Получи документы

Консультация-тренинг для воспитателей «Искусство быть счастливым»

Наталья Егорова
Консультация-тренинг для воспитателей «Искусство быть счастливым»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация-тренинг для педагогов

Тема: «Искусство быть счастливым»

Цель: Профилактика «профессионального выгорания» педагогов.

Задачи:

• Предупреждение и снятие психологической перегрузки педагогического коллектива с использованием методов арт-терапии.

• Повышение самооценки, уверенности в своих силах.

• Снятие мышечного напряжения и развитие умения расслабляться.

• Развитие у педагогов способности мыслить о себе в позитивном ключе.

Упражнение «Имя — профессиональное качество»

Публикация «Консультация-тренинг для воспитателей „Искусство быть счастливым“» размещена в разделах

Здравствуйте, уважаемые педагоги! (Участники тренинга сидят на стульях в кругу.) Давайте поприветствуем друг друга: каждый по очереди, передавая мяч, называет свое имя и какое-либо свое профессиональное качество, начинающееся на первую букву (при затруднении — на вто-рую) его имени. Например, Ирина — изобретательная, Екатерина — естественная.

Мини-лекция «Профессиональное выгорание педагога»

Представители различных профессий, чья деятельность связана с интенсивным общением, рано или поздно начинают ощущать следующие симптомы: повышенная усталость, снижение самооценки, учащение жалоб на здоровье, ухудшение чувства юмора, упадок сил.

Психологи называют это состояние «профессиональным выгоранием». Являясь защитным механизмом, профессиональное выгорание способствует более экономному расходованию пси-хической энергии, но, однако, это отрицательно сказывается на профессиональных обязанно-стях (сокращение объема работы, упрощение содержания, работа по шаблонам и т. д.).

Профессиональное выгорание — это неблагоприятная реакция человека на стресс, получен-ный на работе, включающая психофизиологические и поведенческие компоненты.

Почему же это происходит?

Профессия педагога относится к профессиям, требующим постоянного контроля над своими словами и поведенческими реакциями. Эта работа невозможна без определенных усилий, и, как следствие, возникает эмоциональное перенапряжение. В процессе своей трудовой деятельности педагог вынужден общаться с детьми, родителями, коллегами: внимательно выслушивать, сопе-реживать, быстро принимать решения, сдерживать свои чувства, подбирать слова, нести ответ-ственность за жизнь и здоровье. Причем иногда это общение происходит одномоментно, и даже если все прошло хорошо, чаша эмоций оказывается переполненной, и любое человеческое об-щение может казаться нежелательным и обременительным. Добавьте к этому многочисленные проверки, увеличение количества групп в детском саду, особо «трудных» детей и «трудных» родителей, нежелательные личностные качества (повышенный уровень тревожности, чувствительности или же эмоциональная сдержанность). Все это приводит к тому, что эмоциональные весы личности педагога склоняются в сторону неблагополучия, нервного перенапряжения, а там до невроза один шаг.

Причины напряжё нности педагога являются следующие факторы:

Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций

Загруженность рабочего дня

Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки

Чувствительность к имеющимся трудностям

Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка дома или на работе

Требование творческого отношения к профессиональной деятельности

Были проведены исследования, которые показали, что Проявление СЭВ у педагогов встречаются

Чаще всего у педагогов со стажем работы от 5 до 7 и от 7 до 10 лет

8–11% – от 1 года до 3 лет, и у педагогов с 10-летним стажем (адаптация в ОУ, у педаго-гов со стажем более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психоло-гической защиты)

22% – от 15 до 20 лет

Можно выделить три стадии эмоционального выгорания.

1. Снижение самооценки.

2. Стадия одиночества.

3. Эмоциональное истощение, соматизация, потеря работоспособности.

Вполне естественно встает вопрос: что делать?

Чтобы педагогу не оказывать негативного влияния на тех, с кем он общается, и жить в мире с самим собой, следует разобраться с собой, со своими проблемами, то есть нужно начать с себя.

Тест «Как вы заботитесь о себе?»

Испытывая колоссальное эмоциональное напряжение, педагог должен уметь заботиться о се-бе и относиться со вниманием к своему психическому здоровью. Тест Тревора Повела поможет оценить, насколько вы умеете заботиться о своем внутреннем благополучии.

Тест Тревора Повела «Как вы заботитесь о себе?»

Ответьте, пожалуйста, на вопросы, приведенные в тесте. Для этого оцените каждый вопрос по 4-бапльной шкале и поставьте соответствующую цифру в графе «балл» напротив каждого вопроса.

Условные обозначения:

4 — верно (то есть высказывание полностью относится к вам, к вашим поступкам и действи-ям);

3 — скорее, верно, чем неверно;

2 — скорее, неверно, чем верно;

1 — неверно (то есть вы так не поступаете никогда).

№ Вопрос Балл

1. Временами я покупаю себе что-нибудь приятное, как, например, подарок, суве-нир, безделушку.

2. Я нахожу время, чтобы отдохнуть, расслабиться.

3. Я считаю, что имею право иногда быть эгоистичным (ой).

