Консультация старшего воспитателя «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

ольга володина
Консультация старшего воспитателя «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетен-ции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии. Эта ра-бота строиться на следующих принципах.

Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Ос-новными направлениями в системе самообразования педагоговдошкольного учреждения мо-гут быть:

• Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспи-тания;

• Изучение учебной и научно-методической литературы;

• Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, фи-зиологии;

• Изучение новых программ и педагогических технологий;

• Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

• Повышение общекультурного уровня.

Оценить потребность педагогов в развитии возможно с помощью ряда анкет (приложение 1).

Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами решаемыми в ДОУ, с приоритетным направлением его деятельности.Это позволяет решить две задачи:

• Деятельность педагогов процессе самообразования будет способствовать решению задач ДОУ;

Педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая отдельно задачи ДОУ и задачи собственного развития, они сконцентрируются на одной проблеме, и результатом этой дея-тельности в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги ДОУ

Темы подбираются так же с учетом индивидуального опыта и профессионального ма-стерства воспитателя.

Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу только в этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя.

В случае, если педагог в силу каких-либо причин не может самостоятельно сформулиро-вать проблему, или тему самообразования, необходимо использовать специальную анкету для изучения его затруднений (приложение 2).

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессио-нального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразова-ния соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

• осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и раз-вития;

• формирование основ педагогического мастерства;

• развитие умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

• овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с це-лью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;

• формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

• развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;

• проявление творческого потенциала педагога;

• пропаганда своих достижений;

• развитие исследовательской деятельности.

Для педагоговбез специального образования:

• овладение методикой работы с детьми;

• адаптация к педагогической деятельности.

Тематикой самообразования также может быть:

• одна из годовых задач ДОУ;

• проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

• пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от под-держки и помощи старшего воспитателя. Методическая работа необходима воспитателю:

• в определении темы, целей и задач;

• в планировании работы по самообразованию;

• в ходе реализации плана;

• в изучении и анализе результативности своей работы.

Вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.

После определения проблемы, темы самообразования каждым педагогом составляется план работы. В нем указывается проблема, тема, определяются этапы, содержание работы на каждом из них. (Примерный план самообразования: Приложение 3). Предполагаемый результат и формы его представления. Длительность этапов можно варьировать в зависимости от слож-ности темы, ее освещенности в теории и практики дошкольного воспитания, опыта самого пе-дагога. Сроки реализации плана, педагог определяет сам, но, как правило, они рассчитываются от аттестации до аттестации.

На основе индивидуальный планов составляется общий план работы по самообразова-нию педагогов ДОУ.

Результативность этапов работы по самообразованию:

• 1 этап – организационно-ознакомительный. Включает в себя детальное изучение ситуа-ции по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала. Фор-мы представления результатов работы: консультации, доклады, наглядно-иллюстративный ма-териал, перспективные планы, конспекты занятий, программы.

• 2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Фор-ма представления результатов работы: проведение мероприятий по теме самообразования.

• 3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.

По окончании каждого этапа проводится рефлексия (самоанализ).

Сформированность определенных личностных качеств:

• Активность педагога. Оценивается по степени его участия в педагогических чтениях, консультациях, педагогических советах, семинарах по теме самообразования. Можно отметить, что при условии неформального подхода к самообразованию, активность педагога резко воз-растает. Новые знания, которые находит педагог, формируют потребность поделиться с ними с другими участниками педагогического процесса.

• Инициативность. Проявляется в предложениях, с которыми выходит педагог для реше-ния задач самообразования. Рост инициативности начинается после того, как педагог приобре-тет определенный теоретический уровень, который стимулирует его потребность реализовать полученные знания на практике.

• Готовность к аналитической деятельности. Это качество необходимо для того, чтобы правильно диагностировать развитие детей, анализировать конкретные педагогические ситуа-ции, изучать и обобщать свой педагогический опыт, определять эффективность собственной деятельности.

• Потребность в саморазвитии. Проявляется в стремлении педагога заниматься поиско-вой, исследовательской и экспериментальной работой, творческим поиском (оценка реализа-ции педагогом потребности в развитии производится по методике К. Ю.Белой по трем крите-риям: активное развитие, не сложившееся развитие, остановившееся развитие).

Повышение профессионального статуса педагога:

• Повышение или подтверждение категории.

• Формы успешности педагога (признание администрации, родителей, коллег).

Современные требования к аттестации и оформлению портфолио педагога требуют под-тверждения его участия в различных методических мероприятиях по теме самообразования.

Таким образом, предлагаемая система работы по самообразованию, во-первых, ставит каждого педагога перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, а во-вторых, позволяет учитывать коллективный опыт наработан-ный не одним поколением педагогов, в третьих, помогает педагогам постоянно быть в опреде-ленном «профессиональном тонусе», позволяющим инициировать и создавать атмосферу про-фессионализма и творчества.

Памятка для осуществления самоанализа

1. Оправдал ли себя план самообразования? Как он сочетался с задачами ДОУ и индиви-дуальной темой самообразования? Как сформированы основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования? Планировалась ли исследовательская работа?

2. Чей педагогический опыт, и по каким вопросам изучался в соответствии с индивиду-альной темой самообразования? Этапы проработки материала.Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и др.

3. Практические выводы после проработки каждой темы.

4. Творческое сотрудничество (с методистом, узкими специалистами, другими педагога-ми).

5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.

Информация для отслеживания результативности работы педагога:

• Сведения о самообразовании – индивидуальные планы педагогов с указанием темы, проблемы самообразования, конкретных форм отчетности.

• Информация об участии педагога в методической работе.

• Сведения о награждениях, поощрениях, материальном стимулировании с указанием причин поощрения.

• Сведения о повышении квалификации сотрудников.

• Сведения об аттестации сотрудников.

• Результаты оценки потребности педагогов в саморазвитии.

Литература:

1. Львова Л. Т. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ / / Справочник старше-го воспитателя. № 11,2008.

Интернет ресурсы:

1. http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac05.htm

2. http://festival.1september.ru/articles/417088/ (Самообразование педагогов как один из фак-то-ров повышения качества работы с дошкольниками. (Болта Галина Николаевна).

Публикации по теме:

«Организация режимных моментов в ДОУ». Консультация для педагогов ДОУ«Организация режимных моментов в ДОУ». Консультация для педагогов ДОУ Приводя малышей в детский сад, родители первым делом слышат слова «режим», «распорядок». Некоторых, особенно неопытных, пап и мам эти.

Консультация для педагогов ДОУ «Организация празднования Дня Победы в детском саду»Консультация для педагогов ДОУ «Организация празднования Дня Победы в детском саду» Важным этапом воспитания патриотических чувств у детей, гордости за свою страну, знакомство с историей страны, развития эмоциональной сферы.

Консультация для педагогов «О речи воспитателя в детском саду с детьми» Консультация для педагогов на тему:"О речи воспитателя в детском саду с детьми" Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают.

Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.

Консультация для педагогов «Организация и проведение зимних прогулок» Консультация для педагогов «Организация и проведение зимних прогулок» Прогулка — это педагогически организованная форма активного отдыха.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Наша армия
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Консультация старшего воспитателя «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
Опубликовано: 31 января 2021 в 23:06
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 апреля. День нарциссов на МААМ

Красивому весеннему цветку посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про нарциссы и увлечь их полезным творчеством.

16 апреля. Международный день голоса

Всемирный день голоса – это не праздник, который учредили врачи-отоларингологи. В наш очередной тематический день у нас есть повод поговорить с детьми о голосе как о важном свойстве человека, позволяющем...

Конспект занятия по аппликации в первой-второй младшей группе «Скоро праздник придет»
Барчук А. В. Конспект занятия по аппликации в 1-2-й младшей группе «Скоро праздник придет» Цель: Учить детей составлять самостоятельную композицию из...
Фотоотчет «День здоровья — 7 апреля» в младшей разновозрастной группе
Всемирный день здоровья отмечается ежегодно, начиная с 1950 года. Этот День призван объяснить людям, насколько важно в жизни поддерживать свое здоровье....
Сценарий игрового развлечения «Ждут нас быстрые ракеты для полёта на планеты!»
Данный сценарий игрового развлечения разработан группой педагогов нашего дошкольного учреждения и печатается с их разрешения! Сценарий игрового развлечения...