очень тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны и лишь посматривают на музицирующих детей. Воспитатель не должен оставаться к этому безучастным. Важно создать для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия. На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать музыкальной деятельностью.
Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной самостоятельной деятельностью — это его соучастие в ней.
Взрослый как бы советуется с детьми: ’’Как бы нам лучше разложить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?» «Я вот как умею играть», - говорит взрослый и показывает прием игры на инструменте и тут же отходит.
«Знаете, какую я песню люблю? - говорит воспитатель и проигрывает диск, - «Хорошо бы нам сделать библиотечку компакт-дисков. Можно вырезать кружочки-диски и на них нарисовать, о чем играет музыка». (игра «Музыкальный магазин») Таких примеров немало.
Планируя приёмы руководства самостоятельной музыкальной деятельностью, воспитатель намечает следующие моменты:
-что нужно внести нового в оборудование музыкального уголка (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т. д., в каком порядке целесообразно это сделать;
-намечает за кем необходимо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей;
-наблюдает, какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы;
- планируя приёмы руководства, использует формулировки, с учё том задач воспитания на данный момент: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «возбуждать интерес», «поправить ошибку», «спеть самой», «координировать взаимоотношения детей» и т. д.
Как было показано, за общую постановку музыкальной самостоятельной деятельности детей отвечает воспитатель.
Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно.
Музыкальный руководитель принимает активное участие в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей. Он обеспечивает на занятиях освоение необходимого репертуара, способов музыкальной деятельности, помогает воспитателю повысить качество его пения, танца, игры на инструментах. Совместно продумывается планирование работы, организация зон в помещении группы, где детям можно будет музицировать. Так, лишь в совместной работе музыкального руководителя и воспитателя кроется причина успехов детей.