Консультация «Роль семьи в автоматизации поставленных звуков в домашних условиях» для детей с ТНР

Татьяна Петрова
Консультация «Роль семьи в автоматизации поставленных звуков в домашних условиях» для детей с ТНР

Консультация учителя-логопеда для родителей

(законных представителей) группы компенсирующей направленности (для детей с ТНР) на тему «Роль семьи в автоматизации

поставленных звуков в домашних условиях»

Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, в которой он воспитывается, а точнее которую создают сами взрослые в семье, сознательно, а большой частью, и бессознательно. Степень влияния домашней работы законных представителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Надежды и ожидания родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому довольно часто учителю-логопеду приходится сталкиваться с такими вопросами,как: «Вы специалист, поэтому ждем от вас результатов. Когда у моего ребенка пропадут дефекты речи?». Возникают подобные вопросы из-за слабого представления родителей о самом процессе обучения их ребенка, а также из-за непонимания того простого факта, что большую часть своей жизни ребенок проводит именно с родителями.

Какова же на самом деле роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей? Не стоит думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Взрослые должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

• не ругать ребенка за неправильную речь;

• ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

• не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

• осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Сами родители должны быть готовы к достаточно длительной психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к занятиям с ним.

Особенности речи и поведения родителей при контактах с ребенком. Основными положениями, которыми следует руководствоваться родителям во время занятий, служат понятия о культуре речи, смысловой нагрузке слов и особенностях восприятия речи ребенком. Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Взрослые, окружающие ребенка, должны понимать, что умиление детским лепетом, могут привести к устойчивости неправильного навыка в произношении. Взаимосвязь с ребенком, зависит от уровня понимания ребенка и возможностей воздействия на него с целью правильной постановки речи. Основные рекомендации повышения эффективности выполнения заданий учителя-логопеда должны быть связаны, прежде всего, с постоянным комментированием родителями своих действий в присутствии ребенка с одновременной демонстрацией активного действия.

Коррекция нарушенного звукопроизношения происходит постепенно

и состоит из 4 этапов:

Этапы Цель

Первый

Подготовительный Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию звуков. Создание установки на коррекционную работу, повышение уверенности, чувства полноценностей.

Второй

Постановка звуков Добиться правильного звучания изолированного звука.

Третий

Автоматизация звуков Добиться правильного произношения во фразовой речи.

Четвертый

Дифференциация звуков Научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Уважаемые родители!

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в логопедическом кабинете (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные учителем-логопедом звуки.

Общие положения

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука стоит переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т. д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

Автоматизация поставленного звукадолжна проводиться в строгой последовательности:

автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

автоматизация звука в предложениях;

автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

автоматизация звука в разговорной речи.

В процессе автоматизации звуковпроводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

С развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

Методы проведения занятий дома. Дети в возрасте до 5-6 лет не в состоянии выдержать «долгое сидение». После 5, максимум 10 мин. занятий их внимание рассеивается.Секрет проведения занятий и мотивации к ним внешне прост: ребенок должен посильно участвовать в действиях взрослых. Во время любых действий, совершаемых в присутствии ребенка, необходимо проговаривать вслух всю тему, заданную учителем-логопедом, творчески приспосабливая содержание действий к содержанию темы.

Речевой материал, который изучается за неделю на занятиях в ДОО, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Для детей они не новые, а родителями должны быть прочитаны до конца, объяснены и отработаны под их же контролем. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму. Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача учителя-логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах. Но если рекомендации учителя-логопеда в домашних условиях будут выполняться несвоевременно и не в полном объеме, то заметных подвижек может быть недостаточно. Работу по автоматизации исправленных звуковможно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

Правила работы в домашних тетрадях:

- тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;

- не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься несколько раз по 10-15 мин. ;

- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и т. д.) выполняются карандашами;

- весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;

Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка;

- артикуляционную и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребенком;

- задания, предложенные в тетради, проводите в игровой форме, показывая, что это интересно вам самим;

- все задания выполняются до конца;

- занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте своего ребенка, если он не справляется с заданиями.

Таким образом: исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте своего ребенка с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.

Публикации по теме:

Дидактические игры на автоматизацию поставленных звуковДидактические игры на автоматизацию поставленных звуков Уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры, разработанные для автоматизации поставленных.

Консультация для любителей орхидей «Советы по уходу за фаленопсисами в домашних условиях»Консультация для любителей орхидей «Советы по уходу за фаленопсисами в домашних условиях» Дорогие друзья, доброе время суток! Фаленопсис получил особое распространение по всему земному шару. Ароматные пестрые цветы в форме.

Консультация для родителей «Аппликация в домашних условиях»Консультация для родителей «Аппликация в домашних условиях» У вашего ребёнка не достаточно развила мелкая моторика? Он неправильно держит ложку, не умеет застегивать пуговицы, не охотно и не аккуратно.

Консультация для родителей «Как организовать изобразительную деятельность детей раннего возраста в домашних условиях» Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей ребенка, которые.

Библиотека изображений:
  • Домашние питомцы
  • Домашние питомцы
  • Домашние животные
Автор публикации:
Консультация «Роль семьи в автоматизации поставленных звуков в домашних условиях» для детей с ТНР
Опубликовано: 25 января 2021 в 19:56
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 марта. День ниток и пряжи на МААМ

Нитки всегда были и будут очень важны для людей: без них не сошьёшь одежды или обуви, чтобы защитить себя от холода. В очередной тематический день предлагаем поговорить с детьми о том, как делаются нитки,...

2 марта. Международный день спички

Простому, но очень важному, изобретению человечества посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы вместе с ребенком найти спичкам нестандартное...

Фотоотчёт «Весеннее преображение старшей группы»
Весна в наши края придёт еще не скоро. Всю прошлую неделю мели метели, стояли сильные морозы. Утро первого дня весны встретило нас снежком который падал...
Оформление музыкального зала к Международному женскому Дню 8 Марта
Наконец- то первый за этот учебный год праздник в музыкальном зале с оформлением, с украшением! Мы все соскучились по этому приятному делу. Всегда...
Инновационные продукты в организации руководства детской игрой. Бумага тишью
Методологическая лаборатория увлекательных идей «Инновационные продукты в организации руководства детской игрой» Бумага тишью в организации руководства...