Папки-передвижки

Консультация «Сюжетно-ролевые игры как средство развития положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста»

Ирина Борисова
Консультация «Сюжетно-ролевые игры как средство развития положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста»

Выбранная тема является в настоящее время особо актуальной, так как,

во-первых, в последнее время педагоги все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается с одной стороны в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, а с другой стороны неумение согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному человеку.

Публикация «Консультация „Сюжетно-ролевые игры как средство развития положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

во- вторых, в настоящее время в дошкольном образовании намечается отход от традиционной формы организации жизни детей в детском саду по "учебному" типу, и все большее внимание уделяется свободным творческим формам детской активности, в том числе, сюжетной игре, как важному фактору развития ребёнка.

Целью настоящей работы является теоретическое обоснование и экспериментальная апробация такого комплекса педагогических условий, который смог бы обеспечить эффективность процесса формирования гуманных отношений у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.

Объектом исследования определено развитие положительных взаимоотношений детей.

Предметом исследования выступает использование сюжетно-ролевой игры в развитии положительных взаимоотношений у детей шестого года жизни.

В основу работы положено исследование гипотезы, которая заключается в том, что формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре, которые характеризуются отзывчивостью, доброжелательностью, сочувствием, заботливостью, справедливостью и внимательностью, будет осуществляться более успешно при наличии следующих педагогических условий:

- Использование специальных сюжетов в сюжетно-ролевой игре, способствующих формированию положительных отношений дошкольников к окружающим.

- Организация предварительной работы по обогащению содержания сюжетно-ролевой игры : беседы с детьми, наблюдения, чтение художественной литературы.

- Использование игр на сплочение детского коллектива

- Пример проявления гуманного отношения со стороны воспитателя при организации учебно-воспитательного процесса.

Для достижения поставленной цели и решаемых в связи с ней задач, работа разделена на следующие разделы:

- введение, где обозначена актуальность, цель исследования, проблема, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования;

- две главы с подпунктами, одна из которых носит теоретический характер, а вторая – практический;

- заключение;

- список литературы и приложения.

В первой главе рассматриваются следующие вопросы

- роль общения в развитии личности ребенка (стр7-9);

- особенности общения дошкольников (подробнее вы можете ознакомиться на стр. 10-12);

- особенности работы по формированию взаимоотношений дошкольников в сюжетно- ролевой игре (подробнее на стр. 13-17);

- понятие педагогической поддержки (подробнее вы можете ознакомится на стр. 18-19)

В частности даётся определение понятия и основных составляющих элементов общения как коммуникативного процесса, рассматриваются

- основные показатели положительных взаимоотношений между детьми в группе

(например, проявление заботы о товарище по группе, о развитии хорошей игры; помощь и взаимопомощь; способность поступиться личным желанием в пользу друга)

- понятие о том, какие правила связанные с игрой должны усвоить дошкольники

(например, когда играешь с друзьями, думай, чем можешь им помочь; старайся хорошо четко выполнять свою роль и правила в игре и др.)

Также в рамках настоящей главы приводится характеристика четырех основных тактик педагогической поддержки

(например, содействие, при котором ребенок ставится в ситуацию самостоятельного выбора способа решения проблемы; взаимодействие, при использовании которого педагог учит ребенка договариваться с окружающими, решая свои проблемы).

Вторая глава посвящена изучению состояния работы по формированию дружеских взаимоотношений детей старшей группы в сюжетно-ролевой игре. Она состоит из трех этапов эксперимента: констатирующего, формирующего и контрольного.

В ходе исследовательской работы на констатирующем этапе был проведён подробный анализ в области наиболее важных аспектов данной тематики. Для получения наиболее емкого результата были использованы следующие методы:

- Анализ планов воспитателей.

- Анкетирование воспитателей.

- Методика исследования детских взаимоотношений «Картинки»

- Наблюдение и анализ сюжетно-ролевой игры.

В формирующей части эксперимента было уделено внимание следующим задачам

- повышению уровня дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр;

- повышение развития у детей способности понимать состояние, настроение другого человека, формировать способы эмоционального содействия, оказывать помощь, сочувствовать

Для решения первой задачи были разработаны и внедрены специальные игровые ситуации в сюжетно-ролевых играх детей, позволяющие внести в сюжет такие изменения, которые потребовали бы от детей проявления гуманных чувств и отношений к сверстникам (см. приложение 6).

Для решения второй задачи была проведена предварительная работа перед организацией сюжетно-ролевых игр. (Приложение № 5)

Целью контрольного этапа эксперимента стало определение эффективности экспериментальной работы по формированию положительных взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх старших дошкольников. Для решения поставленной цели использовались следуюшие методы:

1. Методика «Картинки»

2. Наблюдение и анализ сюжетно- ролевых игр

Сопоставление показателей сформированности положительных отношений констатирующего и контрольного этапов позволило нам сделать вывод, что проведенная нами экспериментальная работа в значительной мере позволила повысить эффективность процесса формирования гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.

У детей стали проявляться различные виды гуманных отношений; появляется дифференцировка в основных видах гуманных отношений; отношения детей основываются на чувственных переживаниях.

Данная работа помогла подтвердить выдвинутую ранее гипотезу, что формирование гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх будет осуществляться более успешно при:

1) организации предварительной работы по обогащению содержания сюжетно-ролевой игры :

• беседы с детьми;

• наблюдения;

• чтение художественной литературы;

2) использовании специальных сюжетов в сюжетно-ролевой игре, способствующих формированию гуманных отношений дошкольников к окружающим;

3) проявлении примера гуманного отношения со стороны воспитателя при организации учебно-воспитательного процесса;

4) использовании в работе с детьми игр на сплочение коллектива.

Таким образом, задачи, поставленные в ходе исследования, были решены.

В заключении я отмечаю, что в данной исследовательской работе сюжетно-ролевая игра послужила главным инструментом формирования положительных взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками. Сравнительный анализ полученных данных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал, что проведение сюжетно-ролевых игр способствует налаживанию коллективных взаимоотношений дошкольников со сверстниками, их необходимо включать на занятиях со старшими дошкольниками.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

borisova_a4ru9.pptx | 493,56 Кб
 
Публикации по теме:

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста Тема: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста». 1слайд Уважаемые коллеги вашему вниманию.

Использование знаний о родном крае и получение новых через сюжетно-ролевые игры у детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» Методическая разработка Использование знаний о.

Консультация для родителей «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего возраста» Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности.

Консультация для родителей «Дидактические игры как средство сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста» (Слайд 2) Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Квиллинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие.

Проект «Подвижные игры как средство развития экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» 1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА • Название проекта: «Друзья природы». • Тема проекта: «Подвижные игры как средство развития экологического воспитания.

Проект «Развитие положительных взаимоотношений у детей среднего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры» Актуальность : Дошкольник открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста. Развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей. У одних детей наблюдается раннее появление первых.

Сюжетно-ролевые игры для детей старшего дошкольного возраста Для того, чтобы научить ребёнка играть в сюжетные игры пришлось потрудиться. Получился целый проект. Как оказалось, дети останавливаются.

Сюжетно-ролевые игры и методика их организации по воспитанию гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста Многие психологи и педагоги (Р. И. Жуковская, А. В. Запорожец, С. А. Новоселова, Д. В. Менджерицкая, Д. Б. Эльконин и др.) писали о широких возможностях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Сюжетно-ролевые игры как средство развития положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 23 октября 2017 в 18:46
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД