Приложение МААМ

Консультация «Эффективность использования игровых методов при обучении дошкольников пению»

Людмила Царегородцева
Консультация «Эффективность использования игровых методов при обучении дошкольников пению»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность и перспективность опыта.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. Педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в широком спектре современных технологий. Каждый специалист может обратиться к разработке идей, которые считает интересными и эффективными для своей работы.

Публикация «Консультация „Эффективность использования игровых методов при обучении дошкольников пению“» размещена в разделах

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Методика музыкального воспитания детей складывалась в течение многих десятилетий. Она состоит из огромного числа вариантов. Однако это процесс долгий и кропотливый, требующий от педагога терпения и бережного отношения. Практика показывает, что дети не любят, когда их принуждают к чему либо. Невозможно детей заставить полюбить петь, танцевать, рисовать и т. д. Можно только увлечь их этой деятельностью, заинтересовать и поддерживать интерес постоянно. Игровые способы воспитания, развития и обучения замечательны тем, что все эти процессы проходят незаметно для детей, непроизвольно. В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объём работы, какой им не доступен в обычной учебной ситуации.

Концептуальность. Важное место в жизни любого человека занимает музыка и музыкальная деятельность. Пение – это не только развивающий, но и физиологический процесс, требующий внимательного и профессионального подхода, знания психологии и методики работы с детьми. Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.

Содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер. Ведущей деятельностью обучения детей пению на занятиях является – игра. Именно в игре ребёнок самоутверждается как личность, у него развивается интерес, положительные эмоции, образ, фантазия, речевое общение, движение, а самое главное – непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния.

Ведущая педагогическая идея.

Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников. Ее важность определяется сензитивностью (чувствительностью) этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.

Музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить ребёнка петь чётко, внятно, с любовью и настроением, естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. При обучении дошкольников пению надо следить за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, открывают рот. В правильном положении у них лучше работает главная дыхательная мышца – диафрагма.

Оптимальность и эффективность средств. Опыт работы с детьми показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства должен проходить через «волшебный мост» игры, при помощи которой можно научить его петь, играть на инструментах, красиво двигаться, танцевать и слушать музыку. Для ребенка-дошкольника преобладающими являются эмоционально-образное мышление, отличающееся яркостью восприятия, наглядная образная память, богатство воображения. Поэтому введение ребенка в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову. Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение. Безусловно, в игре необходима эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений, так как они облегчают подражание, эмоционально заряжают детей.

Игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей становятся более устойчивыми, разучивание песни происходит легко и радостно. Дети в игровой форме учатся одному из сложнейших приёмов пения – импровизации, а лёгкость усвоения различных навыков способствует преодолению тревожности и неуверенности в себе, что позитивно влияет на детей с низкой самооценкой, делает их деятельность в игровом процессе неизменно успешной.

Результативность опыта.

На базе работы вокального кружка, организованного в ДОУ, была проведена диагностика детей 5-6 лет. Диагностирование осуществлялось в 2 этапа: начало 2017 и конец учебного года 2018 г. (промежуточная диагностика - по необходимости). В процессе исследования проверялись: музыкальный слух, память, чувство ритма. В конце эксперимента было проведено дополнительное диагностическое исследование. Параметрами диагностирования по разделу «пение» для детей старшего дошкольного возраста послужили:

1. эмоциональное исполнение песни;

2. придумывание движения для обыгрывания песни;

3. сочинение попевок;

4. проявление желания солировать;

5. узнавание песни по любому фрагменту.

Полученные результаты сравнивались с исходными. Цель проведенного исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная апробация адаптированной методики, разработанной на основании подходов и идей, которые педагог считает не только интересными, но и необходимыми и эффективными в своей работе.

Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа с детьми – все это позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, принимают участие в городских мероприятиях, поют дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи.

Игровая методика обучения детей пению реализуется в два этапа. Цель первого, речевого, этапа заключается в том, чтобы легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, сделать обучение легким, понятным, привлекательным занятием.

Основными видами деятельности на речевом этапе являются:

1) артикуляционная гимнастика, которая помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию.

«Жил-был Язычок. Проснулся как-то утром рано. Постучал в зубки (стучат языком в зубы, в губки (стучат языком в губы, постучал в щёчки (стучат языком в щёки). Рассердился, да и выпрыгнул! (высовывают язык). Потянулся к солнышку (язычок наверх, посмотрел на травку (язычок вниз, на солнышко, на травку. Взял и подразнил всех (дразнят друг друга языком)».

2) игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание. У детей дошкольного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое и интенсивное, так как рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Поэтому развивать певческое дыхание лучше параллельно с речевым, поскольку способ выдоха – родственный, более длительный и экономный.

а) лёжа на спине, положить руки на диафрагму, дышать ровно, глубоко;

б) встать прямо, держать ладонь на диафрагме, сделать вдох, задержать дыхание и выдохнуть. При вдохе рука должна ощутить движение диафрагмы вперёд. Следить, чтобы при вдохе плечи не поднимались;

в) встретили на поляне зайчиков : аз зайчик, два зайчик, три зайчик и т. д пока хватит дыхание.

Осенние листочки на дереве висят,

Как только ветер дунет – они зашелестят.

А ветерок рассердится и дунет посильней,

И ветви закачаются быстрей, быстрей, быстрей!

Потом начнется листопад.

Листочки на землю летят.

- подняв руки, поворачивают кисти, произнося звук «Ш»

- на продолжительном выдохе произносят звук «Ф»

- качают руками и глиссандируют звук «А» то вверх, то вниз

- постепенно опускают руки вниз, четко произнося звук «П»

3) развивающие игры с голосом – подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу, голосам животных, звукам неживой природы. Звукоподражания очень выразительны, поэтому игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты.

«Лес ночной – он полон звуков х-х-х…

Кто-то «укал» у-у-у…

Кто-то хрюкал хрю-хрю….

Кто мяукал мяу….

Кто-то топал топают

Кто-то крыльями захлопал руками по телу

И кричал «Ау» «А-ууууу….»

И глазищами вращал штробас

Лес не спал наперебой говорят всё, что хотят из вышесказанного.

Ну а кто-то тихо-тихо говорят на высоких тонах

Тонким голосом молчал»

Далее тренируем выдох более открытых гласных «о», «а» в других играх с голосом: «Встреча язычка с жителями удивительной страны».

Язычок нарядился в башмачки с каблучками и отправился в путь-дорогу. (цокать язычком).

Шел он, шел и пришел в удивительную страну, где все говорили не словами, а звуками. Язычок очень хотел понять жителей этой страны и поэтому все внимательно слушал, запоминал и повторял.

Какой-то незнакомец обратился к Язычку с вопросом: «у / О?» (произнести с повышение интонации)

Язычок не понял и переспросил: «у / О?»

На что незнакомец ответил: «У \ о». (произнести с понижением интонации).

Язычок повторил: «У \ о».

Новый знакомый нашего героя продолжал разговор: «у / о / А?» - спросил он у язычка. (повторить вопрос).

Язычок снова переспросил: «у / о / А?».

На что незнакомец ответил: «У \ о \ а». (повторить ответ).

Язычок повторил услышанное: «У \ о \ а».

Постепенно Язычок стал понимать своего нового собеседника и разговаривать с ним.

4) речевые зарядки, цель которых – подготовить голоса детей к речи и пению; в содержание речевой зарядки могут входить игровые упражнения на артикуляцию, дыхание.

Например: вместе с педагогом рассказывают стихотворение с максимальной мимикой.

«Ехал странный пассажир

Вёз в кошёлке рыбий жир выделяют слово «жир» (с отвращением)

Чуть трамвай притормозит,

Пассажир вперёд спешит наклон вперёд

Чуть трамвай прибавит ход

Пассажир назад ползёт наклон назад

Все, кто ехал с пассажиром

Вышли смазанные жиром» выделяют слово «жиром» (с отвращением)

5) ритмодекламации – чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме, основная цель которого заключается в развитии музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.

Второй, певческий, этап предполагает следующие основные виды деятельности:

1) формирование и развитие певческой интонации;

2) песенное творчество;

3) работа над разучиванием песенного материала. Самое главное на первом году обучения пению – это не требовать от детей чёткого выполнения интонационных требований. Интонация будет развиваться со временем, параллельно музыкальному слуху.

Игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей становятся более устойчивыми, разучивание песни происходит легко и радостно. Дети в игровой форме учатся одному из сложнейших приёмов пения – импровизации, а лёгкость усвоения различных навыков способствует преодолению тревожности и неуверенности в себе, что позитивно влияет на детей с низкой самооценкой, делает их деятельность в игровом процессе неизменно успешной.

Публикации по теме:

Интеграция игровых технологий в обучении дошкольников английскому языку В настоящий момент современным подходам в организации педагогического процесса образовательных учреждений присуща тенденция к интеграции.

Использование игровых методов в оценке знаний дошкольников Специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и.

Эффективность использования сенсорных игр для развития младших дошкольников Сенсорное воспитание – важнейшее средство полноценного развития ребёнка: развитие его восприятия, формирование представлений о свойствах.

Формирование умственной деятельности дошкольников путём использования новых методов обучения в математике Формирование умственной деятельности дошкольников путём использования новых методов обучения в математике Занятия по развитию математических.

Использование игровых приёмов при обучении детей плаванию Ребёнок всегда является зеркалом среды, в играх он усваивает всё: привычки и обычаи своей среды, воспринимая всё, что чаще видит и узнаёт.

Использование игровых технологий в обучении старших дошкольников правилам безопасного поведения на дороге Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьёзную проблему. Жизненная необходимость обучения детей дошкольного возраста.

Консультация для педагогов «Методы и приемы, используемые при обучении старших дошкольников рисованию фигуры человека» Консультация для педагогов «Методы и приемы, используемые при обучении старших дошкольников рисованию фигуры человека» (из опыта работы)Рисовать.

Мастер-класс «Использование игровых приемов по адаптации детей к воде как подготовительный этап при обучении плаванию»Мастер-класс «Использование игровых приемов по адаптации детей к воде как подготовительный этап при обучении плаванию» Мастер-класс для родителей «Использование игровых приемов по адаптации детей младшего возраста к воде при обучении плаванию» Крюкова Юлия.

Актуальность использования компьютерных технологий в обучении дошкольников мерам личной безопасности АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ МЕРАМ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Автор: воспитатель МБДОУ «Детский.

Разнообразие игровых методов и приёмов в обучении и воспитании дошкольников. Игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Эффективность использования игровых методов при обучении дошкольников пению»
Опубликовано: 9 февраля 2019 в 22:25
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Эффективность использования игровых методов при обучении дошкольников пению»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Царегородцева (УИ 267948) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД