Получи документы

Консультация: «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Юлия Анатольевна Дрюк
Консультация: «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста

В детские сады приводят малышей, которые многое не умеют. Одна из задач воспитателей групп раннего возраста заключается в формировании культурно-гигиенических навыков. Этот процесс длительный и сложный, так как приходиться менять у детей стереотипы, сформированные до поступления в детский сад. Воспитатели заново учат детей пользоваться горшком, полотенцем, мыть руки перед едой, одевать и снимать одежду, принимать пищу. К сожалению, родители не уделяют этим вопросам должного внимания, а зачастую выполняют эти действия за детей. Все это, конечно же, затрудняет процесс адаптации детей к детскому саду, тормозит развитие малыша, ухудшает его психологическое самочувствие.

Публикация «Консультация: „Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста“» размещена в разделах

Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети очень активны. Очень часто они стремятся выполнить различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддерживать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать - я сам! Часто по разным причинам - из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка - мы стремимся сделать все за него сами.

Давайте попробуем ответить на вопросы:

- Действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Как вы считаете?

- Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?

Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишая его самостоятельности, подрывая у него веру в свои силы, приучая надеяться на других.

Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях так и в желаниях. У него появляются устойчивое желание самоутвердиться.

Подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя - это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого. Подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.

Давайте попробуем обсудить, могут ли наши детки выполнить перечисленные ниже действия.

= Мыть руки, засучивая рукава?

= Мыть лицо, не разбрызгивая воду?

= Пользоваться мылом?

= Сухо вытираться полотенцем?

= Замечать непорядок в одежде, обращаться за помощью?

= Убирать на место игрушки, пить из чашки, пользоваться ложкой, салфеткой?

= Аккуратно есть, пользоваться салфеткой? И т. п.

Конечно, малыши не сразу приобретает необходимые навыки, и мы должны учить его, но не делать за него.

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, они продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.

Для воспитания и привития у детей хорошей привычки мыть руки мы пользуемся маленькими стишками:

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

Когда мы причесываем девочек, мы читаем стишок:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынка до пят –

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся –

Маму, дочку, слушайся.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения и имеет следующие задачи:

= приучить детей правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу;

= уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой;

= учить тому, что и как едят (хлеб, котлета, салат, суп, каша, бутерброд, запеканка);

= познакомить с разновидностями посуды (чайная, столовая);

= учить сервировать стол к чаю.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.

Навыки, которыми должен овладеть ребёнок к трем годам:

1. Продолжать учить под контролем взрослого, а затем и самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой.

2. Насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

3. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок, использовать зеркало

4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами: полотенце, носовой платок, салфетка, расчёска, горшок.

5. В процессе еды побуждать к самостоятельности, учить держать ложку.

6. В процессе одевания и раздевания напоминать их порядок.

7. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застёжки на липучках);

8. При небольшой помощи взрослого учить аккуратно складывать снятую одежду, в определённом порядке;

9. При небольшой помощи взрослого учить правильно надевать обувь и одежду.

Помогите своему малышу стать самостоятельным, шагать по жизни уверенно, и вы будете гордиться его успехами!

Публикации по теме:

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста «Формирование культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста» Задачи, которые мы реализуем в процессе режимных моментов:.

Игровые ситуации по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания Игра «Водичка, водичка!» Цель: формировать интерес к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

Консультация для родителей «Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» Культура здоровья - это совокупность трех компонентов. -Осознанное отношение к своему здоровью и жизни. -Знания о здоровье и умения оберегать,.

Консультация для воспитателей «Воспитание культурно гигиенических навыков у дошкольников» Консультация для воспитателей детского сада «Воспитание культурно гигиенических навыков у детей дошкольного возраста» На протяжении веков.

Консультация «Воспитание культурно-гигиенических навыков» Консультация. «Воспитание культурно-гигиенических навыков» (из личного опыта работы) Тема охраны жизни и здоровья детей сегодня волнует.

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у умственно отсталых детей В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно –развивающей помощи детей с глубокими интеллектуальными нарушениями. Так.

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков для детей раннего возраста Актуальность Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия связанные с принятием.

Родительское собрание «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» «Формирование культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста по средствам малых жанров фольклора». Здравствуйте дорогие родители.

Консультация «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 3–4 лет. Приучаем ребенка правильно мыть руки» Малыш трех лет уже самостоятельно может принимать пищу, одеваться и раздеваться, умываться, использовать туалет, использовать носовой платок,.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста Раннее детство – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Важность развития ребёнка в возрасте от одного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация: «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
Опубликовано: 26 октября 2015 в 22:14
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД