Наталья Егорова
Консультация-тренинг для воспитателей «Искусство быть счастливым»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация-тренинг для педагогов
Тема: «Искусство быть счастливым»
Цель: Профилактика «профессионального выгорания» педагогов.
Задачи:
• Предупреждение и снятие психологической перегрузки педагогического коллектива с использованием методов арт-терапии.
• Повышение самооценки, уверенности в своих силах.
• Снятие мышечного напряжения и развитие умения расслабляться.
• Развитие у педагогов способности мыслить о себе в позитивном ключе.
Упражнение «Имя — профессиональное качество»
Публикация «Консультация-тренинг для воспитателей „Искусство быть счастливым“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Здравствуйте, уважаемые педагоги! (Участники тренинга сидят на стульях в кругу.) Давайте поприветствуем друг друга: каждый по очереди, передавая мяч, называет свое имя и какое-либо свое профессиональное качество, начинающееся на первую букву (при затруднении — на вто-рую) его имени. Например, Ирина — изобретательная, Екатерина — естественная.
Мини-лекция «Профессиональное выгорание педагога»
Представители различных профессий, чья деятельность связана с интенсивным общением, рано или поздно начинают ощущать следующие симптомы: повышенная усталость, снижение самооценки, учащение жалоб на здоровье, ухудшение чувства юмора, упадок сил.
Психологи называют это состояние «профессиональным выгоранием». Являясь защитным механизмом, профессиональное выгорание способствует более экономному расходованию пси-хической энергии, но, однако, это отрицательно сказывается на профессиональных обязанно-стях (сокращение объема работы, упрощение содержания, работа по шаблонам и т. д.).
Профессиональное выгорание — это неблагоприятная реакция человека на стресс, получен-ный на работе, включающая психофизиологические и поведенческие компоненты.
Почему же это происходит?
Профессия педагога относится к профессиям, требующим постоянного контроля над своими словами и поведенческими реакциями. Эта работа невозможна без определенных усилий, и, как следствие, возникает эмоциональное перенапряжение. В процессе своей трудовой деятельности педагог вынужден общаться с детьми, родителями, коллегами: внимательно выслушивать, сопе-реживать, быстро принимать решения, сдерживать свои чувства, подбирать слова, нести ответ-ственность за жизнь и здоровье. Причем иногда это общение происходит одномоментно, и даже если все прошло хорошо, чаша эмоций оказывается переполненной, и любое человеческое об-щение может казаться нежелательным и обременительным. Добавьте к этому многочисленные проверки, увеличение количества групп в детском саду, особо «трудных» детей и «трудных» родителей, нежелательные личностные качества (повышенный уровень тревожности, чувствительности или же эмоциональная сдержанность). Все это приводит к тому, что эмоциональные весы личности педагога склоняются в сторону неблагополучия, нервного перенапряжения, а там до невроза один шаг.
Причины напряжё нности педагога являются следующие факторы:
Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций
Загруженность рабочего дня
Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки
Чувствительность к имеющимся трудностям
Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка дома или на работе
Требование творческого отношения к профессиональной деятельности
Были проведены исследования, которые показали, что Проявление СЭВ у педагогов встречаются
Чаще всего у педагогов со стажем работы от 5 до 7 и от 7 до 10 лет
8–11% – от 1 года до 3 лет, и у педагогов с 10-летним стажем (адаптация в ОУ, у педаго-гов со стажем более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психоло-гической защиты)
22% – от 15 до 20 лет
Можно выделить три стадии эмоционального выгорания.
1. Снижение самооценки.
2. Стадия одиночества.
3. Эмоциональное истощение, соматизация, потеря работоспособности.
Вполне естественно встает вопрос: что делать?
Чтобы педагогу не оказывать негативного влияния на тех, с кем он общается, и жить в мире с самим собой, следует разобраться с собой, со своими проблемами, то есть нужно начать с себя.
Тест «Как вы заботитесь о себе?»
Испытывая колоссальное эмоциональное напряжение, педагог должен уметь заботиться о се-бе и относиться со вниманием к своему психическому здоровью. Тест Тревора Повела поможет оценить, насколько вы умеете заботиться о своем внутреннем благополучии.
Тест Тревора Повела «Как вы заботитесь о себе?»
Ответьте, пожалуйста, на вопросы, приведенные в тесте. Для этого оцените каждый вопрос по 4-бапльной шкале и поставьте соответствующую цифру в графе «балл» напротив каждого вопроса.
Условные обозначения:
4 — верно (то есть высказывание полностью относится к вам, к вашим поступкам и действи-ям);
3 — скорее, верно, чем неверно;
2 — скорее, неверно, чем верно;
1 — неверно (то есть вы так не поступаете никогда).
№ Вопрос Балл
1. Временами я покупаю себе что-нибудь приятное, как, например, подарок, суве-нир, безделушку.
2. Я нахожу время, чтобы отдохнуть, расслабиться.
3. Я считаю, что имею право иногда быть эгоистичным (ой).
4. Если я себя плохо чувствую, мне нравится позволять другим заботиться обо мне.
5. Я заранее планирую приятные события, такие как каникулы, поход в театр или ресторан.
6. Каждый день я уверен (а) в том, что имею немного времени, чтобы потратить его на себя, сделать себе что-нибудь приятное.
7. Для меня важно следить за своей внешностью и здоровьем.
8. Я могу сказать «нет», когда люди требуют от меня что-то, что я не хочу делать.
9. Я хвалю себя после того, как сделаю что-нибудь хорошее.
10. Я стараюсь не употреблять алкоголь в большом количестве.
11. Я делаю специальные упражнения, чтобы сохранить здоровье.
12. Я обычно нахожу время, чтобы поддерживать отношения с людьми, которые мне приятны.
13. Я предпочитаю здоровую пищу, а не сухие пайки.
14. У меня есть время для занятий увлекательным хобби.
15. Иногда я могу поставить свои интересы выше интересов других, даже если это кому-то может не понравиться.
16. Я считаю, что каждый сам должен отвечать за решение своих проблем.
17. Я предпочитаю работать в удобном мне темпе, чем сразу выкладываться на все 100%.
18. Я могу сам (а) принимать решения, а не ждать советов окружающих.
19. Я избегаю употребления наркотиков и табака.
20. Я способен (на) признавать и доказывать другим свои достоинства.
Итого:
Подсчитайте, пожалуйста, ваш результат. Для этого сложите все цифры в колонке «балл».
Интерпретация теста «Как вы заботитесь о себе?»
Более 54 баллов — результат, выше среднего. Люди, имеющие данный общий балл, умеют за-ботиться о себе достаточно хорошо, поэтому им легче, чем другим, в искренней форме проявлять заботу об окружающих в тех ситуациях, когда это необходимо.
40—54 балла — средний результат. Те, кто имеет данный балл, как правило, стараются забо-титься о себе, но они могли бы улучшить свой результат.
Ниже 40 баллов — результат ниже среднего. Эти люди заботятся о себе недостаточно хорошо. Возможно, что они часто имеют чувство вины перед собой/окружающими (или низкий уровень ассертивности).
В профессиональных стрессовых ситуациях педагоги должны стараться не застревать на от-рицательных чувствах. Необходимо найти в себе силы, во- первых, сконцентрироваться на про-блеме и способах ее решения, а во-вторых, обогатить себя положительными эмоциями.
И в первую очередь это - Физиологическая саморегуляция.
«Болезни души неотделимы от болезней тела»
Спутник стресса – это мышечный зажим. Мышечный зажим – остаточное явление напряже-ния, появившееся из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний.
«Мышечный панцирь».
Он образуется у людей, не умеющих отдыхать, то есть снимать стресс.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА
длительный сон,
вкусная еда,
общение с природой и животными,
движение,
танцы,
музыка.
Способы эмоциональной саморегуляции:
смех, улыбка, юмор;
размышления о хорошем, приятном;
рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
«купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
вдыхание свежего воздуха;
чтение стихов;
высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Занятие любимым делом - хобби.
Большую пользу могут принести способы: САМОВНУШЕНИЕ И САМОПООЩРЕ-НИЕ
Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.
В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:
«МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИ-ЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!».
Дарите себе подарочки и милые безделушки.
Упражнение «Спасибо, а я еще и…»
Каждый участник по кругу говорит другому его положительное качество, например: «Ты очень добрый». Тот, кому сказали его положительное качество, выслушивает и добавляет: «Спа-сибо, а я еще и…», называя другое свое положительное качество, например: «А я еще и весе-лый».
Для того, чтоб достичь счастья, нужно стараться жить по законам жизни. Самый главный закон – закон силы мысли.
Все, что вы имеете в своих мыслях, определяет вашу реальность.
Нужно освобождаться от негативных мыслеформ, которые накапливаются в ваших те-лах. И отпускать все подавляемые эмоции на свободу. Это благоприятно скажется как на вашем самочувствии, так и на других областях вашей жизни. Вам станет легко и радостно. Освобожда-ясь от негативных переживаний, вы очистите место для более позитивных эмоций, которые притянут в вашу жизнь счастье, удачу и успех.
Упражнение «Успех»
Сядьте поудобнее, закройте глаза и расслабьтесь. (Психолог включает спокойную музыку.) Представьте, что вы находитесь в большом зале, вокруг вас люди. На сцене стоит человек в смо-кинге. Перед ним блестящий предмет, от которого идет свет. Человек, говорит об успехе, по-слушайте его. Вот он называет ваше имя, говорит о вас как об успешном человеке, вызывает на сцену. Вы встаете и идете на сцену. На вас одет красивый, торжественный наряд, представьте его. Пока вы идете на сцену, вас поздравляют, на вас все смотрят, улыбаются вам. Вы подни-маетесь на сцену, вам дарят огромный букет цветов. Понюхайте эти цветы. Вы рады и счастли-вы. А теперь возвращайтесь в нашу комнату, открывайте глаза. Поделитесь своими эмоциями. (Участники по желанию высказываются.)
Для вас я выбрала несколько советов из книги Женевьев Беренд «21 волшебный урок для счастливой и полноценной жизни»
• Следите за собственными мыслями. Мысль – она первопричина. И ей стоит уделить должное внимание.
• Следите за собственными чувствами. Большое влияние на жизнь человека оказывают чувства и эмоции. Они должны быть по большей части позитивными. Следите за этим и своевременно переключайтесь на нужную волну. Если появляется страх, совершите длительную прогулку на свежем воздухе. При депрессивных мыслях начните петь песни вслух.
• Следить за собственными поступками. Каждый человек рождается, для того, чтоб делать доб-рые поступки, не только по отношению к другим и самому себе.
• Следить за тем, что вы получаете. Приучайте себя к способности видеть блага, которые вам дарит вселенная. И не забывайте благодарить ее за это.
• Следите за тем, что вы отдаете. Закон дарения – очень мощный закон. Его никто не отменял. Он говорит о том, что прежде чем, что-то получить, нужно отдать. Делиться своими богатст-вами (не только материальными, но и душевными) следует искренне и с добрым сердцем.
• Ищите любовь и жизнь во всем. В каждом человеке, в каждом животном, в каждой вещи есть энергия любви и жизни. Ищите ее. Наслаждайтесь ею. Учитесь видеть хорошее во всем, что вас окружает и в самом себе, конечно.
Упражнение «Как стать счастливым»
Скажите, что должно произойти прямо сейчас, чтобы вы могли почувствовать себя счаст-ливым? Крупный денежный выигрыш, звонок любимого человека, повышение по службе…
Давайте представим, что ЭТО произошло. Почувствуйте себя счастливым, впустите это состояние в свое тело, расправьте плечи, улыбнитесь, почувствуйте искорки в глазах, «захваты-вание» духа, удерживайте это состояние.
Повторяйте это упражнение чаще. Попробуйте увеличить «счастливое» время до 15-20 минут. Насыщайте свой организм эндорфином - это и приятно и для здоровья полезно. Со временем попробуйте входить в это состояние, когда вы занимаетесь привычными делами, моете посуду, гуляете с собакой. Удерживайте это состояние, и вы научитесь в нем жить.
Изготовление коллажа.
Я сейчас вам предлагаю заняться творчеством. С процессом творчества связаны положи-тельные эмоциональные переживания. Мы с вами будем использовать технику коллажирования, которая состоит в приклеивании к какой-либо основе разнообразных материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Материалом для нашего коллажа будут служить глянцевые журналы. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного, например, с отсутствием художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат.
Темы коллажа: «Забота о себе», «Успех», «Искусство быть счастливым».
После составления композиции участники рассказывают о своем произведении, объясня-ют выбор и связь отдельных элементов.
Итог занятия. Обратная связь
Педагогам предлагается ответить в свободной форме на вопросы:
1. Чем полезно было для вас данное занятие? Что нового вы узнали?
2. Какое упражнение вам понравилось больше всего? Почему?
3. Ваши пожелания на следующую встречу.