Лучший педагог года

Консультация «Современная деятельность педагогов с детьми в рамках патриотического воспитания»

Светлана Кожуховская
Консультация «Современная деятельность педагогов с детьми в рамках патриотического воспитания»

Никто не учит маленького человека:

«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,

попирай красоту, выше всего ставь свое личное».

Все дело в одной, в очень важной закономерности

нравственно-патриотического воспитания.

Если человека учат добру - учат умело, умно,

настойчиво, требовательно, в результате будет добро.

Учат злу (очень редко, но бывает и так,

в результате будет зло.

Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,

потому, что и человеком его надо воспитать».

В. А. Сухомлинский

Публикация «Консультация „Современная деятельность педагогов с детьми в рамках патриотического воспитания“» размещена в разделах

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколенияю

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию : создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Целью патриотического воспитания в ДОУ является воспитание гуманной духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу

• формирование бережного отношения к природе и всему живому

воспитание уважения к труду

• развитие интереса к русским традициям и промыслам

• формирование элементарных знаний о правах человека

• расширение представлений о городах России

• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны

• формирование толерантности, чувства уважения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

• формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности : на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Решая задачи нравственно - патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с условиями и особенностями детей группы, учитывая следующие принципы:

- «позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, пример: детям мл. группы сложны знания о столице)

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей, интересов, уровня развития;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, поддержание интереса у ребенка его активной позиции в процессе выполнения практических и творческих заданий, помогающих расширить кругозор и отразить впечатления, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

-«принцип наглядности» - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.

- «принцип последовательности»- предполагает планирование материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали материал постепенно, в определенной системе;

- Принцип тематического планирования» предполагает подачу материала по тематическим блокам. Тематический вид планирования способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний. Тематика сохраняется, но объем, и содержание познавательного материала усложняется в соответствии с возрастом детей.

Система и последовательность работы по теме может быть представлена в следующих блоках:

- моя семья, мой дом;

- мой детский сад;

- мой любимый город;

- моя малая Родина»

- страна, ее столица, символика»

- культура и ее традиции;

- будем Родине служить;

- правила, по которым мы живем.

Задача педагога отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее ему доступны.

Основные методы и формы работы по нравственно - патриотическому воспитанию :

- Основная форма работы - познавательные занятия. Важно, чтоб они повышали детскую мыслительную активность;

- Беседы, игры – беседы;

- Игры - путешествия, творческие игры, игры - соревнования, интеллектуальные игры, дидактические игры, игры- инсценировки;

- Экскурсии (природоведческие, бытовые - в прачечную, в мед. кабинет, на кухню, на почту);

- Праздники (к дню 8 марта, к дню защитника отечества, ко Дню Победы и т. д);

- Развлечения;

- Продуктивная деятельность (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование выставки рисунков и т. д)

- Чтение стихов, рассказов;

- Организация мини-музеев;

- Встречи с ветеранами, художниками;

- Фото выставки;

- Физкультурные досуги («Буду в армии служить, буду Родину любить»).

Система работы по гражданскому и патриотическому воспитанию в ДОУ строится последовательно, начиная с младшего возраста с поэтапным усложнением в соответствии с опытом детей, с учетом принципа развивающего обучения.

Система работы по патриотическому воспитанию детей :

Ознакомление с предметами ближайшего окружения:

- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;

- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми прославившими Россию;

- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;

Ознакомление с явлениями общественной жизни.

- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники) ;

- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;

- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;

- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;

- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;

Ознакомление с природой.

- Воспитание любви к природе родного края;

- Воспитание бережного отношения к родной природе;

- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.

Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте.

Семья. Детский сад. Родной город. Родная страна. Наша Армия

Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы.

В своей работе воспитатели МБДОУ «Детский сад № 3» используют различные технологии:

- игровые,

- информационные,

-коммуникативные,

- проблемные,

-развивающего обучения,

-консультативные,

- проектные,

-ИКТ.

В каждой возрастной группе есть центр по воспитанию у детей патриотических и духовных качеств, где дети могут рассмотреть фотографии посёлка Левошего и города Шатуры, познакомиться по демонстрационному материалу со столицей России, символами государства (герб, флаг, гимн, русскими промыслами, красотой природы.

В группах проводятся проекты по патриотическому воспитанию детей.

В дошкольном учреждении каждый год проходят праздничные мероприятия:

Народные и фольклорные праздники: Масленица, День защитника Отечества, Новый год, День Победы, День Космонавтики, День знаний, День города.

• Международные праздники - День защиты детей, День матери, Международный женский день.

• Православные праздники - Пасха, Рождество Христово.

• Бытовые и семейные праздники - выпуск в школу, дни рождения.

Праздники сопровождаются хорошей музыкой, красочным оформлением зала, групп, разными сюрпризами.

Православные праздники и обряды - это источник познания народной души, мудрости, традиций и уклада жизни нашего народа.

В нашем детском саду есть традиция: накануне праздник Победы с детьми старших и подготовительной групп ходим к обелиску для поклона погибшим воинам и возложения цветов в знак благодарности. После подобных мероприятий дети вдохновляются на новые рисунки, игры, рассказы.

Гражданско-патриотическое воспитание происходит в процессе деятельности, в ходе которой образуются коллективные отношения между людьми. В учении и труде развиваются духовные и физические силы человека, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за свои успехи и успехи коллектива, складывается характер, крепнет воля.

В игре моделируются ситуации аналогичные жизненным, которые требуют определенной линии поведения, взаимопонимания, взаимовыручки, товарищеских отношений от спортсменов.

Важным условием внедрения патриотического воспитания в ДОУ является взаимосвязь с семьей дошкольника. Сегодня эта работа актуальна и сложна, она требует терпения и такта, так как в современных семьях вопрос воспитания патриотизма не всегда считается важным и вызывает недоумение.

Чтобы работа с родителями не оставалась в рамках педагогического просвещения, мы привлекаем их к процессу патриотического воспитания путем взаимодействия: включение детей и родителей в общее дело (участие в проектах, играх, конкурсах).

Итак, патриотическое воспитание в дошкольном учреждении - это процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и рос, который гордится историческими свершениями своего народа, его культурой.

Список литературы

1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ : Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий/ Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова. - Волгоград: «Учитель». - 2007. – 203 с.

2. Бондаренко Т. М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ : Практическое пособие/ Т. М. Бондаренко. - Воронеж: ИП Лакоценин. - 2010. - 176 с.

3. Доронова Т. Н. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада/ Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева Т. И. Гризик, В. В. Гербова. - М. : Просвещение, 2011. - 111 с.

4. Сажина С. Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ [Текст] : методические рекомендации / С. Д. Сажина. - М. : ТЦ. «Сфера», 2010. - 112с. 5.

Публикации по теме:

Консультация «Знание природы родного края — это основа патриотического воспитания» Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, те кто даёт жизнь новому существу. Какая притягательная сила.

Консультация для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольников» «Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека.

Консультация для педагогов «Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников» Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений.

Консультация для родителей «Значение нравственно-патриотического воспитания для детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Значение нравственно- патриотического воспитания для детей дошкольного возраста» Духовно-нравственное воспитание.

Консультация для воспитателей «Этапы, формы и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» МКДОУ «Детский сад №16 комбинированного вида» консультация для воспитателей Тема: «Этапы, формы и методы патриотического воспитания детей.

Консультация для воспитателей «Актуальность патриотического воспитания» Актуальность патриотического воспитания у дошкольников В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества,.

Консультация по теме: «Этапы патриотического воспитания, формы и методы работы» Консультация по теме: «Этапы патриотического воспитания, формы и методы работы» Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,.

Открытый классный час для учащихся 2–5 классов в рамках месячника военно-патриотического воспитания «Я видел седых детей» Открытый классный час для учащихся 2 - 5 классов проводимый в рамках месячника военно – патриотического воспитания. «Я видел седых детей…».

Проектно-исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Статья на тему: «Проектно-исследовательская деятельность – как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Современная деятельность педагогов с детьми в рамках патриотического воспитания»
Опубликовано: 6 декабря 2016 в 19:10
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД