Светлана Орехова
Консультация «Способы пополнения словарного запаса у детей в возрасте от 6 до 7 лет»
Способы пополнения словарного запаса у детей в возрасте от 6 до 7 лет
В возрасте шести лет наступает важный этап в жизни родителей, ведь до школы остаётся всего год. Каждая мама хочет, чтобы ребёнок был готов к этому ответственному периоду не хуже сверстников.
Многие родители не задумываются о том, как важно развивать речь и расширять словарный запас ребёнка. Это можно проверить, попросив его что-нибудь рассказать, поделиться впечатлениями от увиденного или услышанного. Тогда становится очевидно, что речь ребёнка невнятна, полна слов-паразитов, и ему трудно подбирать нужные слова.
Публикация «Консультация „Способы пополнения словарного запаса у детей в возрасте от 6 до 7 лет“» размещена в разделах
Словарный запас формируется к 6–7 годам. В основном он пополняется через общение с семьёй и близкими родственниками. В норме у ребёнка этого возраста должно быть от 3500 до 7000 слов. В дальнейшем словарный запас будет пополняться новыми словами в ходе учёбы (из прочитанных книг, игр со словами, услышанного на экскурсиях и т. д.).
В возрасте 5–7 лет ребёнок должен не только знать много слов, но и понимать их значение, уметь разделять и понимать:
части тела;
оттенки и цвета;
временные понятия (секунда, минута, месяц, год, дни недели, месяцы, времена года (зима, лето и т. д.);
бытовые предметы;
природные явления;
ориентацию в пространстве (лево, право, низ, верх);
виды спорта, профессии;
виды транспорта;
числительные (желательно в пределах ста);
фрукты, растения, домашние животные, овощи и т. д.
Если ребёнок знает и произносит не так много слов, нужно знать, как пополнять его словарный запас, чтобы он был готов к обучению в школе.
Словесные игры
Многие словесные игры просты и занимают немного времени, поэтому каждый родитель сможет найти время для занятий с ребёнком.
Есть несколько игр на расширение и активизацию словарного запаса:
Игра «Лови да бросай — цвета называй»
Взрослый бросает мяч ребёнку, называя прилагательное, обозначающее цвет. Ребёнок ловит мяч и возвращает его, называя существительное, подходящее к этому прилагательному.
Примеры: зелёный — лук, огурец, лес; красный — флаг, помидор, огонь; синий — море, чернила.
Игра «Съедобное — несъедобное»
Взрослый называет слово и бросает мяч ребёнку. Если слово обозначает съедобный предмет, ребёнок ловит мяч, если несъедобный — отбрасывает.
Игра «Скажи наоборот»
Взрослый называет слово, а ребёнок называет другое слово, противоположное по значению.
Примеры: день — ночь; сильный — слабый; горячо — холодно; мягкий — твёрдый; стоит — бежит; война — мир.
Игра «Кто где живёт?»
Взрослый бросает мяч ребёнку и называет животное. Задача ребёнка — назвать место, где это животное живёт.
Примеры: дятел — на дереве; собака — в будке (конуре); синица — в гнезде; лиса — в норе.
Игра «Кто подберёт больше слов?»
Эту игру лучше проводить в группе. Взрослый предлагает назвать как можно больше слов, отвечая на вопрос. Можно использовать картинки.
Примеры:
Что можно завязать? (шнурки, шарф, платок и т. д.)
Что можно надеть? (рубашку, куртку, пальто, кофту)
Что можно связать? (носки, кофту, свитер, шапку, шарф и т. д.)
Игра «Большой — маленький»
Взрослый называет слово и бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч и возвращает его, называя слово, которое составляет пару услышанному слову.
Примеры:
стул — стульчик;
рука — ручка;
нога — ножка;
диван — диванчик и т. д.
Игра «Угадай профессию»
Взрослый задаёт наводящий вопрос, а ребёнок должен ответить, кем именно работает описываемый человек.
Примеры:
Кем работает тот, что продаёт нам продукты? (Ответ: продавец.)
Человек, который возит людей на автобусе, работает… (Ответ: шофёром, водителем.)
Человек, который строит дома, это… (Ответ: строитель.)
Игра «Угадай предмет»
Взрослый произносит несколько слов, которые в совокупности обозначают другое слово. Задача ребёнка — угадать, что именно имеет в виду взрослый (родитель).
Примеры:
Колёса, руль, двери, фары, капот — машина.
Ноги, пятачок, уши — свинья.
Кора, листья, сучья, ветки — дерево.
Игра «Подбери слово»
Эту игру можно проводить с мячом, одновременно развивая реакцию ребёнка. Взрослый произносит слово и бросает мяч, а ребёнок возвращает мяч, называя слово, подходящее по значению.
Примеры:
Свежий — воздух, хлеб.
Старая — скатерть, мебель, бабушка.
Свежая — зелень, новость, газета, булка.
Советы для родителям
Для того чтобы у ребёнка правильно формировался словарный запас, очень важно, как родители общаются с ним и какие слова они используют в своей речи. От этого зависит развитие речи ребёнка.
Чтобы обогатить словарный запас, можно использовать специальные упражнения, которые нужно выполнять регулярно. Лучше заниматься по 10 минут каждый день, чем по 30–60 минут один раз в 3–5 дней.
Вот ещё несколько рекомендаций для родителей:
- Больше общайтесь с ребёнком. Следите за своей речью, используйте метафоры, прилагательные и синонимы. Не бойтесь использовать слова, которые ребёнок не понимает. Он обязательно спросит, что это значит, и вы сможете объяснить ему в доступной форме. Так ребёнок узнает новые слова и запомнит их.
- Читайте ребёнку книги с выражением, выделяя интонацией запятые. Спрашивайте, понимает ли он смысл прочитанного, и объясняйте ему незнакомые слова.
- Обсуждайте с ребёнком картинки и изображения в книгах. Попросите его составить рассказ по картинке.
- Постепенно приучайте ребёнка учить стихотворения. Начните с простых стихов, которые ему понравятся.
Занимаясь с ребёнком, вы не только обогащаете его словарный запас и расширяете его представления об окружающем мире, но и укрепляете ваши отношения.