Элла Трусобородская
Консультация «Театрализованная деятельность в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
В ДЕТСКОМ САДУ.
Театр один из наиболее демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
• художественным образованием и воспитанием детей;
• формированием эстетического вкуса;
• нравственным воспитанием;
• развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
Публикация «Консультация „Театрализованная деятельность в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, речи (диалога и монолога) :
• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Игра – наиболее доступный ребёнку и интересный способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.
Театрализованная игра даёт возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка (воспитание творческой направленности личности). Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, создавать свой художественный образ персонажа.
Коллективная театрализованная деятельность направлена на :
- целостное воздействие на личность ребёнка (его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности);
- самостоятельное творчество;
- развитие всех ведущих психических процессов;
- самопознание, самовыражение личности при достаточно высокой степени свободы;
- создание условий для социализации ребёнка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения;
- помогает осознанию, чувству удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.
Таким образом, занятия театрализованной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребёнка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству. К тому же для ребёнка театрализованное представление – это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.
Вместе с тем в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах организации.
Согласно первой тенденции (назовём её условно обучение, театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только текст, но интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребёнка обучают быть хорошим «артистом» и, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям.
Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность.
Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательство взрослого: дети предоставлены сами себе, воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Из группы в группу ребёнка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов героев… Младших дошкольников это привлекает, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. Между тем к очередному мероприятию принесли новый сценарий спектакля, и … Круг замкнулся, и самостоятельной творческой игре места в нём не осталось…
Противоречия между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении могут быть разрешены только при условии разработки научно обоснованной и практико - ориентируемой педагогической технологии. Программа «Детство» предлагает такую технологию.
Разнообразие театрализованных игр представлено в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается» этой программы.
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки;
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «режиссер и сценарист», управляет «артистами». «Озвучивая» героев, комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду : настольный (плоскостной и объемный, кукольный.
Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:
- художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
- освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
- самостоятельная творческая деятельность.
Театрализованная деятельность проявляются в трех аспектах:
- в создании драматического содержания, т. е. переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета;
- в исполнении собственного замысла, т. е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, движения, напева;
- в оформлении спектакля – в создании декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.
У детей развиваются специальные умения.
Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя «умного, доброго советчика».
Вторая группа предполагает углубление позиции «артист», развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.
Третья группа обеспечивает становление позиции «режиссер-сценарист», что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.
Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера, т. е. способностью обозначать место «сцены» и «зрительного зала», отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготавливать атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения.
Пятая группа умений предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
- в процессе театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
- развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;
- происходит развитие различных анализаторов;
- активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;
- совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
- развивается эмоционально-волевая сфера;
- происходит коррекция поведения;
- развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
- стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
Остановимся на вопросе о театрально-игровой деятельности в системе коррекционного процесса.
Разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий весьма актуальна. Занятия, включающие в себя театрально-игровую деятельность, способствуют развитию творческих и речевых способностей детей. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств общения затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности.
На современном этапе развития педагогической науки особую важность приобретают идеи гуманизации образования, создание у детей представления о процессах преемственности культур. Как правило, дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Исходя из этого, актуальным представляется связь логопедической работы с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов. Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Театрализованные занятия могут иметь форму спектакля, театрализованных игр и т. д.
Поэтому представляется возможным обращение к театральной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребенка-логопата, ребенка с задержкой психического развития, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах. Можно использовать следующие виды театральной деятельности :
- музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
- художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
- театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).
Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.
Основные направления логопедической работы в театрально-игровой деятельности :
- развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;
- развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
- развитие сценического мастерства и речевой деятельности : развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Театрально-игровая деятельность, должна сочетать как можно больше средств и способов развития творческих и речевых способностей ребенка. Одной из составляющих логопедического занятия, воспроизводящих и синтезирующих в себе театрально-игровую деятельность, является сопряженная гимнастика, способствующая не только развитию мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений. Упражнения можно объединить простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка.
Театральную игру можно проводить на занятии по заранее подготовленному сценарию, в основу которого положено содержание рассказа, сказки, спектакля. Предварительная работа с детьми может представлять собой разучивание стихов, движений, беседы, рассматривание картин, проведение творческих игр и многое другое. Тематика и содержание занятий с элементами театральной игры имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания, что позволяет через театральные образы оказывать воспитательное влияние на детей.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод:
В каждой группе должен быть отдельный уголок для детской театрализованной деятельности. В нем должны находиться разные виды театров : настольный, пальчиковый, плоскостной, теневой, кукольный.
Театр кукол! Как много он значит для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним!
Куклы могут все или почти все. Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности дошкольников, корректируют их поведение. Как сделать, чтобы радость от общения с ними стала ежедневной?
В помощь можно предложить книги уже известных авторов :Георгия Владимировича Генова «Театр для малышей», Татьяны Николаевны и Юрия Гурьевича Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам», так и Наталии Феликсовны Сорокиной «Играем в кукольный театр». Эта книга посвящена программе «Театр - Творчество - Дети». Несколько выдержек из этой книги хочется предложить вашему вниманию.
«Актёры» и «актрисы» в кукольном театре должны быть яркими, лёгкими, доступными в управлении. Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определённые умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое, побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах.
По способу управления театральные куклы делятся на два основных вида – верховые и напольные. К верховым относятся те, которыми кукловод управляет из-за ширмы. В свою очередь, они бывают перчаточными и тростевыми. Напольные куклы «работают» на полу, кукловод управляет ими на глазах у зрителей. К напольным куклам относятся марионетки и большие куклы.
Можно начинать знакомить детей с кукольным театром с первой младшей группы. Воспитатели, старшие дошкольники показывают малышам небольшие спектакли, используя для этой цели различные виды театров : хорошо всем знакомый театр картинок (фланелеграф, театр петрушек, в котором заняты перчаточные куклы. Сценарии спектаклей, способы изготовления «актёров», описаны в книге «Кукольный театр – дошкольникам» (Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко). (Помимо этого в книге даются упражнения- игры с куклой без ширмы и на ширме, что поможет воспитателю овладеть техникой кукловождения).
С большим удовольствием следят малыши за движущимися на ярко освещённом экране фигурами. Театр теней приковывает их внимание, развивает их умение сосредотачиваться. Способы изготовления теневого театра описаны в книге «Нам весело» (Ф. М. Орлова, Е. Н. Соковнина).
К концу года дети первой младшей группы, накопив определённый опыт, пытаются самостоятельно участвовать в кукольном спектакле. Это стремление необходимо поддерживать, развивать и укреплять. Для этой цели подойдёт пальчиковый театр.
«Пальчиковые» куклы предоставляют замечательную возможность поиграть вместе с ребёнком. Самых простых вы можете сделать сами: на бумажном или матерчатом чехольчике (по размеру пальца) нарисуйте лицо и волосы. Сделайте пару кукол для себя и одну поменьше для ребёнка.
Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениями собственных пальцев. Играя вместе с взрослыми, он овладевает ценными навыками общения. Разыгрывание различных ситуаций с куклами, которые ведут себя как люди, развивает воображение ребёнка».
Для детей второй младшей группы самый простой и доступный театр – это театр кукол на столе. Игрушки для него можно сшить из кусочков ткани меха, кожи, поролона – они не должны быть большими. Технология и выкройки приведены в книге «Кружок изготовления игрушек-сувениров» (О. Молотобарова).
При изготовлении необходимо учитывать соотношение игрушек по размеру (кошка должна быть выше и больше мышки, но меньше собаки) и фактуре материала (всех кукол для конкретного спектакля шьют либо из ткани, либо из поролона).
Забавных настольных актёров можно связать крючком или на спицах (чтобы они держали форму, их надевают на пластмассовые бутылочки или детские кегли). Схемы вязания и выкройки даны в книге «Забавные поделки крючком и спицами» (С. Тарасенко).
Для настольного театра подойдут «исполнители», вылепленные из глины по типу дымковской игрушки, а также деревянные, изготовленные по типу богородской игрушки. Со способами изготовления можно познакомиться по книге «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду» (Н. Халезова).
Интересные куклы получаются из бумажных конусов, цилиндров, коробочек различной высоты. Варианты таких поделок описаны в статье Л. Куцаковой «Изготовление детьми игрушек для кукольных театров» (Дошкольное воспитание, 1990 №1, №2). Следует обратить внимание на совет автора: «Работая с детьми по изготовлению кукол для театра, следует учитывать, что, прежде всего, нужно делать те персонажи, которые часто встречаются в народных сказках. Ценность этой работы – совместная трудовая деятельность детей и воспитателей. Учите ребят и учитесь сами вместе с ними. Чаще мастерите с детьми. Вы почувствуете, как крепнет Ваша дружба с ними, интереснее и содержательнее становиться жизнь детей в детском саду, в процессе общего дела сплачивается детский коллектив».
В средней группе переходим к более сложному театру. Знакомим детей с театральной ширмой и с верховыми куклами, основу которых составляет деревянный стержень – гапит. Но прежде чем малыши начнут работать на новой сцене, надо дать им возможность поиграть с игрушками, основу которых составляет деревянная ложка. Театр ложек, являясь упрощённым вариантом представления с участием верховых кукол, помогает детям освоить приёмы кукловождения.
В старшей группе следует познакомить детей с марионетками, показать им кукол с «живой рукой».
Марионетками называют кукол, которыми управляют чаще всего с помощью нити. Изготовить их можно из разных материалов. Обычно марионеток шьют из ткани по принципу изготовления мягкой игрушки. Такая кукла приводится в движение с помощью ваги, то есть деревянной крестовины, к которой на ниточках подвешивается игрушка.
Способы управления куклами с живой рукой. Обучаем детей способам управления большими напольными куклами. Высота театральной куклы системы «люди-куклы» зависит от роста ребёнка. Ребёнок надевает на себя костюм, огромную голову-маску, большие ладони, огромные ботинки, превращается в живую куклу. Голова, ладони, ботинки изготавливают из поролона и обтягивают тканью. Чтобы ребёнок внутри куклы мог дышать и видеть рот куклы делают приоткрытым на уровне глаз ребёнка. Люди-куклы обладают яркими сценическими возможностями. Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.
Это краткое изложение последовательности работы дает понятие о системе работы по развитию театрально-игровой деятельности детей по программе «Театр – Творчество – Дети». Для каждой возрастной группы автором разработаны этюды, обучающие детей приемам кукловождения. Они помогут малышам освоить азы этого занятия. Пособие содержит обширный практический материал по развитию внимания, памяти, мышления, воображения. Для каждого вида театра предлагаются специально подобранные тексты, позволяющие педагогам поставить с детьми кукольные и драматические спектакли, провести театрализованные игры.
Занимаясь с детьми театром, мы сделаем жизнь своих воспитанников интересной, содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.