Лора Головань
Консультация «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТОПОЛЁК»
Консультация
«Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности»
Составила: воспитатель
Головань Л. Г.
г. Белая Калитва
2022г.
Публикация «Консультация „Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
В дошкольном периоде закладываются основы личности, в том числе, основы отношения к окружающему миру природы, которые на протяжении последующей жизни лишь обогащаются. Общение детей с природой, организованное воспитателем, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять её.
Искусство вообще и изобразительное искусство, в частности, даёт возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам. Связь восприятия действительности и собственной изобразительной деятельности особенно важна как средство активизации эстетического восприятия детьми природы. Без эстетически направленного восприятия практически невозможно существенное познание природных явлений и целостное их освоение.
Рисуя,
ребёнок пытается выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного делающего свои первые шаги в мире изобразительного искусства. Организованное восприятие, осмысление и прочувствование образного смысла произведений различных видов искусства, результатов детского творчества помогает ребёнку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней.
Изобразительная деятельность – это особая форма передачи ребенком своего видения природы, отношения к ней. Что в первую очередь рисует малыш, как только сможет держать в руке карандаш? Травку, солнышко, дождик. Для того чтобы что-то нарисовать, нужно рассмотреть. Многие отмечают, что после занятий по экологии дети совершенно по-другому начинают рисовать деревья, облака, цветы
. Палитра их рисунков становится богаче, а сам рисунок детальнее. Дети могут выразить своё чувства, впечатление с помощью самых разных техник
.
На занятиях стараться развивать и формировать в детях следующие способности и умения:
• умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу;
• способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы;
• стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой;
• умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное, любоваться уголками родной и экзотической культуры;
• способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним в пейзажах-настроениях;
• способность быть оригинальным в выборе сюжета, использовать различные средства художественного выражения (цвет, линию, объём и т. п.) для осуществления своего замысла;
• умение давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения;
• умение работать с гуашью, акварелью, пастелью, восковыми мелками, сангиной, фломастерами, пластилином, белой и цветной бумагой, природными материалами и т. п.
• готовность быть активными на занятиях, не стесняться спрашивать у педагога о том, что непонятно и пр.
В содержание занятий по изобразительной деятельности включено знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с животными и растительным миром. Предложение изобразить картины природы, животных всегда встречает у детей положительный отклик
. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний об её объектах и обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. И во время познания природы, и в момент её изображения у детей развиваются психические процессы: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, воображение, моторная координация и речь.
Часть занятий, когда позволяет погода, можно проводить на открытом воздухе, и тогда любование природой связывается в сознании детей с пройденным на занятиях, а впечатления, полученные во время прогулки, непосредственно отражаются в детском творчестве. Гуляя с детьми на улице, мы собираем коллекции природных материалов (листья, веточки, камушки и т. п., делаем наброски и зарисовки, наблюдаем за поведением птиц и т. д.
. Такой «диалог с живой природой» способствует активизации эстетического восприятия.
Когда нет возможности выйти на улицу, демонстрирую детям слайд-фильмы (презентации, состоящие из выразительных кадров. Сменяющиеся на экране красивые цветные изображения не оставляют ребят равнодушными, они активно подключаются к обсуждению, свои суждения выстраивают на основе личных впечатлений об увиденном. «Птицы», «День Земли», «Насекомые», «Дикие животные», «Посадка растений» и т. д. Всё вышеперечисленное позволяет выстроить драматургию занятия таким образом, чтобы в сознании ребят обыденный мир предстал удивительным и необычным.
Формировать заинтересованность и чувство ответственности к результатам практической деятельности помогают коллективные и подгрупповые виды работ, когда над одним замыслом работают двое, трое или вся группа детей
. Коллективные работы, созданные детьми, как правило, красочны, декоративны и выразительны. Анализ таких работ проходит с большим интересом, дети активнее выражают своё отношение к результатам совместного труда, радуются итогу коллективных усилий и согласованности своих действий.
Экологическое образование подразумевает бережное отношение и любовь к природе. Но любить можно только то, что знаешь и понимаешь. Научить или заставить любить невозможно, но если помогать ребенку увидеть необычное в обычном, обращать его внимание на красоту ажурной паутинки, блестящую спинку жука, необычную форму ветки, вместе любоваться закатом и удивляться отражению облаков в луже. У ребенка появляется желание перенести свои наблюдения на лист бумаги.
Направления работы по экологическому воспитанию посредством изобразительной деятельности :
— закрепление материалов экологических занятий в процессе рисования, аппликации, лепки;
— иллюстрирование детьми книг (сказок, рассказов) — как изданных, так и собственных;
— изготовление наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам;
— участие в создании картинной галереи, выставочных уголков в группах;
— подбор художественных произведений;
— участие в экологических акциях;
--- участие в экологических конкурсах;
К сожалению, взрослые нередко отбивают у ребёнка естественный интерес исследования вместо того, чтобы поддержать его. Можно вместе полюбоваться росинкой на травке или капелькой дождя, увидеть в ней отражение своего мира, а можно сказать: «не подходи к газону, промочишь ноги!». Дети любят волшебство и даже немного верят в него. Капелька воды превращается в снежинку, льдинку, иней, а упавший листик в почву. Попробуйте нарисовать портрет воды. У каждого он будет свой. Кто-то нарисует дождь, кто-то озеро, кто-то пар. И каждый будет прав по-своему. Потому что вода тоже волшебница. Она постоянно меняет свой облик. Тот, кто часто общается с природой и сам немного становится волшебником. Человек превращает обычную корягу или шишку в сказочного человека. Очень важно, чтобы ребёнок оставался ещё ребёнком – художником, ребёнком – фантазёром. Именно поэтому большое внимание уделяется рисованию, аппликации и конструированию.
Большое значение для активизации творчества детей имеет создание соответствующей «образовательной среды», ведь учебно-воспитательный процесс всегда происходит в определённом социальном и пространственно-предметном окружении, качество которого, несомненно, оказывает влияние на развитие и становление участников этого процесса и на него в целом. Для полноценного процесса экологического воспитания в ходе изобразительной деятельности групповое помещение оформлено комнатными растениями, плакатами, стендом «Эколята»
, папками с детскими работами на природные темы, коллекциями разнообразных природных материалов и др. Интерьер, в который органично включается мир природы, сам по себе оказывает на личность сильное психолого-педагогическое воздействие, и одновременно является наглядным пособием для изобразительной деятельности.
Таким образом, изобразительная деятельность является способом эстетического освоения природных объектов, соответствует эстетическому компоненту экологической культуры личности, а также отвечает возрастной потребности в непрагматическом взаимодействии с миром природы и разностороннем познании этого мира. Воспитатель должен найти такие педагогические методы и приемы, которые способны возбудить у детей интерес, вызвать эмоциональное отношение к изображаемому, желание оценить свои работы, заметить в них разнообразие форм, яркость цветосочетаний, ритмический повтор, расположение в пространстве и т. д., которые, несомненно, будут транслироваться с изображения на реальный образ живой природы, и, следовательно, на бережное отношение к нему.