4. Если я себя плохо чувствую, мне нравится позволять другим заботиться обо мне.

5. Я заранее планирую приятные события, такие как каникулы, поход в театр или ресторан.

6. Каждый день я уверен (а) в том, что имею немного времени, чтобы потратить его на себя, сделать себе что-нибудь приятное.

7. Для меня важно следить за своей внешностью и здоровьем.

8. Я могу сказать «нет», когда люди требуют от меня что-то, что я не хочу делать.

9. Я хвалю себя после того, как сделаю что-нибудь хорошее.

10. Я стараюсь не употреблять алкоголь в большом количестве.

11. Я делаю специальные упражнения, чтобы сохранить здоровье.

12. Я обычно нахожу время, чтобы поддерживать отношения с людьми, которые мне приятны.

13. Я предпочитаю здоровую пищу, а не сухие пайки.

14. У меня есть время для занятий увлекательным хобби.

15. Иногда я могу поставить свои интересы выше интересов других, даже если это кому-то может не понравиться.

16. Я считаю, что каждый сам должен отвечать за решение своих проблем.

17. Я предпочитаю работать в удобном мне темпе, чем сразу выкладываться на все 100%.

18. Я могу сам (а) принимать решения, а не ждать советов окружающих.

19. Я избегаю употребления наркотиков и табака.

20. Я способен (на) признавать и доказывать другим свои достоинства.

Итого:

Подсчитайте, пожалуйста, ваш результат. Для этого сложите все цифры в колонке «балл».

Интерпретация теста «Как вы заботитесь о себе?»

Более 54 баллов — результат, выше среднего. Люди, имеющие данный общий балл, умеют за-ботиться о себе достаточно хорошо, поэтому им легче, чем другим, в искренней форме проявлять заботу об окружающих в тех ситуациях, когда это необходимо.

40—54 балла — средний результат. Те, кто имеет данный балл, как правило, стараются забо-титься о себе, но они могли бы улучшить свой результат.

Ниже 40 баллов — результат ниже среднего. Эти люди заботятся о себе недостаточно хорошо. Возможно, что они часто имеют чувство вины перед собой/окружающими (или низкий уровень ассертивности).

В профессиональных стрессовых ситуациях педагоги должны стараться не застревать на от-рицательных чувствах. Необходимо найти в себе силы, во- первых, сконцентрироваться на про-блеме и способах ее решения, а во-вторых, обогатить себя положительными эмоциями.

И в первую очередь это - Физиологическая саморегуляция.

«Болезни души неотделимы от болезней тела»

Спутник стресса – это мышечный зажим. Мышечный зажим – остаточное явление напряже-ния, появившееся из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний.

«Мышечный панцирь».

Он образуется у людей, не умеющих отдыхать, то есть снимать стресс.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА

длительный сон,

вкусная еда,

общение с природой и животными,

движение,

танцы,

музыка.

Способы эмоциональной саморегуляции:

смех, улыбка, юмор;

размышления о хорошем, приятном;

рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;

мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);

«купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

вдыхание свежего воздуха;

чтение стихов;

высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Занятие любимым делом - хобби.

Большую пользу могут принести способы: САМОВНУШЕНИЕ И САМОПООЩРЕ-НИЕ

Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:

«МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИ-ЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!».

Дарите себе подарочки и милые безделушки.

Упражнение «Спасибо, а я еще и…»

Каждый участник по кругу говорит другому его положительное качество, например: «Ты очень добрый». Тот, кому сказали его положительное качество, выслушивает и добавляет: «Спа-сибо, а я еще и…», называя другое свое положительное качество, например: «А я еще и весе-лый».

Для того, чтоб достичь счастья, нужно стараться жить по законам жизни. Самый главный закон – закон силы мысли.

Все, что вы имеете в своих мыслях, определяет вашу реальность.

Нужно освобождаться от негативных мыслеформ, которые накапливаются в ваших те-лах. И отпускать все подавляемые эмоции на свободу. Это благоприятно скажется как на вашем самочувствии, так и на других областях вашей жизни. Вам станет легко и радостно. Освобожда-ясь от негативных переживаний, вы очистите место для более позитивных эмоций, которые притянут в вашу жизнь счастье, удачу и успех.

Упражнение «Успех»

Сядьте поудобнее, закройте глаза и расслабьтесь. (Психолог включает спокойную музыку.) Представьте, что вы находитесь в большом зале, вокруг вас люди. На сцене стоит человек в смо-кинге. Перед ним блестящий предмет, от которого идет свет. Человек, говорит об успехе, по-слушайте его. Вот он называет ваше имя, говорит о вас как об успешном человеке, вызывает на сцену. Вы встаете и идете на сцену. На вас одет красивый, торжественный наряд, представьте его. Пока вы идете на сцену, вас поздравляют, на вас все смотрят, улыбаются вам. Вы подни-маетесь на сцену, вам дарят огромный букет цветов. Понюхайте эти цветы. Вы рады и счастли-вы. А теперь возвращайтесь в нашу комнату, открывайте глаза. Поделитесь своими эмоциями. (Участники по желанию высказываются.)

Для вас я выбрала несколько советов из книги Женевьев Беренд «21 волшебный урок для счастливой и полноценной жизни»

• Следите за собственными мыслями. Мысль – она первопричина. И ей стоит уделить должное внимание.

• Следите за собственными чувствами. Большое влияние на жизнь человека оказывают чувства и эмоции. Они должны быть по большей части позитивными. Следите за этим и своевременно переключайтесь на нужную волну. Если появляется страх, совершите длительную прогулку на свежем воздухе. При депрессивных мыслях начните петь песни вслух.

• Следить за собственными поступками. Каждый человек рождается, для того, чтоб делать доб-рые поступки, не только по отношению к другим и самому себе.

• Следить за тем, что вы получаете. Приучайте себя к способности видеть блага, которые вам дарит вселенная. И не забывайте благодарить ее за это.

• Следите за тем, что вы отдаете. Закон дарения – очень мощный закон. Его никто не отменял. Он говорит о том, что прежде чем, что-то получить, нужно отдать. Делиться своими богатст-вами (не только материальными, но и душевными) следует искренне и с добрым сердцем.

• Ищите любовь и жизнь во всем. В каждом человеке, в каждом животном, в каждой вещи есть энергия любви и жизни. Ищите ее. Наслаждайтесь ею. Учитесь видеть хорошее во всем, что вас окружает и в самом себе, конечно.

Упражнение «Как стать счастливым»

Скажите, что должно произойти прямо сейчас, чтобы вы могли почувствовать себя счаст-ливым? Крупный денежный выигрыш, звонок любимого человека, повышение по службе…

Давайте представим, что ЭТО произошло. Почувствуйте себя счастливым, впустите это состояние в свое тело, расправьте плечи, улыбнитесь, почувствуйте искорки в глазах, «захваты-вание» духа, удерживайте это состояние.

Повторяйте это упражнение чаще. Попробуйте увеличить «счастливое» время до 15-20 минут. Насыщайте свой организм эндорфином - это и приятно и для здоровья полезно. Со временем попробуйте входить в это состояние, когда вы занимаетесь привычными делами, моете посуду, гуляете с собакой. Удерживайте это состояние, и вы научитесь в нем жить.

Изготовление коллажа.

Я сейчас вам предлагаю заняться творчеством. С процессом творчества связаны положи-тельные эмоциональные переживания. Мы с вами будем использовать технику коллажирования, которая состоит в приклеивании к какой-либо основе разнообразных материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Материалом для нашего коллажа будут служить глянцевые журналы. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного, например, с отсутствием художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат.

Темы коллажа: «Забота о себе», «Успех», «Искусство быть счастливым».

После составления композиции участники рассказывают о своем произведении, объясня-ют выбор и связь отдельных элементов.

Итог занятия. Обратная связь

Педагогам предлагается ответить в свободной форме на вопросы:

1. Чем полезно было для вас данное занятие? Что нового вы узнали?

2. Какое упражнение вам понравилось больше всего? Почему?

3. Ваши пожелания на следующую встречу.

Публикации по теме:

Быть в движении — значит быть здоровым. Консультация для воспитателей «Быть в движении – значит быть здоровым Дата проведения: Присутствовали: Что означает быть здоровым? Как вообще понять, что организм.

Классный час с элементами тренинга «Имею право быть счастливым» Цели: в доступной и занимательной форме познакомить школьников с основными положениями Конвенции о правах ребенка;.

Консультация для родителей «Искусство быть родителем» Консультация для родителей «Искусство быть родителем» Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее.

Консультация для родителей «Как стать счастливым родителем?» Мы привыкли считать детство счастливым периодом в жизни человека и распространять это счастье не только на детей, но и на их родителей.

Консультация для воспитателей «Как помочь ребёнку быть успешным в школе?»Консультация для воспитателей «Как помочь ребёнку быть успешным в школе?» Как помочь ребёнку быть успешным в школе? Нужно ли готовить ребёнка к школе, а если готовить –то как?Что вообще значит – «подготовка ребёнка.

Консультация для воспитателей «Декоративно-прикладное искусство» Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли.

Консультация для воспитателей «Мнемотехника — искусство запоминания» Консультация для воспитателей «Мнемотехника – искусство запоминания» В 20-х гг. прошлого века, когда возник интерес к особенностям психического.

Развивающий тренинг психолога «Хочешь быть счастливым — будь им!» Цель: раскрыть масштабность определения «счастье» каждого из участников, помочь педагогам глубже усвоить понятие «счастье» и способствовать.

Тренинг «Искусство комплимента» для старшеклассников Тренинг «Искусство комплимента» для учащихся старших классов. Цель: • Развитие высоких человеческих качеств, доброты, милосердия, толерантности.

Эссе «Я — педагог» для конкурса «Искусство быть в профессии» Я хочу предложить вашему вниманию эссе на тему "Я педагог" Который был написан мною, для конкурса "Искусство быть в профессии" в номинации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация-тренинг для воспитателей «Искусство быть счастливым»
Опубликовано: 6 февраля 2018 в 20:54
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация-тренинг для воспитателей «Искусство быть счастливым»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Егорова (УИ 1448449) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД