Консультация. Тема: «Связь художественной литературы с нравственным воспитанием дошкольников».

Ольга Михалева
Консультация. Тема: «Связь художественной литературы с нравственным воспитанием дошкольников».

Художественная литература – неоценимый помощник в воспитании ребёнка. Книга – источник, который питает любознательность, даёт пищу воображению, чувствам, вызывает раздумья. В. Сухомлинский придавал огромное значение детской литературе. Он писал, что «до того как прочитать первое слово, ребёнок должен услышать чтение взрослого, почувствовать красоту художественных образов». Чтение он сравнивал с окошком, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Под влиянием художественной литературы развивается и совершенствуется речь и сознание ребёнка, обогащается словарный запас, учатся правильно строить фразы, чётко выражать свои мысли. Но, как научить детей правильно воспринимать и понимать художественное слово, как научить любить и уважать книгу? Каждому родителю сейчас проще включить ребёнку телевизор, компьютер и ребёнок занят. Можно заниматься своими делам, родители часто не задумываются, что принесёт их чаду это видео: вред или пользу? «Такое время настало,- часто слышим мы от родителей, - какая разница, что смотрит ребёнок, главное - ему нравится». Не задумываются родители о последствиях просмотра этих программ. Сколько можно нашим детям впитывать из телепередач и других источников информации «отбросы»? Детям нужна полноценная пища для ума, души, нравственные ориентиры, которые помогут им развиваться в согласии с общечеловеческими ценностями, иметь правильный взгляд на жизнь. Во время беседы с родителями можно услышать мнение: «Что хорошего нам дала литература? Раньше вся страна состояла из героев. Не герои нужны, а практичные люди. За подвиг теперь и «спасибо» не скажут». Родители хотят вырастить своих детей нормальными людьми, но невозможно вырастить нормального человека, не предлагая ему в период его формирования литературу с возвышенно – романтическими, героическими идеалами.

- А жизнь, совсем не романтичная, не возвышенная. И она ударит с этих романтических высот. Тогда что? Разочарование? Душевный надлом? – спрашивают родители. Но, исходя из этой логики, и сказки читать не надо. Они тоже вредны. Там тоже сплошные герои и подвиги. И всё не как в жизни. Романтически заряженная душа, пройдёт через всё. Идеал не ломает человека, а напротив, даёт психическую опору в жизни. Даёт силы жить. Пережить грязь, унижения, насилие. Интересно, что даже родители, которые активно не хотят читать детям литературу о подвигах, романтиках, считая это не нужным или даже вредным, возмущаются и недоумевают, когда видят в своём повзрослевшем ребёнке проявление трусости, эгоизма, равнодушия. Романтические литературные примеры облегчают формирование «сверх -Я» - кодекса чести, на который ориентирован Библией человек.

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей, любить свою Родину, гордиться ею, любоваться и беречь природу – поможет детская литература, которая также должна быть высокохудожественной. Только посредством такой литературы мы повысим уровень нравственного воспитания дошкольников. И актуально, как никогда высказывание Ушинского о силе слова: «Не условным звуком только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не смог бы объяснить ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живёт, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, даёт такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребёнку ни один философ».

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Подбор художественной литературы для дошкольников» Очень важно, какие книги мы подбираем для наших малышей, насколько они разнообразны по жанру, по оформлению. Книжки не должны восприниматься.

Консультация для воспитателей. Тема: «Воспитание детей средствами художественной литературы» Дошкольное детство – важный этап в становлении личности дошкольника. Уже в дошкольном возрасте у ребенка следует вырабатывать такие навыки.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Консультация. Тема: «Связь художественной литературы с нравственным воспитанием дошкольников».
Опубликовано: 4 июня 2015 в 17:14
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 августа. День рождения знаменитой скульптуры «Русалочка»

Самый известный в мире памятник сказочному персонажу – знаменитая «Русалочка» –появился на родине Андерсена, в Копенгагене, 23 августа 1913 года. В последующие годы эта скульптура стала не только датской...

23 августа. Выставка игр с кубиками на МААМ

Даже у такой простой игры как игра в кубики есть своя история и ведется она с 17 века. Хотя и до этого дети веками играли с ними, но с 1693 года кубики стали не просто игрушкой, а образовательным...

Конспект наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста «Однажды летом мы узнали»
Ах лето, лето, лето - прекрасная пора. Когда можно отдыхать, развлекаться, творить и много интересного узнать. Например, что на Земле обитают миллионы...
Конспект НОД в первой младшей группе «Мамы каждому нужны, мамы всякому важны»
Конспект НОД в первой младшей группе «Мамы каждому нужны, мамы всякому важны» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое...
Консультация для родителей «Готовность к школьному обучению»
Готовность к обучению в школе - это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной...