МААМ-картинки

Консультация «Сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста как средство формирования коммуникативных умений»

Ксения Пихлецкая
Консультация «Сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста как средство формирования коммуникативных умений»

Игра – это не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения в этот период.

Публикация «Консультация „Сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста как средство формирования коммуникативных умений“» размещена в разделах

В современных психолого-педагогических исследованиях доказано, что сюжетно-ролевая игра, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает у ребёнка спонтанно, а передаётся ему от сверстников или старших детей (братьев, сестёр, уже овладевших игровыми навыками, или от взрослых (воспитателей, родителей). Естественным образом это происходит, если ребёнок находится в разновозрастном детском коллективе или семье, в которой воспитывается несколько детей. В такой группе игра проявляется во всей своей полноте: старшие дети используют знакомые им способы развёртывания сюжета, построения игры, а младшие подключаются на доступном им игровом уровне, накапливают игровой опыт, чтобы в дальнейшем передать его другому поколению младших дошкольников. Но, посещая дошкольное учреждение, ребёнок в основном находится в коллективе своих сверстников, а не в разновозрастной группе. Поэтому более актуальным становится другой путь обучения ребёнка игровым навыкам – через игру, специально организованную (но не навязанную) воспитателем, при условии, что воспитатель - активный участник этой игры, партнёр ребёнка по игре.

Воспитатель знакомит ребёнка с новыми способами построения игры, направляет на осуществление и пояснение производимых игровых действий, формирует у дошкольника игровые умения в совместной игре, создаёт условия для самостоятельной детской ролевой игры. И, конечно, в игре недопустимо со стороны взрослого принуждение, навязывание темы, игровых ролей, формы игры, партнёров для играющих детей. Ребёнок сам выбирает свою игру.

В целом в педагогическом процессе необходимо различать по отношению к сюжетно-ролевой игре две составляющие:

• совместная игра воспитателя с детьми, в процессе которой формируются новые игровые умения;

• самостоятельная детская игра, в которой воспитатель обеспечивает условия для активизации имеющегося у детей арсенала игровых умений.

Эти составляющие присутствуют на каждом возрастном этапе, но их удельный вес изменяется в зависимости от возраста детей и степени овладения ими игровыми навыками. Оценивая уровень развития игровой деятельности дошкольников, прежде всего, отмечают умение ребёнка включать в игру:

• условные действия с предметом;

• ролевые диалоги;

• комбинации разнообразных игровых событий.

Развитие коммуникативности - умения общаться со взрослыми и сверстниками - является одним из необходимых условий успешности учебной деятельности (которая по своей сути всегда совместна) и в то же время - важнейшим направлением социально-личностного развития. Развитие коммуникативности обеспечивается созданием условий для совместной деятельности детей и взрослых; партнёрских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками; обучения детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом». Таким образом, одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть – развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Сюжетно-ролевые игры помогают не только узнать что-то новое о людях, окружающих нас, но и понять их позицию, открыть для себя некоторые причины их поведения.

Общение способствует успеху игровой деятельности, а игра, в свою очередь, обеспечивает основной и довольно эффективный способ организации общения.

От того, как ребёнок общается сейчас, ещё в дошкольном возрасте, зависит его будущее. Ведь мы живём в обществе, постоянно налаживая контакты с разными людьми. Если научим ребёнка коммуникативным навыкам как можно раньше, то ребёнку будет легко пройти процессы социализации и реализоваться в обществе.

Для того чтобы методически грамотно организовать сюжетно-ролевую игру ребёнка-дошкольника воспитателю необходимо хорошо понимать её специфику, иметь чёткие представления о развивающем и корригирующем значении игры, о её своеобразии на каждом возрастном этапе дошкольного детства.

Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребёнка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребёнок, находясь в кругу семьи, получал необходимые условия для своего развития, то в дошкольном возрасте расширяется круг его интересов. Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений, разные виды деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать.

Руководство играми – один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети, как они будут вести себя в игре. Важнейшее условие успешного руководства играми – умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относиться к игре серьёзно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания.

В педагогической практике нередки случаи, когда время расходуется недостаточно рационально. Всё это обязывает воспитателей в своей работе с детьми уделять больше внимания «предыстории игры», подготовке к ней. Поэтому необходимо большое внимание уделять перспективе работы, которая отражена в перспективно-тематическом плане, включающем в себя беседы, рассматривание, экскурсии, наблюдения, чтение художественной литературы, драматизация, игры-занятия, игры-беседы с применением элементов кукольного театра, коммуникативных игр и упражнений.

Перспективно-тематический план способствует поэтапному формированию коммуникативных способностей и умений у детей в сюжетно-ролевой игре.

Планирование предполагает определение цели игры. При обучении собственно сюжетно-ролевым играм большое внимание следует уделять обогащению предметно-игровой среды, что даст возможность самостоятельно находить новые повороты сюжета и игрового взаимодействия.

К сюжетно-ролевым играм разработаны предметно-ролевые и игровые действия, в соответствии с возрастом и их взаимосвязь в процессе развития.

Дошкольный возраст – это возраст расцвета игровой деятельности, это возраст, в котором чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка. Для развития коммуникативных способностей и умений возможно создание комплекса игр «Школа общения», которые помогают преодолевать различные трудности в поведении, развивать эмоциональную сферу ребёнка, обучать его способам реагирования на проблемную ситуацию и социальных навыков поведения. Игры предполагают развитие как игровых, так и реальных партнёрских отношений.

Эта система игр и упражнений направлена на привлечение внимания ребёнка к другому ребёнку и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые игры помогают детям: переживать чувство общности друг с другом; учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии; вызывать заинтересованность в общей цели; проявлять терпение к недостаткам других.

Коммуникативная компетентность дошкольника включает умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Кроме этого, к старшему дошкольному возрасту ребёнок должен научиться сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией.

Предлагаемая система игр, состоит из четырёх блоков:

- игры на развитие умения сотрудничать,

- игры на умение активно слушать,

- игры на умение перерабатывать информацию,

- игры на умение конструировать «текст для другого» (умение говорить самому).

Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно – в виде «игровых пятиминуток».

При знакомстве с правилами игры необходимо продумать не только содержание инструкции, но и способ её подачи, научиться воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи и прогнозировать возможные реакции детей на правила и условия игры.

В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной детсадовской жизни. Задача педагога – обогатить это общение душевной теплотой, чуткостью и уважением. После проведения игр детям предлагается проанализировать и обсудить полученный опыт, и здесь важно подчеркнуть ценность выводов, сделанных самими детьми.

Отсюда вытекает и воспитательная задача - отвлечь внимание ребёнка от фиксированности на собственном «я», от сосредоточенности на отношении к себе сверстников, обратить внимание на товарищей вне контекста взаимоотношений. Для этого предлагаются игровые задания, для успешного выполнения которых требуется пристальное внимание к партнёрам, их действиям, внешности и т. п. Все игры проводятся без слов, без игрушек; содержание, правила, ход направлены на развитие способности видеть другого, чувствовать некую общность с ним. По всей вероятности, игры покажутся детям странными, непривычными. Однако равные права, невербальные контакты снимут напряженность, замкнутость, боязнь того, что кто-то может обидеть.

В ходе игр педагог по возможности должен избегать инструкций, нравоучений, замечаний; не делить детей на хороших и плохих. Задача взрослого - поддерживать каждого, показывать, что все игроки не противники, не конкуренты, а равноправные партнёры, проявляющие внимание друг к другу.

Именно способность видеть в другом ребёнке равную и независимую личность - важнейшее условие формирования гуманных отношений со сверстниками.

Игра старших дошкольников вступает в пору своего расцвета. Общение со сверстниками становится ведущей потребностью. Игровая деятельность ещё более усложняется. Для ребёнка на первый план выдвигается смена ролей и своеобразие каждой исполняемой им роли. Дети сначала меняют роли в разных играх, а потом в одной игре. У детей в этом возрасте развито умение самостоятельно объединяться в игру, договариваться о последовательности совместных действий, отображать характерные черты игрового образа.

Развитие в старшем дошкольном возрасте коммуникативных способностей и умений взаимодействовать и общаться связано, прежде всего, со способностью принятия и разыгрывания ролей. Для ребёнка роль – это образец того, как надо действовать, исходя из этого образца, ребёнок оценивает поведение участников игры, а затем и своё собственное.

Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность, дальнейшим развитием игровых умений, усложнением игровых замыслов.

Сюжет игры у дошкольников приобретает чёткость, в нём выделяются законченные эпизоды, тесно связанные между собой.

В старшем дошкольном возрасте взаимоотношения в игре усложняются. Игровая деятельность требует от ребёнка:

* ставить цель и добиваться её осуществления;

* сосредоточенности на выполнении игровых действий;

* проявления волевых усилий;

* координации своих действий с действиями сверстников;

* инициативности;

* рефлексии (способности осмысливать свои собственные действия);

* эмоциональности, переживания чувств симпатии, сочувствия и др. ;

* общительности.

Сюжетно-ролевая игра становится коллективной, соответственно усложняется как сама игра, так и формы взаимодействия между детьми. Дети могут достаточно продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий. Меняются и отношения между ними. Возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника.

Развивается содержание игры. В играх старших детей наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. Мама проявляет заботу о дочке, причём не только кормит, купает, одевает, но и воспитывает, читает книжки, ведёт к врачу. В свою очередь врач не только делает уколы, ставит градусник, но и заботливо уговаривает, успокаивает больную. Изменение тематики игр и их содержания связано с расширением их источников. Меняется и характер непосредственного опыта (дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, повседневной жизни).

Расширение тематики игр, углубление их содержания приводит к изменению формы и структуры игры. По мере развития содержания игры в её структуре выделяется подготовительный этап.

Обсуждение содержания игры, хода развития, распределение ролей — первый этап игры (предварительное обсуждение). «Сначала покормим детей, погуляем, а потом будет праздник». Это уже элементарное планирование. Потребность в сговоре появляется в связи с развитием игры. У детей возрастает и требовательность к качеству выполняемых ролей. Сговор требует многих организаторских умений, знания возможностей друг друга, поэтому сговариваться начинают раньше дети, которые чаще всего играют вместе.

Во многих случаях в подготовительный период дети готовят игровую обстановку. Эти умения формируются под руководством воспитателя.

Возникает необходимость в цепочке ролей (грузчики – водители – продавцы - покупатели, в согласовании ролевых действий, умении сговариваться на игру, определять ролевое поведение согласно поворотом сюжета.

Содержание игровой деятельности, обусловленной познанием окружающей жизни, является также важнейшим условием воспитания ребёнка в игре. Естественно, что не каждая игра может развивать ребёнка. Такую функцию может выполнить только «хорошая» игра. Можно выделить ряд критериев, которые её характеризуют. Основными критериями такой игры в старшем дошкольном возрасте является увлечённость играми, содержание которых отражает характерные общественные явления (длительное пребывание в ролях, соответствие поведения взятой роли взрослого); содержательность целей игры; разнообразие сюжетов и ролей (желание выполнить роль взрослого любой профессии); проявление нравственных чувств (сопереживание, радость от общения, от достигнутых результатов).

Игровые интересы старших дошкольников характеризуются значительным увлечением играми с познавательным содержанием, в том числе и общественным: «Поликлиника», «Строительство». Содержательнее становятся и игры в «Семью», «Детский сад» и другие, сюжеты их значительно усложняются. Это получается так: «Семья» – «Магазин» – «Молокозавод – «Ферма». Из одной игры проистекают другие. Одной из самых любимых игр продолжает оставаться игра в «Семью». Предметом детских чувств становятся взаимоотношения членов семьи. Сюжет игр типа «Как будто дома у нас младенец», «Как будто дома папа и дедушка, а мамы нет дома», «Мамин праздник», «Праздник в семье», «День рождения куклы» является основой формирования ценных нравственных чувств: гуманность, любовь, сочувствие.

Для обогащения игровых действий используются беседы и рассказы детей об играх. В процессе рассказывания актуализируются детские представления, усиливается работа воображения, возникают творческие игровые замыслы, совершенствуется речь детей. Установление связи между занятиями, где дети рассказывают о своих играх, с игровым творчеством, взаимообогащает игровую и познавательную деятельность дошкольников. Детям, например, предлагается рассказать, как они играли бы с игрушками (в набор входят катера, самолеты, теплоходы, машины и др.).

Вопросы, обращённые к детям в ходе игры, также способствуют её обогащению и развитию. Игра будит в детях любознательность, желание как можно больше узнать.

У детей сформированы такие способы построения игры, как условные действия с игрушками и ролевое поведение. Характерная черта ребёнка – стремление воплотить в игре образы своего воображения, фантазии, что несомненно способствует творческому развитию личности. В сюжетно-ролевой игре усложняются сюжеты, усиливается желание играть со сверстниками, придумывать и выстраивать события, охватывающие разное тематическое содержание.

Дети готовы к овладению более сложным способом построения игры – совместным сюжетосложением. Была предпринята попытка выделить организационный период игры и повлиять на согласование индивидуальных замыслов. Целесообразно использовать приём коллективного творчества. Например, по очереди продолжить придуманный рассказ, придумать рисунки, сочинить сказку.

Создаются ситуации, когда дети меняют роли в одной игре. Чтобы заинтересовать детей предстоящей игрой, используются следующие приёмы:

1. Совместное с детьми обсуждение, во что и где хотят играть.

2. «Сюрпризное» преподнесение интересного атрибута предполагаемой игры.

3. Участие в игре педагога: ненавязчивое, тактичное, в роли участника.

4. Развёртывание нового сюжета с разно контекстными ролями в процессе «телефонных разговоров».

5. Придумывание новых историй на основе реалистических событий.

Этот приём расшатывает привычные, «наигранные» детьми сюжеты; неожиданность нового персонажа заставляет самих детей разворачивать сюжет в новом направлении, стимулирует к установлению новых ролевых связей: «Красная Шапочка», «Мы живые машины» (метод овеществления, «Любимый герой», «Корабль приплыл в Антарктиду» и т. д.

Игра-придумывание формирует у детей такие умения:

- выстраивать новые последовательности событий;

- ориентироваться на партнёров – обозначать для них какое событие ребёнок хотел бы развернуть;

- прислушиваться к мнению партнёров;

- умение комбинировать предложенные идеи самим ребёнком и его партнёром в общем сюжете.

Развитие характерных игр на основе начальных интересов к окружающему является основой формирования больших играющих коллективов, где воспитатель действует как партнёр, руководствуясь в основном косвенными приёмами руководства игры.

Интересная тематика и доброжелательность сверстников привлекают детей. Они принимают всех: и тех, кто приходит со своей ролью, и тех, кто просто скажет: «Можно я с вами буду играть?» Некоторые дети не связаны личной дружбой, но они всегда играют со сверстниками, принимая их в свои игры или подключаясь к уже развернувшейся игре. Таким образом, устойчивость игровых объедений зависит от характера взаимоотношений их участников; умения поддерживать взаимодействие, уступая, проявляя уважение и доброжелательность.

Для детей значимо быть принятыми сверстниками. Они:

* придирчиво относятся к выполнению роли (так «бывает» и так «не бывает»);

* стараются соответствовать ожиданиям играющих (понимая свою вину, говорят: «Я больше не буду!»);

* отрабатывают нужные для игры действия (дополнительно занимаются с родителями, отрабатывают игровые действия).

Для успешного взаимодействия со сверстниками ребёнок должен владеть основными навыками организации игры, таким как: выбор сюжета, распределение ролей, планирование взаимодействий между персонажами взятие на себя роли.

Справедливы выводы о необходимости установления в педагогическом процессе естественных связей между игровой, трудовой и художественной и другой деятельностью детей, всё это способствует обогащению игрового опыта детей. А самое важное то, что ребёнок начинает действовать в игре самостоятельно, подходит к игре творчески, инициативно.

Обогащение игры детей приводит к развитию ролевого взаимодействия, что способствует развитию коммуникативных способностей и умений каждого ребёнка группы.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания детей дошкольного возраста Дошкольное детство – от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая.

Игровые занятия-квесты как средство развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста 1слайд. Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных.

План самообразования «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников» План самообразования 1. Воспитатель – Авраменко Елена Анатольевна 2. Образование: средне – профессиональное 3. Тема самообразования: «Сюжетно.

Презентация «Театрализованные игры как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста» СЛАЙД 1 работа на тему «Театрализованные игры как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста» СЛАЙД.

Проект «Сюжетно-ролевая игра в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ТНР» Проект "Сюжетно-ролевая игра в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи".

Словесно-дидактические игры как средство развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста Статья Словесно-дидактические игры как средство развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. «Единственная настоящая роскошь.

Презентация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей дошкольника» Сюжетно-ролевая игра как средство коммуникативных способностей дошкольника. Сюжетно – ролевая игра есть деятельность в которой дети сами.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формирует качества,.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ Автор: Федченко Елена Александровна Организация: МДОУ.

План самообразования «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования и развития дошкольников» Тема самообразования: «СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ 1. Воспитатель – Войтко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста как средство формирования коммуникативных умений»
Опубликовано: 6 января 2019 в 13:16
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД